В непосредственном контакте с деятельностью «Словенского общества», его «бесед» и изданий, с Народными дружинами развивается творчество композиторов середины прошлого века. Многие из них были музыкантами-любителями, и сочинения их, главным образом песенно-хоровых жанров, отличались крайней простотой музыкального языка. В песнях этих авторов ярко отражался массовый революционный подъем, и потому они были очень популярны в свое время.
Песни Ю. Флейшмана, например, не всегда отличались высокими художественными качествами, но при оценке их «необходимо прежде всего учитывать тот факт, что их автор был истинным композитором мартовской революции».
Большим творческим стимулом в создании национально-патриотических песен, проникнутых идеями борьбы против угнетения, служила композиторам поэзия Ф. Прешерна, которая привлекала их «не только своей идейной концепцией..., но и романтической настроенностью». На стихи Прешерна писали почти все композиторы, связанные в своей деятельности с революцией 1848 г. Среди сочинений, возникших в те годы на стихи Прешерна, можно назвать «Венок словенских песен» К. Машека, «Солдатскую» и «Моряка» Г. Машека, ряд песен Ю. Флейшмана, Й. Томажевеца.
По мысли деятелей освободительного движения, музыка должна была содействовать распространению и утверждению революционно-патриотических взглядов среди самых широких слоев населения. Особая роль здесь принадлежит читальням, распространившимся после 1860 г. При них основывались музыкальные школы и хоровые коллективы, для которых работали многие композиторы. Именно читальни становятся центром развития музыкальной жизни словенцев, а главное — способствуют укреплению сложившихся связей песенно-хоровых жанров с тематикой освободительной борьбы. Для хоров читален писали вокальные произведения многие словенские композиторы второй половины XIX в., включая Д. Енко. Творчество их, особенно песенно-хоровые сочинения, играли большую роль в воспитании эстетического вкуса широких народных масс. А отдельные сочинения, помимо своей ярко национальной определенности, несли в себе черты боевых, революционных песен и маршей. Таковы, например, популярные песни Я. Альяжа «Прощайте, горы», «Триглав» и «В тот день», вызывавшие энтузиазм слушателей.
Необходимо помнить, что в Словении в силу сложившихся традиции оы-ло очень велико влияние немецкой музыкальной культуры. Упомянутые коллективы при читальнях практически проводили в жизнь идеи развития национальной музыкальной культуры и противопоставляли немецкой музыке сочинения словенских композиторов, иностранным исполнителям — отечественных музыкантов. В массовое песенное искусство Сербии, Хорватии, Словении уже на рубеже XX в. естественно вливается рабочая песня. Стилистическая близость рабочего фольклора и рабочей песни Югославии с народно-патриотической, романтико-революционной и боевой песней предшествующего периода объясняется преемственностью сложившихся здесь культурно-исторических и культурно-общественных традиций. Та героико-освободительная, тираноборческая тематика, которая издавна питала и народное творчество, и профессиональные формы искусства, создала здесь благодатную почву для появления социально заостренного искусства рабочего класса.
С другой стороны, сложное переплетение национально-освободительных, политических и социальных мотивов, сопутствовавших борьбе пролетариата югославянских народов, определяет тот факт, что в массовой песне тесно смыкаются, а порой, и объединяются признаки собственно рабочих песен и песен более широкого, общедемократического звучания, ибо «борьба за национальную свободу в широких народных массах имела и социальный смысл». Для развития массовой песни различной тематики общим истоком оставалось народное творчество, и, так же как в случае с профессиональными хоровыми жанрами, «корни рабочего фольклора в Югославии надо искать в народном творчестве предшествующих общественных формаций». Рабочая песня смыкается в своих истоках с хорватской и словенской «будницей», с сербской «песней борьбы».
Не следует также забывать, что, как и в других странах, важным компонентом песенного репертуара рабочих в Югославии становится и западноевропейская революционная песня, и песня международного пролетарского движения. «Марсельеза» и «Интернационал» в Югославии «были восприняты сельской и городской беднотой как свои песни, закаливающие в борьбе против тирании, сплачивающие в плотные шеренги самые передовые силы общества в борьбе за революционный разгром угнетателей».
