Показательны здесь изменение метра и темпа, упрощение ритмического рисунка, приближающие эту лирическую неаполитанскую канцону к боевым маршам.
Традиции Джурковича продолжали и другие музыканты-любители, работавшие в городах Воеводины и примыкавшие к «Омладине»: А. Максимович (1844—1873), Й. Пачу (1847—1902), М. Топалович (1849—1912). Из их сочинений можно выделить хор Максимовича «Где Воеводина сербская» (на революционные стихи В. Качанского), его же популярную песню «Море, море» (слова Л. Костича), ряд сочинений Пачу, связанных с актуальными политическими событиями13, хоры «Ветер с Косова поля», «Соколы», «Боевая песня» Топаловича и др.
Свой вклад в развитие массовых хоровых жанров внес и композитор К. Станкович (1831—1865), положивший начало пе только профессиональному музыкальному творчеству в Сербии, но и давший ему подчеркнуто национальное направление. Ему принадлежат такие сочинения, как хор на стихи Дж. Якшича «Черногорец черногорке», песни «Вот верная рука» и «В бой, в бой, славные борцы» (к драме Дж. Малетича «Дозор сербской свободы, или Сербские гайдуки»), выдержанные в стиле массовых революционно-патриотических песен.
Продолжателем дела Станковича был известный композитор Д. Енко (1835—1914). Словенец по происхождению, Енко с 1863 г. живет в Сербии, работает в хоровых обществах Панчево и Белграда, руководит Народным театром в Белграде. В его творческом наследии сочинения для хора занимают очень большое место, и значительная их часть непосредственно отражает деятельность хоровых обществ по созданию и пропаганде массовых песен. Первый успех сопутствовал Енко еще в Вене при появлении его хора «Вперед, под знамя славы» — впоследствии словенского гимна. Тогда же им были созданы и другие песни патриотического характера («Побратимы», «Родной брат»). В Сербии Енко продолжает писать хоры в стиле массовых песен, уже на стихи сербских поэтов: «Сабля моя острая» (слова М. Поповича), «Что молчишь, печальный серб» (слова В. Васича), «Боги отцов наших» (текст Дж. Якшича) и др. В качестве примера его «песен борьбы» можно привести «Край наш каменистый», в музыкальном языке которой ясно проступают черты рабочих революционных песен.
Среди авторов массово-героических песен следует назвать и композиторов-чехов, работавших во многих хоровых обществах Сербии. Приглашение чешских музыкантов было вызвано недостатком отечественных профессиональных кадров в период бурного роста хоровых коллективов. В развитии сербской музыкальной культуры чехи сыграли значительную роль, проникнувшись не только задачами национального творчества, но и патриотическими идеями, ибо общим врагом и сербов, и чехов был габсбургский абсолютизм. Большинство произведений чешских композиторов относится к области вокально-хоровой музыки. Это песни и хоры В. Горейшека (1839—1874), написанные на стихи Б. Радичевича, Й. Йовановича-Змая, Л. Ненадовича, С. Враза, популярная песня Г. Гавласы (1839—1909) на стихи Дж. Якшича «Падайте, братья», сохранившаяся в репертуаре хоровых обществ вплоть до второй мировой войны, известная песня В. Главача (1849—1911) — активнейшего деятеля движения «Омладины» — «Не сдадимся!» на стихи Й. Сундетича. Можно назвать также патриотический хор «День святого Георгия» X. Доубека (1852—1897), песню «Орел клекочет с высоты» Й. Це, написанную в честь видного политического борца С. Милетича, наконец, первую песню о рабочих-шахтерах «Марш горняков Костолаца» В. Шистека и его же патриотическую песню «О, Сербия, мать родная».
Под непосредственным воздействием хоровых обществ и «Омладины» формируется идейно-художественный облик Й. Маринковича (1851—1931) — композитора, заложившего вместе с С. Мокраняцем (1856—1914) основы сербской музыкальной классики.
Творчество Маринковича было всецело связано с хоровыми обществами, где протекала начиная с восьмидесятых годов его многолетняя педагогическая и дирижерская деятельность. Маринкович работал в Белградском хоровом обществе, в академическом хоровом обществе «Обилич» (студентов Белградского университета), в Рабочем хоровом обществе. В его наследии, состоящем исключительно из вокальной музыки, большое место занимают хоровые произведения подчеркнуто массового, революционного звучания.
Многие его хоры, отвечавшие как своей тематикой, так и музыкальным строем боевому духу «омладинских» идей, нередко использовались в политически-агитационных выступлениях «Омладины».
