В Словении на рубеже XIX—XX вв. социальная драма с первых шагов проявляется как драма политическая. В этом находит свое отражение продолжение традиций словенской реалистической драмы конца XIX в. В изображение конфликта между капиталом и социальными низами очень рано входит тема борьбы рабочего класса за свои права. И если в одной из первых пьес, где встречается образ рабочего,— в драме «Из мести» (1896), Антона Фунтека, тема социальных противоречий оттеснена натуралистической трактовкой проблем ревности, биологической наследственности и т. д., то в пьесе Этбина Кристана «Като Вранкович» (1909), названной по имени главного героя — молодого интеллигента, выдвигающего свою кандидатуру на выборах,— на первом плане проблема политическая. В 1912 г. на люблянской профессиональной сцене была поставлена еще одна драма — «Фабрика» Э. Кристана, тема которой — конфликт между трудом и капиталом. Острые общественные вопросы были поставлены и в пьесе известной прогрессивной писательницы Зоф-ки Кведровой «Американцы» (1908), посвященной проблеме эмиграции словенских крестьян.
В начале XX в. важнейшее значение для развития всего югославского театра имела драматургия Горького, быстро нашедшая дорогу к сербским, хорватским и словенским зрителям. Спектакль «На дне» в хорватском Национальном театре состоялся всего несколько месяцев спустя после премьер в Москве и Петербурге. Режиссер Йосип Бах успел уже к тому времени ознакомиться со знаменитой постановкой «На дне» Рейнхарта. Позже, в 1906 г., Й. Бах побывал в Берлине на спектаклях МХТ и привез чуть ли не полную режиссерскую партитуру мхатов-ской постановки «На дне».
В 1904 г. «На дне» поставили Национальные театры в Белграде и Любляне. Высоко оценивая игру сербской актрисы Софии Джорджевич в роли Насти (Настя в ее исполнении была окружена романтическим ореолом и искренне страдала от грязи и несправедливости жизни), критик одной из белградских газет отмечал: «Наши актеры вообще хорошо справляются с воплощением горьковских типов». В 1903—1904 гг. в Загребе и Белграде с успехом прошли и «Мещане» Горького. И если мир Бессеменовых трактовался в манере психологического реализма, то, например, приподнятая романтическая интерпретация образа Нила Борштником на загребской сцене отвечала восприятию этого образа многими современниками, ценившими в творчестве Горького прежде всего протест против пошлости мещанского существования, стремление к свободе, к активной защите прав человеческой личности. Характерен отзыв о пьесе «На Дне», принадлежащий поэту Краньчевичу. Горький, по его мнению, «не равнодушен к судьбе несчастных, но главное для него — не сочувствие, а сопротивление, энергия, борьба. Этим, и только этим,— утверждал Краньчевич,— можно объяснить огромный, сказочный успех его произведений». Характеризуя первые постановки горьковской драматургии в Югославии, современный югославский критик Шиме Вучетич пишет, что театры в то время привлекала в ней прежде всего возможность показать «сочный быт». Однако второй чертой пьес Горького, вызывавшей симпатию зрителей, Ш. Вучетич называет их «романтический пафос и звучащий в них призыв к свободе», что представляется несомненно более убедительным и более существенным. Более глубокое истолкование революционной сущности горьковских пьес дает в тот период, как правило, литературная критика.
Качественно новый этап развития не только словенского, но и всего югославского сценического искусства знаменует творчество драматурга Ивана Цанкара (1876—1918). Мы находим в нем прочный синтез лучших традиций отечественного драматического искусства — драматургии критического реализма, с ее демократизмом и присущим ей беспощадным разоблачением и осмеянием буржуазной действительности, пьес переломной эпохи рубежа XIX—XX вв., где гуманистические порывы облечены в символы, и первых опытов драматургов — социал-демократов, обратившихся к жизни и борьбе пролетариата. Метод Цанкара органически включает также достижения зарубежной драмы конца XIX — начала XX в. Особенно важное значение для Цанкара имело творчество М. Горького. Югославская критика недаром подчеркивает, что именно актер Игнят Борштник, друг Цанкара и самый верный истолкователь его театральных замыслов, стал первым в Югославии исполнителем ролей Нила в «Мещанах» и Сатина в «На дне», сыгранных им на загребской сцене. Если в ранних пьесах Цанкара ощущается влияние Гауптмана, то в конце творческого пути писателя особенно заметной становится его близость к поэтике драматургии Горького.
