Иван Цанкар не успел осуществить все свои драматургические замыслы. Не раз возвращался писатель на протяжении всей своей жизни к мысли о создании величественной народной трагедии о восстаниях словенских крестьян в XV—XVI вв. «Трагедия о словенских крестьянских бунтах вот уже восемь или десять лет роится в моей голове,— сообщал он в беседе с корреспондентом журнала «Дом ин свет»,— я вижу перед собой целые сцены из нее...» Отдельные постановки революционных театров межвоенного периода предварили подлинную сценическую историю драматургии Цанкара, начавшуюся в новой Югославии. Имя его и по сей день не сходит с театральных афиш всех республик СФРЮ.
Творчество хорватского писателя Мирослава Крлежи (р. 1893) непосредственно связало революционную драматургию конца XIX — начала XX в. с искусством последующего периода. Важнейшее из ранних произведений драматурга — входящая в цикл под общим названием «Легенды» пьеса «Кралево», первая редакция которой датируется 1915 г. В пьесе изображено традиционное ярмарочное гулянье в предместье Загреба Кралево в ночь накануне Иванова дня. Уродливым формам бытия в пьесе противопоставлены фантастические фольклорные образы, превращенные волею художника в символы добра и человечности. Обреченности буржуазного существования драматург противопоставляет народную мораль. «Кралево» — пьеса откровенно ироническая по отношению ко всем атрибутам обывательщины. Автор резко, четко и насмешливо дает знать, что для него понятия «буржуазное» и «национальное», «народное» несовместимы. Этого не могла ему простить буржуазная критика ни в 1915 г. в воюющей Австро-Венгрии, ни позже, в королевской Югославии. Дорогу на сцену «Легендам» Крлежи преградил созданный официальным театром и раздутый правой печатью миф о «невозможности» поставить его драмы.
Ненависть к мещанству, к буржуазности, остро и иронично высказанная Крлежей в «Кралево», доминирует и в следующей его драме «Христофор Колумб» (1917). Писатель опасается за судьбы людей, устремившихся навстречу новой жизни, но еще несущих на своем корабле груз прошлого. Задуманный драматургом спектакль (подробнейшие ремарки Крлежи составляют, по сути дела, режиссерскую разработку) должен был взбудоражить буржуазную публику, пробить стену ее сытого равнодушия. Замысел Крлежи заключался в том, чтобы показать трагическую картину гибели старого и мучительного рождения нового общества. Драматург адресовался к сознанию народных масс, пробужденному войной и начавшимся под влиянием Великого Октября революционным движением в Европе. Крлежа посвятил свою драму В. И. Ленину, и многие современники прочли «Христофора Колумба» как символическое изображение русской революции и ее вождя. «...Постановка, верная замыслу художника, должна была бы представить гигантское напряжение и головокружительность переворота, сопутствующего рождению нового общества»,— писал позднее критик Илко Гореньчевич.
Молодая югославская революционная критика (первые рецензии на пьесы Крлежи появились в 1919—1920 гг.) увидела огромное достоинство «Христофора Колумба» в том, что Крлежа резко выступил против плоского, мещанского толкования самого понятия революции, против сведения целей и задач революционной борьбы к достижению обывательского благополучия.
Вожаков буржуазных партий и группировок узрели современники Крлежи в его «старейшинах» и «сильных мира сего», суливших народу земные блага, затемнявших его сознание и отвращавших его от идеалов Колумба — по мысли автора — от идеалов социалистической революции. Революция и ее вождь для Крлежи в 1917 г.— явления почти божественные, отмеченные печатью таинства. Колумб — вождь народа — несет в себе высшее знание, сверхчеловеческую силу убеждения. Его воздействие и на стихию, и на умы людей чудесно, сверхъестественно. Сможет ли возвышенный гуманистический идеал выдержать столкновение с реальной действительностью? Таков вопрос, вставший перед Крлежей в его размышлениях о революции. И «Христофор Колумб» был выражением боли художника при мысли, что идеал этот может быть запятнан. Носитель идеи братства всех людей, духовного преображения человека (Крлеже, как и многим его современникам, социалистический идеал был тогда яснее всего в этическом плане) был пока благородным, но изолированным от массы мечтателем.
Оценивая место «Колумба» в духовной жизни передовой югославской интеллигенции эпохи 1914—1917 гг., наш современник, театровед Мариян Маткович называет эту пьесу «живым художественным отражением эпохи международной резни, предательств, господства военщины, скотства в человеческих отношениях, массовых убийств,— тьмы безвременья, которую осветит только пожар Великого Октября... Вся борьба вокруг театра Крлежи,— продолжает критик,— была борьбой за принципы прогрессивной драматургии или против них, за модный, дешевый, развлекательный театр».
Революционная драматургия, созданная на рубеже XIX и XX вв. югославскими авторами, так же как и произведения прогрессивной зарубежной драматургии, существенным образом повлияла на развитие югославского театра. Несмотря на то, что многие произведения, отражавшие передовые общественные тенденции, в тот период не были поставлены на сцене или были поставлены, но не нашли адекватного сценического воплощения, уже самый факт их появления ставил перед театром новые важные задачи. Драматургия рубежа XIX и XX вв., вскрывавшая острейшие социальные противоречия и конфликты, требовала пересмотра ставших уже привычными актерских амплуа, толкала к поискам новых исполнительских и режиссерских приемов, способных отразить все богатство усложнившейся социальной действительности. Одной из важнейших задач, вставших перед актерами, были поиски выразительных средств для изображения героя-борца, представителя интересов борющихся народных масс.
