Высшим достижением драматургии критического реализма в сценическом искусстве народов Югославии явилось творчество Бранислава Нушича (1864—1938).
Сценическая судьба политических комедий Нушича — многие из них были допущены на сцену лишь после 1918 г.— свидетельствует о том, что они представляли вполне реальную опасность для монархо-бюрократического режима Сербии и для властей Австро-Венгерской империи. В гротескно-сатирическом изображении талантливого драматурга вставал уродливый мир чиновников, бюрократов, начальников — невежд и самодуров, мир, в котором стяжательство, взяточничество, оголтелое казнокрадство высокопоставленных лиц — норма и пример для подчиненных.
Приоткрывая завесу над фарсом буржуазного парламентаризма и фальсифицированных антидемократических выборов, писатель-реалист объективно показывал гнилость и обреченность существующего политического строя.
Сатира становится в конце XIX в. основным принципом изображения действительности в литературе и искусстве Сербии. Ей отдают дань почти все виднейшие художники.
«Сатира Йовановича заняла бы почетное место в любой литературе»,— писал С. Маркович о выдающемся сербском поэте Йоване Йовановиче-Змае (1833—1904), изобличавшем разнообразные формы буржуазного политиканства. В 60-е годы Змай создал в своих стихах сатирический образ обывателя, порожденного полицейским режимом монархической Сербии. Картина полного бесправия граждан, мракобесия властей и холопства подданных нарисована им в «Песенке наилояльнейшего гражданина» и в других сатирических стихотворениях. Змай не одно десятилетие был издателем и редактором популярнейших журналов «Враголан» («Озорник», 1871 —1872) и сменившего его «Врзино Коло» («Шабаш», 1872—1874), прославившихся стихами поэтов-сатириков и обличительными рисунками художников-карикатуристов.
В начале 900-х годов значительным фактором развития драматургии, литературы и театра всех югославянских народов стало творчество Максима Горького. В 1911 г. орган передовой хорватской и сербской молодежи, журнал «Вал» («Волна»), выходивший в Загребе и близкий по настроениям к социалистам, писал о Горьком: «По своим революционным идеям, которые он выразил в рассказах, романах, драмах, политических, философских и социологических произведениях, он ближе нам, чем любой другой из современных писателей мира». Позже сербский критик Божи-дар Ковачевич писал об огромном художественном и политическом влиянии на читателей и литературу романа Горького «Мать», которое он сравнивал с влиянием «Войны и мира» Толстого.
Творчество Горького стало в 900-е годы предметом острой идейной борьбы. Так, например, оценивая постановку пьесы Б. Нушича «На задворках» (1908), само название которой перекликается с «На дне» М. Горького, либеральный белградский критик Милан Грол, одобрив пьесу в целом за «близость к истинной жизни», советовал автору не вносить в свои произведения элементов «театральной социологии в духе... Максима Горького».
Романтический пафос произведений Горького, обращение его к жизни людей труда были живо восприняты югославской общественностью. Тема рабочего класса еще в 80-е годы XIX в. стала одной из центральных в национальной поэзии.
Жупанчич, Хорват Снльвне Страхимир Краньчевич, серб Алекса Шантич — три крупнейших представителя югославской поэзии рубежа столетий воспели рабочего-пролетария, ого мощь, его безграничное упорство, его рождающееся и растущее сопротивление эксплуатации.
На смену пониманию революции как катарсиса, а подвига революционера как искупительной жертвы в последние годы жизни в творчество Сильвие Страхимира Краньчевича (1865—1908) приходят настроения бескомпромиссной борьбы против конкретного социального зла, возникшие под несомненным влиянием идей социализма и революционных выступлений трудящихся Хорватии в 1905—1906 гг.
Огромное непосредственное воздействие идей социализма испытал Отон Жупанчйч — величайший словенский поэт XX в. Жупанчйч создал в своей поэзии эстетически цельный образ рабочего — труженика и страдальца. В то же время поэт отразил пробуждение и рост социального сознания пролетариата (стихотворения «Пробуждение», «Голод»). В «Песне кузнецов» (1910) и «Песне гвоздильщиков» (1912) поэт воспел труд как великую силу, преобразующую мир.
Мы, сколько есть нас, кузнецов, куем упорно,
куем сердца свои и волю, озаряя тьму,
и звону вещему внимаем в кузне черной...
