Революционным бунтарским духом борьбы за социальную справедливость пронизана широко известная повесть Цанкара «Батрак Ерней и его правда» (1907). Рассказ о судьбе бедняка, гонимого богатыми и власть имущими, словенский критик И. Приятель назвал «кратким вселенски-могучим поэтическим переложением Марксова «Коммунистического манифеста»». Позже, в 30-е годы, повесть послужила основой для яркого агитационного спектакля режиссера-коммуниста Фердо Делака. Иван Цанкар внес немалый вклад в разработку теоретической программы словенской социал-демократии. За полгода до смерти Цанкара в социалистической газете «Напрей» («Вперед») были напечатаны его пророческие слова о том, что «будущее словенского народа, народа-пролетария, опирается на плечи рабочего-пролетария».
Особенно ценны были выступления Цанкара в социалистической и демократической печати по общим вопросам искусства. Цанкар утверждал новый взгляд на искусство в ожесточенной борьбе с филистерскими буржуазными концепциями, с католической идеологией, с декаденстствующими эстетами. «Литератор, который отвечает перед народом больше, чем политик, скрывается в безопасном местечке, и нет никого, кто выставил бы его для публичного осмеяния»,— писал он с горечью в статье «Униженное искусство» (1901) о дельцах от литературы.
Социально-освободительные тенденции нашли отражение и в музыкально-сценическом творчестве. Известный хорватский композитор Иван Зайц создал в 1899 г. оперу «Шахтеры». В 1906 г. загребский композитор Влагое Ворса закончил сочинение опоры «Огонь», действие которой происходит на фабрике. Правда, оба эти произведения в свое время не нашли исполнителей. Однако их появление говорит о том, как глубок был интерес к темам жизни и борьбы трудящихся масс в кругах художественной интеллигенции народов Югославии.
В годы, предшествовавшие первой мировой войне, объединение художественной интеллигенции, ощущавшей острое недовольство капиталистической действительностью и чувствовавшей необходимость радикальных общественных перемен, происходило зачастую под эстетическими лозунгами экспрессионизма, получившего в 1910-е годы распространение главным образом в хорватской и словенской поэзии, драматургии и изобразительном искусстве.
Вокруг литературно-художественных журналов «Кокот» («Петух»), «Виявица» («Вьюга»), «Юриш» («Атака»), выходивших в годы первой мировой войны в Загребе, группировались художники и литераторы различных, порой противоположных политических взглядов. Основой их сближения было активное неприятие буржуазной действительности, бунт против буржуазной морали, буржуазных эстетических концепций. И если творчество некоторых ранних экспрессионистов, как, например, хорватских драматургов Я. Полича-Камова, У. Донадини, было проникнуто настроениями отчаяния, обреченности, то у художников, стоявших на передовых общественных позициях и близких к революционному движению масс, как, скажем, у хорватского поэта и прозаика, драматурга Мирослава Крлежи или у словенского художника Хинко Смрекара, известного своими карикатурами на буржуазных политических деятелей и серией антивоенных рисунков, преобладали настроения гневного протеста, непримиримого отрицания буржуазного образа жизни и буржуазного мировосприятия, звучали ноты воинствующего социального гуманизма.
Социально-действенный и антимилитаристский характер носили произведения Мирослава Крлежи (р. 1893) и других художников, сочувствовавших революционному движению.
Пьесы раннего драматического цикла Крлежи «Легенды», созданного в 1914—1918 гг., отражают неприятие писателем буржуазной действительности, включая все ее атрибуты, от быта и морали до политики.
Поставив в своих ранних произведениях, прежде всего в драме «Христофор Колумб», посвященной автором В. И. Ленину, проблему надвигающейся революции в заостренной, исполненной многозначной символики художественной форме, драматург тогда еще не мог ответить на вопрос о ее итогах и уроках, да и не ставил перед собой такой задачи. Ценность ранних пьес Крлежи в том, что в них заложены основы нового театра, носящего революционный характер и по своему содержанию, и по эстетическим принципам. Общественная позиция Крлежи, высказанная в его драмах, находила в те годы выражение и в его журналистике, и в поэзии. В 1916—1917 гг. писатель публикует в загребских газетах серию очерков под общим названием «В каких условиях живут бедняки в Загребе». Статья «Народ голодает» была изъята цензурой из журнала «Хрватска нива» за 1917 г. В прозе и поэзии писателя горечь разочарования, попытки преодолеть путем одиночного бунта все нагромождение классовых противоречий переплетаются со стремлением к трезвому анализу, который станет определяющей чертой творчества зрелого Крлежи.
