Начало собственно революционной традиции югославского театра связано с концом XVIII столетия. Она нашла весьма определенное выражение в одной из первых словенских драм, написанных на родном языке. Виднейший деятель словенского Просвещения, драматург, поэт и историк Антон Томаж Линхарт (1756—1795), разделявший идеи французских просветителей, создал в 1789 г. пьесу «Веселый день, или женитьба Матичека», переработав знаменитую комедию Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Используя сюжетную канву бессмертного творения Бомарше, Линхарт написал пьесу, полную живых примет времени и адресованную соотечественникам. Комедия его сродни своему литературному первоисточнику воинствующим демократизмом, пафосом низвержения феодального строя. Линхарт ввел в текст массу реалий, касающихся как острых социальных проблем, так и положения словенского народа в Австрийской империи. Матичек Линхарта, быть может, не столь изыскан и дерзок в своих остротах, как Фигаро — стиль искусства словенского Просвещения отличался некоторой дидактичностью, тяжеловесной основательностью, подчеркнутой рациональностью. Но общая революционная направленность пьесы не вызывала никаких сомнений. Она заключалась уже в самой мысли о противоестественности изживших себя дворянских привилегий, в безжалостном смехе, звучавшем по адресу аристократов и императорских чиновников.
«Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам...» — писал Энгельс, подчеркивая революционный характер деятельности французских просветителей. Благодаря «якобинской» (по определению современного югославского театроведа Братко Крефта2) направленности всего творчества Линхарта, особенно ярко проявившейся в «Женитьбе Матичека», пьеса не получила разрешения к постановке ни на любительской, ни на профессиональной сцене. В этом смысле пьеса Линхарта разделила судьбу «Женитьбы Фигаро» — комедия Бомарше была запрещена австрийской театральной цензурой. На венской императорской сцене шла лишь опера Моцарта, в либретто которой на первый план выступала любовная интрига.
Задорные реплики Матичека впервые смогли прозвучать со словенской сцены лишь в 1848 г., когда цензурные запреты утратили свою силу в вихре революционных событий. Пьеса, созданная Линхартом в год взятия Бастилии, охотно ставилась в 1848—1849 гг. любительскими кружками революционно настроенных словенских патриотов.
Члены люблянского театрального кружка, поставившего «Ма-тичека» в марте 1849 г., дополнили текст Линхарта вставками, содержавшими требования, выдвигавшиеся в период революции 1848 г. прогрессивной словенской интеллигенцией. Речь шла об учреждении в Любляне национального университета и об узаконении употребления родного языка в словенских школах и официальных учреждениях. После этого в сценической истории пьесы вновь наступил перерыв. Лишь в 1870 г. «Женитьба Матичека» вошла в репертуар словенского Государственного театра в Любляне — первой постоянной профессиональной словенской сцены3.
Всего около двадцати пяти лет отделяет вступление на профессиональную сцену «якобинца» Линхарта от появления в драматургии народов Югославии первых пьес, которые мы можем уже с полным правом назвать пьесами социалистического направления.
В начале шестидесятых годов XIX в. заканчивается процесс создания в Сербии, Хорватии и Словении профессиональной драматической сцены, впитавшей в себя лучшие традиции национального любительского театра.
Выдающиеся мастера сербского, словенского и хорватского театров, борясь за утверждение на сцене родной речи, закрепили и традицию обращения к широкому демократическому зрителю. «Подчеркнутое сознание общенародной важности своей миссии всегда пронизывало наш театр,— писал в своей работе «Хорватская сцена» выдающийся современный режиссер и театровед Бранко Гавелла.—...Наши актеры опосредованным путем перенесли в свое творчество с общественных трибун приподнятый пафос патриотической речи. ... Ударение на словах «отечество», «свобода», бытовавшее в нашей поэзии и общественной жизни, стало источником пафоса в речи наших актеров»,— писал далее Гавелла.
Демократическая традиция национального театра, тесно связанного с борьбой за освобождение народа, стала благодатной почвой для восприятия нового идейного содержания, привнесенного на сцену драматургией критического реализма. Появление в 70-е годы в репертуаре белградского, загребского и люблянского театров социальной сатиры — пьес Глишича и других авторов, а вскоре и комедий Бранислава Нушича — непосредственно повлияло на совершенствование профессионального мастерства актеров и развитие основных компонентов сценического искусства.
«Комедия во всех видах предпочитает естественную форму и находит на белградской сцене превосходных исполнителей в лице Савы Тодоровича, Илии Станоевича, Светислава Динуловича, Персы Павлович, Перы Добринэвича, Димитрие Гинича, Жанки Стокич и других актеров»,— пишет югославский театровед С. Янич, утверждая, что отечественная социальная сатира создала, в частности, на сербской сцене совершенно новую манеру игры.
Чаще всего встречается в репертуарных списках белградского Национального театра за 1893—1914 гг. имя Бранислава Нушича. Очень скоро Нушич приобрел популярность и у хорватских и словенских зрителей.