И здесь драматургия значительно опережала сценическое искусство, создавая стимул для его дальнейшего движения. «Развитие нашей новой литературы во всей сложности ее взаимоотношений с мировым литературным процессом сильно влияло на жизнь нашего театра»,— писал Бранко Гавелла, анализируя театральную жизнь Югославии в начале XX в. — ...Этот перелом характеризуется скорее распадом старого, чем созданием цельного нового образа»,— продолжает Гавелла, констатируя появление в югославской драматургии новых человеческих типов, таких, как вульгаризированный вариант «сверхчеловека», мещанина от искусства или декаденствующего интеллигента-неврастеника. «Но наряду с этими типами,— пишет Гавелла,— уже ясно вырисовываются и типы революционеров со всеми их вариациями, от типа сложившегося борца до типа сломленного жизнью протестующего бунтаря... Происходит и пересмотр устаревших актерских приемов... требовалось резкое вторжение в мерцающую нюансировку современных текстов, необходимо было найти новый пафос и новые акценты для передачи далеко не всегда прозрачной символики драматургии». Свой вклад в формирование эстетики нового, революционного театра внесли и любительские пролетарские театральные коллективы, действовавшие в индустриальных центрах Сербии, Хорватии и Словении. Большой популярностью пользовались спектакли Рабочего театра при белградском культурно-просветительном рабочем обществе «Абрашевич». В его деятельности принимала активное участие прогрессивная интеллигенция. Так, одним из режиссеров театра «Абрашевич» был в течение нескольких лет Йован Скерлич, который и позже не порывал своих связей с рабочими-любителями. Из рабочих театральных кружков вышло немало крупных профессиональных деятелей югославских театров. В 1902—1903 гг. в спектаклях того же «Абрашевича» с успехом играл молодой слесарь Драголюб Гошич, ставший впоследствии известным профессиональным актером.
В 1910-е годы социал-демократической партии Сербии удалось наладить издание постоянной книжной серии «Библиотека рабочей молодежи». Серия была задумана с целью пополнить репертуар пролетарских драматических кружков пьесами и текстами для хоровой декламации, в основном революционного содержания. Многочисленные «художественные группы» и кружки создавались организациями социал-демократической партии по всей стране, особенно в годы, предшествовавшие первой мировой войне. О характере их деятельности говорит, например, такой документ, как обращение к рабочим города Крагуеваца в местной газете «Радник» («Рабочий») 28 февраля 1904 г. Городской комитет социал-демократической партии, «Рабочее общество» и городской рабочий профсоюз приглашали читателей газеты присутствовать на вечере памяти Светозара Марковича. В программу вечера, наряду с докладом одного из руководителей Социал-демократической партии Сербии Т. Кацлеровича, входили «Рабочий гимн» и «Рабочая марсельеза» в исполнении хора, а также аллегорическая картина: «Светозар Маркович и другие борцы за пролетарское дело с группой рабочих».
В Хорватии и Словении рабочие театральные кружки в известном смысле продолжили традицию народных читален и любительских театров, возникшую в разгар борьбы за право на национальный язык. Особенно активны были самодеятельные рабочие театральные кружки в Словении. С ними было связано течеяяе словенской пролетарской драматургии. Одним из самых популярных представителей этого направления был в первый период своей творческой деятельности Этбин Кристан, известный деятель социал-демократического движения, позже — профессиональный писатель. В его драме «Верность» в центре внимания автора — классовая борьба. Пьеса изображает забастовку на небольшой фабрике, тема ее — классовая солидарность рабочих. Характерна судьба этой пьесы. Опубликованная в 1897 г. в приложении к одной из рабочих газет, она была вскоре поставлена любителями-шахтерами в Идрии — одном из индустриальных центров Словении, причем сам автор играл главную роль — рабочего вожака Горьянца. После первого же представления самодеятельный рабочий спектакль был запрещен цензурой.
Этбин Кристан и другие авторы пьес из жизни пролетариата создали в 1900—1910 гг. ряд произведений, нашедших широкий отклик в рабочей среде.
Сценическая история большинства пьес, созданных прогрессивно мыслящими драматургами югославских народов, по существу началась только в социалистической Югославии. Однако сам факт появления произведений такого рода, как пьесы И. Цанкара и М. Крлежи, непосредственно воплощающие революционные идеи, связанные с освободительной борьбой рабочего класса, имел важнейшее значение для будущего. Для формирования основ социалистической театральной культуры весьма существенным было и появление политических комедий Б. Нушича, несших в себе беспощадное отрицание самых основ буржуазного уклада жизни.
Свой вклад в создание элементов социалистической театральной культуры вносили и любительские коллективы рабочих и прогрессивной интеллигенции, особенно в Сербии и в Словении, а также крупнейшие мастера хорватской, сербской и словенской профессиональной сцены, способствовавшие демократизации искусства театра.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.