Прослеживая истоки социалистического искусства народов Югославии, следует подчеркнуть, что основой его зарождения послужили художественные направления, имевшие ярко выраженный демократический характер. В отдельных видах искусства, например в музыке и живописи, демократические формы появляются уже в период романтизма. Особенно ярко это проявляется в музыкальных формах массового характера, связанных с движением «Омладины», в котором тесно переплетались идеи национального освобождения с борьбой за общедемократические свободы. Возникшие в связи с этим движением массовые жанры, например марши-«будницы» в хорватской музыке, послужили в 80—90-е годы основой репертуара рабочих хоровых обществ. В период романтизма зарождаются демократические тенденции и в творчестве отдельных живописцев, например сербского художника Джуры Якшича. Демократическая направленность характерна и для исторической драмы эпохи романтизма (П. П. Негош, Й. С. Попович, Д. Якшич и др.). Огромным толчком к развитию демократических тенденций во всех видах искусства послужила для всех народов Югославии революция 1848 г. В период революции и в первые десятилетия после нее характерно тесное переплетение профессиональных и любительских форм, например в театре и музыкально-исполнительском творчестве.
Расцвет демократических и социальных тенденций в искусстве связан с эпохой реализма. Своеобразные формы воплощения демократических идей дало искусство модерна на рубеже XIX и XX вв. (драматургия И. Войновича, скульптура И. Мештровича, творчество словенских художников-импрессионистов).
Наиболее значительные произведения искусства критического реализма были пронизаны духом социального протеста. В них дается, как правило, социально-этическая оценка событий с позиций большинства нации — эксплуатируемой народной массы. Пример тому — поэзия Йовановича-Змая, иллюстрированные сатирические журналы, издававшиеся им в Сербии. В Сербии, Хорватии и Словении идеи утопического, а вслед затем и научного социализма находят отражение прежде всего в литературной критике и эстетике (С. Маркович, Й. Скерлич, И. Цанкар); они оказывают влияние на литературу. Социально-обличительная линия в литературе воздействует на драму и театр. Возникает политическая сатирическая комедия (Б. Нушич, И. Цанкар).
В начале XX в. идеи социального равенства проникают в теорию архитектуры. Яркие примеры творчества, вдохновленного социалистическими идеями, дают на рубеже XIX и XX вв. югославские композиторы (хоры и массовые песни, опера Б. Берса «Огонь»).
Накануне первой мировой войны идеи революционного переустройства мира находят отражение и в изобразительном искусстве, прежде всего в политической карикатуре (X. Смрекар и другие художники). Социалистические идеи оказывают прямое или косвенное воздействие на искусство раннего экспрессионизма, что отражается в хорватской драматургии (М. Крлежа), а также в хорватском и словенском изобразительном искусстве.
Вместе с творчеством первых пролетарских поэтов, с деятельностью самодеятельных рабочих театральных коллективов, рабочих хоровых обществ эстетика и высокое профессиональное искусство, воспринявшее социалистические идеи (творчество драматургов И. Цанкара, М. Крлежи и других выдающихся деятелей культуры югославянских народов), во многом определили тот климат, в котором закладывались в конце XIX — начале XX в. осйо-вы современного искусства народов Югославии. Влияние традиций, заложенных в эпоху закрепления пролетарской идеологии в сознании широких народных масс, с особой силой сказалось на революционном искусстве последующего периода, в двадцатые и тридцатые годы, когда трудящиеся буржуазной Югославии под руководством Коммунистической партии вели борьбу с реакционным монархическим режимом.
ТЕАТР
Ранние формы драмы и театра, связанные с расцветом культуры Дубровника (XVI—XVII вв.), так же как и развитие народного поэтического творчества, несомненно, имели немалое значение для того подъема художественной культуры, который связан и в области театрального искусства с эпохой национального Возрождения в конце XVIII — начале XIX в. Самый факт утверждения самобытной национальной культуры, одновременно связанной с передовыми и значительнейшими художественными явлениями своего времени (напомним вполне самостоятельное освоение форм итальянского ренессансного театра в таких произведениях, как комедия «Дундо Марое» М. Држича, впервые сыгранная в 1550 г., или «Дубравка» И, Гундулича, впервые показанная в 1628 г.), как и героическая освободительная патетика народного эпоса, служили на протяжении столетий существенной опорой в упрочении передовых тенденций в области драмы и театра.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.