С появлением рабочего класса в Югославии образуются и первые Рабочие общества (70-е годы XIX), которые предшествовали политическим организациям рабочих, возникшим в 90-е годы. В рамках Рабочих обществ создаются «хоры, оркестры и разные другие художественные группы, имевшие своей целью помочь культурному самоопределению и борьбе революционного рабочего класса». «В рабочих обществах распространяются и поддерживаются рабочая песня, чтение стихов, сольное и хоровое пение»
Новые Рабочие хоровые общества во многом продолжали исполнительские традиции уже существовавших хоровых обществ, но в их деятельности отчетливее сказалась политическая направленность, а в их репертуар вошли новые песни, непосредственно связанные с борьбой пролетариата. В условиях растущего революционного подъема и расширения социалистического движения эти песни постепенно приобретали значение общенародных «песен борьбы».
Как указывает Дж. Караклаич, для многих рабочих песен конца XIX и начала XX в. образцами служили немецкие рабочие песни (нередко авторы попросту копировали их). Так, в архиве М. Нешича, работавшего в Новом Саде, были обнаружены с сербским текстом «Марш социалистов» и «Песня о восьмичасовом рабочем дне», изданные в Штутгарте в сборнике социалистических песен и вошедшие в постоянный репертуар многих рабочих обществ Югославии. Часто пели «Марсельезу» с осовремененным текстом, а позже с 1908 г.— «Интернационал».
Самый ранний образец национальной рабочей песни относится к 1875 г. Это «Рабочее коло» А. Лифки, обнаруженное в архиве общества «Абрашевич» в Крагуевце.
Характерно, что и в тексте, и в музыкальном языке песни подчеркивается специфически национальный, фольклорный образ — коло, в данном случае как символ единства всех, «кто истинный рабочий... кто истинный герой...» Аналогичный пример — песня Б. Йоксимовича «Светозарево коло», написанная в честь Светозара Марковича для концерта передовой студенческой молодежи в Белграде в 1878 г. и сохранившаяся в репертуаре хоровых обществ вплоть до наших дней.
Успех этих песен побуждает многих передовых музыкантов, сочинявших в те годы массовые агитационные песни, к созданию произведений, непосредственно отражающих борьбу пролетариата. Так появляются «Рабочая песня» Й. Маринковича, «Товарищ» и «Невенское коло» М. Нешича, песни Н. Сударевича. С. Анджелич посвятил себя исключительно рабочей песне; им были созданы, в частности, на тексты К. Абрашевича «Лети, наша песня», «Пролетариат», «Вейте, ветры», «Омладинская песня», «Рабочий марш», «Девиз Абрашевича», «Гимн Абрашевича» и другие.
Помимо перечисленных, очень часто исполнялись рабочие песни других народов Европы, такие, как «Рабочий привет», «Рабочий гимн», «Объединяйтесь», «Исчезни, насилье и несправедливость», «Пролетарии всей земли», «Вьется Гласное знамя», «На заре», «Да здравствует солнце Первого мая», «День борьбы — тяжелый день», «Встаньте дружно, товарищи».
Создавались песни и в среде самих рабочих. Они возникали по случаю рабочих праздников и демонстраций (в первую очередь Первомая), в буднях борьбы, в тюрьмах, во время стачек и т. д. Одна из самых известных песен такого рода появилась в дни забастовки сельскохозяйственных рабочих села Меленац (Воеводина) в 1907 г. Характерно, что в ладо-ритмическом строении, в переменности размеров этой песни ясно выступают фольклорные черты.
Постепенно из общей массы рабочих песен, включавших в себя и авторские, и «анонимные», выделяются такие, которые знаменуют определенный итог в развитии жанра. То поистине массовое, всенародное значение, которое они приобретают, свидетельствует о высокой степени не только идейного, но и музыкально-стилистического обобщения. В этих песнях нередко можно наблюдать синтез элементов рабочего фольклора, профессионально-любительской агитационной песни и характерных примет международной революционной песни. К примеру, в песне «Пролетарии всей земли» заметны следы национального фольклора в сочетании с чертами массовой песни: подчеркнутые синкопы, аккордовый склад, маршевая упругость интонаций и ритмически «выровненная» мелодика сравнительно широкого дыхания.
Структура песни типична для устойчивых форм массовой песни: ей присущи четкая квадратность в построении фраз, повторная периодичность общей композиции. Эти черты говорят о родстве с «классическими» образцами революционных песен, вплоть до интонационного сходства, в частности, с «Интернационалом».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.