Правда, в этот период самые острые комедии драматурга, обличающие политические нравы буржуазно-монархической Сербии, ставятся крайне редко.
В своем предисловии к первому печатному изданию комедии «Народный депутат» в 1931 г. Нушич не без грустного юмора вспоминал, как объяснял ему директор театра, почему он отказывается поставить эту пьесу, написанную в 1883 г.: «В пьесе много моментов, оскорбительных и для депутатов, и для членов правительства. Главное действующее лицо пьесы — народный депутат — выставлен групцом... Какое правительство, какие мудрые государственные деятели могли бы разрешить постановку такой пьесы в театре, находящемся под их постоянным контролем?» Белградская премьера другой сатиры знаменитого сербского комедиографа — «Подозрительная личность», написанной в 1887 г., состоялась лишь в 1923 г.
«Хотя ни один из героев не несет ни малейшей позитивной функции, сам автор в известном смысле выступает как положительный герой»,— говорит современный болгарский ученый Младен Младенов, исследующий политическую сатиру Нушича в сопоставлении с родственными ей по духу явлениями в соседних балканских странах — Румынии и Болгарии — с драматургией Караджале и Костова. Положительный идеал у Нушича выступает в виде «утверждения через отрицание» — беспощадного смеха в адрес отживающих общественных форм, заставляющего зрителя сконструировать в своем сознании хотя бы моральную антитезу увиденному на сцене. Поэтому можно с полным к тому основанием утверждать, что сатирой Нушича подготовлена благодатная почва для проникновения социалистических идей в драматургию народов Югославии.
В хорватской драме социальные мотивы прозвучали с наибольшей силой в творчестве крупнейшего драматурга времен Модерна Иво Войновича (1857—1929). В своей драме «Буря равноденствия» («Эквиноцио»), законченной в 1893 г. и быстро обошедшей сцены Загреба, Белграда и Любляны, Войнович затронул одну из острых проблем жизни тогдашней Хорватии — вынужденную эмиграцию крестьян и жителей небольших городов, отправлявшихся на заработки в Америку. Образ предпринимателя Нико, разбогатевшего в Америке и вернувшегося в родные края, отличается чертами, характерными для капиталиста эпохи первоначального накопления,— энергией, властным нравом, крайней неразборчивостью в средствах, когда речь идет о личном обогащении, эгоизмом и жестокостью в отношениях с близкими людьми. Пьеса Войновича отличается достоверностью психологических характеристик и яркой символикой эпизодов. Действие пьесы описывает как бы замкнутый круг: на корабле Нико, поплатившегося жизнью за свои преступления, вновь отплывает в Америку на поиски счастья его сын.
Большую роль в утверждении социальной тематики на сцене хорватского театра на рубеже XIX—XX вв. сыграла так называемая крестьянская драма — произведения Срджана Туцича, Франа Галовича и Йосипа Косора. Эти авторы, изображавшие деревню в переломный момент, когда в патриархальный быт вторглись капиталистические отношения, стремились показать, что, как писал в 1900 г. один из ведущих хорватских критиков, жизни крестьян свойственны, по существу, «то же зло, та же нищета, миазмы той же моральной коррупции, какая разъедает и другие социальные организмы». Хорватская крестьянская драма испытала, с одной стороны, сильное влияние русской реалистической драматургии и прежде всего «Власти тьмы» Льва Толстого, с другой стороны — драматургии западноевропейского натурализма.
Самым значительным произведением этого направления стала драма Й. Косора (1879—1961) «Пламя страстей», в сезон 1911— 1912 гг. включенная в репертуар хорватского Национального театра и тогда же дважды поставленная в Германии в одном из старинных театральных центров страны — мюнхенском Придворном театре и в театре г. Мангейма. Спектакль, поставленный в Загребе одним из первых профессиональных хорватских режиссеров Йосипом Бахом, стал значительной датой в истории хорватского театра накануне первой мировой войны. Драма Косора игралась как столкновение двух сильных характеров — одержимого стихийной страстью к земле крестьянина Гуши Ригалина и его соседа, миролюбивого и кроткого, но полного достоинства патриархального Иларии (актер Борштник, игравший эту роль, прославился исполнением роли Никиты во «Власти тьмы» Толстого). И если загребскую публику привлекала игра мастеров отечественной сцены, воспитанных на романтической традиции (финал пьесы — убийство Гуши Иларией, не выдержавшим его издевательств, носит известный налет романтической трактовки идеи возмездия), то, вероятно, в Германии пьеса акцентировалась иначе — популярность ее можно объяснить близостью Косора концепциям драматургии натурализма. Многие драмы Косора и других авторов «крестьянских драм» вновь приобрели известность в 20—30-е годы, когда на югославской сцене созрело искусство создания реалистических характеров и трактовки социальных проблем.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.