Начиная с первого сочинения, хора «Восстаньте, братья», написанного Маринковичем для коллектива учащихся Сомборской педагогической школы, где он тогда учился, национально-освободительные мотивы прочно входят в его творчество. Тексты своих сочинений композитор большей частью заимствовал из «омладинской» литературы, опиравшейся на образный строй народно-патриотической поэзии. И хотя содержание его произведений иногда ограничивалось романтическими мотивами «смерти за отечество», «гибели в жестоком бою с лютыми врагами» и т. д., музыка Маринковича несла в себе более современные черты революционной героики, будила чувства протеста, призывала к борьбе. Хоры Маринковича обобщили лучшие завоевания в области стилистики массовых песенных жанров. Их интонационно-ритмический склад, приемы хорового письма, сохраняя связи с распространенными маршево-гомофонными формами массовой песни, отличались вместе с тем индивидуальностью авторских решений. Одно из наиболее удачных сочинений Маринковича — «Народный хор», написанный для общества «Обилич», «начальный фанфарный мотив которого означал в свое время символ политической борьбы и сопротивления».
Эта песня (на стихи В. Качанского), известная по своим первым словам «Эй, трубач!», служила лозунгом многих политических манифестаций до 1914 г. и стала впоследствии гимном общества «Обилич».
Большую общественную роль сыграли и другие хоры Маринковича: «Геройский призыв», «Пусть раздастся песня славян», «Песня рабочих», национальная «Марсельеза» — «Эх, со славой умирать...», «Песней к сердцу» и другие. Начальные слова последней, «Песней к сердцу, сердцем к родине», были девизом движения «Омладины», под которым развивалось, по существу, все передовое музыкальное искусство Сербии конца прошлого — начала нынешнего века.
Расцвет массовой песни и деятельности хоровых обществ характерен и для музыкальной жизни Хорватии последней трети XIX — начала XX столетия.
Основанное в Загребе в 1862 г. хоровое общество «Коло» становится крупным исполнительским коллективом, побудившим многих композиторов к созданию хоровых сочинений, проникнутых национально-патриотическим пафосом, мотивами протеста и призыва к борьбе. Сам демократически-массовый характер концертов «Коло» «отвечал духу времени и стремлениям объединить как можно больше представителей различных общественных слоев».
На первом концерте «Коло» был исполнен хор Д. Енко «Вперед, под знамя славы», что сразу же определило характер деятельности этого коллектива, а в дальнейшем и его заметную роль в художественной жизни той поры революционного подъема, который наступил после десятилетий реакции. Большую часть репертуара «Коло» и других хоровых обществ, возникших в различных городах Хорватии, составляли массово-героические «будницы», марши, патриотические песни. Многое в них возрождает идеи иллиризма, вновь получившие актуальность в 80—90-е годы прошлого века.
Обществу «Коло» посвятил большинство своих хоровых сочинений Й. Зайц (1832—1914)- композитор и музыкальный деятель, чьим именем определяется целый период в истории хорватской музыки. Среди этих сочинений — ставший исключительно популярным хор «В бой» (1866), впервые исполненный «Коло» и позже введенный композитором в его оперу «Никола Шубич-Зриньски».
Это поистине массовая песня открытого политического звучания, которая приобрела в то время значение символа объединения хорватов в их борьбе за национальную свободу и независимость.
Для хоровых обществ писали и другие композиторы конца века. Было здесь немало сочинений, продолжавших традиции иллирийских «будниц», но нередко уже с чертами современных революционных маршей.
Так, например, в известной патриотической песне хорватского композитора В. Новака (1865—1918) «Бог и хорваты» (1894) есть строки, в которых содержится прямой призыв к действию: «...сбросим столетний сон..., восстанем, братья, час настал...» И с точки зрения музыкальной стилистики в ней содержится немало примет массовых революционных песен периода пролетарских движений.
В словенской музыке массовые, демократические формы искусства зарождаются и развиваются в рамках романтического направления. Именно песенно-хоровые жанры, проникнутые патриотическими, освободительными идеями, определили развитие словенского музыкального романтизма. В период революционных событий 1848 г. и непосредственно вслед за ними словенская народная песня и произведения, на ней основанные, широко использовались борцами-патриотами как могучее средство сплочения передовых сил общества, как средство пропаганды свободолюбивых идей. Прямым следствием событий 1848 г. явилась значительно возросшая активность культурных деятелей Словении. Созданные ими общества и организации ставили своей целью развитие национального искусства в тесном взаимодействии с задачами политической борьбы. «Словенское общество» (1848) и устраиваемые им «беседы» — концерты вокально-хоровых, фортепианных и оркестровых сочинений подчеркнуто демократического, популярно-массового характера — открыли новую страницу в истории словенской музыки.
В целях пропаганды массовой песни «Словенское общество» предпринимает издание «Словенской герлицы» («Slovenska gerlica»), первый сборник которой вышел уже в 1848 г.; он включил в себя многие песни, ставшие впоследствии широко популярными. В это же время возникает и специфический вид музыкального творчества — так называемая музыка народной гвардии, писавшаяся для военных оркестров народных дружин, организованных в ряде городов Словении.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.