В ранних пьесах «Романтики» и «Якоб Руда» (1900) Цанкар уже намечает основные конфликты своих будущих широко известных драм. Рупором авторских идей служит здесь художник, противостоящий косной мещанской среде. Герой этот в обеих пьесах не находит себе места в окружающей его действительности, терпит крах и в любви. Следующая драма Цанкара, написанная всего годом позже, демонстрирует возросшую зрелость автора в подходе к жизненному материалу. «На благо народа» — сатирическая комедия. Автор не проповедует и не поучает, он — показывает. Сатирический эффект достигается именно обыкновенностью и правдоподобием и в то же время — смехотворностью и цинизмом происходящего на сцене. Содержание пьлы составляет свара между двумя группировками доморощенных политиканов, в оправдание своих низменных эгоистических поступков без конца ссылающихся на интересы народа. «Герои» пьесы рядятся в разнообразные политические костюмы и маски, они дерутся из-за жирного куска, но вмиг объединяются, почуяв опасность. Коалиция их могущественна, но дни их сочтены, у них нет будущего. Одна из последних сцен комедии символизирует разрыв «детей» со старшим поколением. Даже те наследники лжеборцов за интересы народа, которые далеки от революционных идей, не желают следовать примеру «отцов». Мечты о будущем выражены в пьесе устами журналиста Шуки. Один из его монологов явно сродни знаменитому монологу горьковского Сатина:
«Ш у к а (встает взволнованный). «В каждом есть что-то от человека в лучшем смысле этого слова. И когда этот человек проснется! Когда в холопе пробудится господин, а в рабе — король... тогда не будет больше «народа», тогда будут люди, самим себе принадлежащие, дерзновенные, гордые... короли в лохмотьях...»
В последнем действии Шука прямо предсказывает революцию: «Богом забытые холопы, отверженные и бездомные, займут ваше место за пиршественным столом,— говорит он, обращаясь к «хозяевам жизни». — Порвите свои воззвания, сбросьте с плеч заботу о народе и его благе! Потому что этого «народа» больше нет! Нет больше холопов, отверженных! Наступит грозный час...»
Следующая пьеса Цанкара — «Король Бетайновы» была закончена автором в 1902 г. Цанкар задумал ее вначале как драму о разорении крестьянства, о пролетаризации сельских бедняков. В ходе работы над пьесой на первый план все больше выступала фигура «короля» Бетайновы — капиталиста, сосредоточившего в своих руках всю торговлю и промышленность небольшого словенского местечка. Действие пьесы развивается параллельно, в двух планах — психологически-бытовом и гротескно-символическом. Образ Кантора перерастает в гигантский образ его величества Капитала, пока еще безраздельно властвующего в стране. Многие современники придавали символический смысл самому названию «Бетайнова» (слово это — неологизм, созданный Цанкаром от глагола «тлеть»), расшифровывая его как «королевство, где тлеет огонь».
Обобщенный, символический характер носят обвинения, предъявляемые Кантору революционно настроенным студентом: «Ваше королевство сплошь из краденого; сколько в нем нищих, которых вы обокрали, раздели, выбросили на улицу! Долой корону, долой скипетр!» Пророчески звучат слова героя, внушающего рабочим идеи борьбы с капиталом: «Слышите, как там, в низах, шевелятся, встают ваши рабы. Это моих рук дело, ваше королевское величество...» Чувство долга перед народом придает Максу отвагу в пока еще неравном бою с могущественным противником. Характерно, что в 1933 г. к этой пьесе обратилась группа артистов, близких к компартии,— «Драматическая студия». В дальнейшем пьеса ставилась не раз уже после Освобождения.
Заслуга Цанкара была в том, что он не только ввел в отечественную драматургию первые художественно полноценные образы борцов за интересы масс, но и стремился всесторонне разработать тип современного ему революционера, показать его в развитии. В образах героев его пьес, противостоящих темному царству беспринципных политиканов, алчных предпринимателей и мракобесов-клерикалов, отразилась новая постановка традиционной для словенского искусства проблемы взаимоотношений интеллигенции и народа.
Драма революционера народническо-просветительского толка — учителя Ермана — стала центром пьесы Цанкара «Холопы» (постановка этой пьесы, изданной в 1912 г., была сразу запрещена цензурой). Писатель-социалист продемонстрировал новый идейный подход к проблемам, издавна волновавшим словенскую общественность. Вопрос о положении интеллигенции в обществе, обычно ограниченный рамками протеста против онемечивания образованных словенцев, впервые встал в произведениях Цанкара как вопрос социальный. Место интеллигенции — рядом с народом, борющимся за свои права, за справедливое общественное устройство,— утверждал автор своей пьесой. Писатель ясно чувствовал, что прошла пора народнического этапа освободительного движения, прошло время революционеров-просветителей, готовых всем пожертвовать ради народа, но неспособных повести его на борьбу. Закономерно, что именно в драме «Холопы» впервые в югославской профессиональной драматургии был создан образ рабочего-борца Каландера. Калапдер — фигура, обозначенная самыми общими чертами. Однако образ его дышит уверенностью и силой. Он сочувствует Ерману, который переезжает в другой город, но отъезд учителя не помешает деятельности Каландера и его товарищей. В монологе Ермана, обращенном к Каландеру, впервые в истории югославского искусства совершенно отчетливо была высказана мысль о грядущей освободительной миссии пролетариата.
В «Холопах» особенно четко проявилась художественная близость метода Цанкара принципам драматургии М. Горького. Конфликт отдельной личности с обществом показывается здесь в процессе непосредственного воздействия на человека противоречий социальной действительности. Основная форма диалога в этой пьесе — философский или политический диспут, что потребовало от театра нового подхода к непривычному жизненному материалу — политической страстности, новых средств сценической выразительности, которые помогли бы вскрыть, говори словами К. С. Станиславского, сказанными о драматургии Горького, «новый своеобразный романтизм, пафос, с одной стороны, граничащий с театральностью, а с другой — с проповедью».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.