— писал поэт, метафорически выражая в новаторской форме, навеянной ритмом трудовых процессов, один из излюбленных своих мотивов — сосредоточенность духовной работы личности, ищущей «великой правды», которой стоило бы посвятить жизнь.
Прогрессивная демократическая поэзия народов Югославии оказала влияние на формирование национальной музыки. Известны, например, романсы композитора С. Бинички на стихи Й. Йовановича-Змая и А. Шантича.
Творчество крупнейших поэтов, воспевших труд и возвеличивших «Нового Спасителя» — рабочего, обогащало новыми выразительными средствами пролетарскую поэзию.
Голоса пролетарских поэтов в поэзии народов Югославии зазвучали в конце 90-х годов. Поэты социалистических убеждений стали выступать в сербской пролетарской печати — в газетах «Социал-демократ», «Радничке новине», «Будучност», в журнале «Борба» и в радикальной буржуазной печати.
Наиболее значительным представителем пролетарской поэзии был Коста Абрашевич (1879—1898). Поэт-рабочий, познакомившийся с социалистическими идеями и активно распространявший их в рабочих кружках, он пользовался большой популярностью в пролетарской среде. Первый сборник стихотворений Абрашевича вышел в 1903 г., а до 1914 г. в Белграде вышли две антологии рабочей поэзии — «Песни борцов» и «Долотом и киркой».
Широкий отклик нашло в пролетарской поэзии стачечное движение начала 900-х годов. Как общее дело борьбы пролетариата всего мира восприняли сербские поэты русскую революцию 1905 г., а позже Великую Октябрьскую революцию 1917 г.
Одной из особенностей художественного облика сербской рабочей поэзии были яркие романтические образы. Многие стихотворения рабочих поэтов были положены на музыку и пелись как революционные песни на собраниях, во время демонстраций, на вечерах, организованных самодеятельными рабочими культурными дружинами и обществами. Первые рабочие культурные организации — певческие общества, театральные кружки — создаются в 80-е годы.
В рамках рабочих обществ создаются хоры, оркестры и другие художественные группы, имевшие своей целью, как пишет современный югославский исследователь С. Вукосавлев, «помочь культурному самоопределению и борьбе революционного рабочего класса». Деятельность их осуществляется с перерывами, вызванными то преследованиями властей, то финансовыми трудностями. В Белграде пользовалось широкой известностью Рабочее певческое общество. Руководитель его, композитор Йован Иванишевич, написал «Рабочее коло» в темпе популярнейшего народного сербского танца (1885). Много сил вложил впоследствии в деятельность этого общества композитор Й. Маринкович, автор популярнейшей песни «Ах, славно умирать», которую называли сербской «Марсельезой». Многие безымянные авторы рабочих песен и маршей опирались на фольклорные традиции или же использовали жанр массовой патриотической песни — «будницы», возникшей в период национально-освободительного движения в середине XIX в. Из многочисленных культурно-просветительских организаций рабочих Сербии наибольшей известностью пользовалось белградское общество «Абрашевич», созданное после смерти поэта в 1903 г. Общество «Абрашевич» использовало разнообразные формы работы — концерты, вечера хоровой декламации, любительские спектакли. Руководители общества стремились придать его деятельности серьезный характер, избежать элементов развлекательности. «Рабочая артистическая группа устраивает свой первый концерт без танцев с чисто социалистической программой»,— гласит одна из афиш за 1906 г. Отделения общества «Абрашевич» существуют и по сей день во многих городах Сербии. Широкая сеть самодеятельных пролетарских кружков существовала начиная с 70-х годов XIX в. также и в Хорватии, и в Словении. Словенская рабочая самодеятельность опиралась на традиции народных читален, возникших в период борьбы за национальные права.
«Социализм — не новое чужое евангелие, но то, к чему я сам недавно пришел после мук и сомнений; история и наука лишь объяснили мне собственный мой жизненный опыт»,— писал в статье «Как я стал социалистом» (1913), подводя итоги своей политической деятельности, виднейший словенский драматург, поэт и прозаик Иван Цанкар (1876—1918). Социалистические убеждения писателя позволили ему углубить анализ общественных процессов, начатый его предшественниками и современниками.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.