Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Югославия. Часть 2-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Единое многонациональное государство югославянских народов впервые появилось на карте Европы в 1918 г., когда Сербия объединилась с Хорватией, Словенией и другими областями, ранее входившими в состав Австро-Венгрии.
«...Октябрьская революция для нас имела огромное, решающее значение»,— пишет президент СФРЮ Иосип Броз Тито.
Сербские, хорватские и словенские социалисты с первых шагов социалистического движения уделяли большое внимание вопросам развития искусства, его общественной роли.
Искусство как средство просвещения масс, воспитательная функция искусства, поиски способов сделать искусство и культуру достоянием широких слоев народа не на словах, а на деле — вот круг вопросов, занимавших революционно-демократическую критику и подхваченных затем критикой социалистического направления.
Начало этой традиции было положено Светозаром Марковичем, опубликовавшим в сербском литературном журнале «Матица» в 1868—1870 гг. несколько статей на эстетические темы.
Светозар Маркович (1846—1875) выступил на арену политической жизни Сербии как вождь революционно-демократического крыла «Омладины» (полное название в русском переводе — «Объединенная сербская молодежь») — общественной организации, созданной в 1866 г. по образцу «Молодой Италии».
На первый план в программе «Омладины» выдвигались задачи национального объединения и сохранения самобытности национальной культуры.
Однако взгляды Марковича и его сторонников выходили за рамки либерально-буржуазной программы «Омладины». На формирование мировоззрения Марковича большое воздействие оказали идеи русских революционеров-демократов.
Путям развития сербской литературы й искусства. Эстетические проблемы затрагиваются и в работе Марковича «Реальное направление в науке и жизни» (1882).
Термин «реальное направление» заимствован Марковичем, вероятнее всего, у Писарева, как синоним материалистического взгляда на мир, трезвости в сужденииях и, в этом широком смысле, стал основой материалистической эстетической программы сербского революционера-демократа.
В национальном искусстве главенствовала тогда романтическая школа. Реалистическое направление еще только рождалось. Стремясь преодолеть расстояние, отделяющее Сербию от развитых европейских стран, художники заимствовали у Запада, наряду с произведениями революционных романтиков, также и устарелые образцы сентиментального стиля.
В эстетике полностью господствовали консервативные идеалистические концепции. Маркович с яростным полемическим пылом обрушился на запоздалых отечественных эпигонов немецкого романтизма и на идеалистическую эстетику, лежавшую в основе их творчества.
«Он проповедовал истину, трезвость, критический взгляд, писал о необходимости серьезной работы, о вреде фразы, требовал живой, реальной, «прикладной», «обличительной», боевой литературы, которая будет рисовать жизнь, как она есть и будет в состоянии воспитать новое, лучшее поколение людей, строителей нового, разумного, свободного общества...»,— писал позднее о Марковиче критик-социалист Й. Скерлич.
Эстетические идеи Марковича стали неотъемлемым элементом всего духовного климата сербского культурного общества второй половины XIX в. В 70-е годы эстетические взгляды Светозара Марковича воспринимались как один из пунктов формировавшейся теоретической программы сербской социал-демократии.
Материалистическое толкование эстетических проблем продолжало распространяться также и в широком кругу сербской образованной публики в непрерывной борьбе с разного рода идеалистическими концепциями.
Характерно, что всякое упоминание о теории, утверждающей, что прекрасное есть жизнь, теперь уже прочно связывалось в сознании современников с программой социалистов.
Сочинения Марковича, как признавали даже самые яростные его противники, повлияли на духовное становление целого поколения интеллигенции. Широкую известность получили они в соседних югославянских областях — Хорватии и Словении, а также, благодаря тесным связям Марковича с болгарскими революционерами, в частности с Любеном Каравеловым, и в Болгарии.
Лишь небольшой круг людей, знакомых с прогрессивными шдейными веяниями, воспринял в полной мере мысль сербского революционера о том, что «революция в умах должна предшествовать революциям политическим и социальным».
(Маркович, как -мы видим здесь, не избежал влияния утопического социализма.) Но требования к искусству — отражать действительность, требования к художнику — выражать идеи своего времени, быть «солдатом мысли» и работником, преображающим общество,— нашли благодатную почву в сербском демократическом искусстве.
Применительно к концу 90-х годов XIX — началу XX в. можно говорить уже не только о влиянии эстетики революционеров-демократов на национальную литературу и искусство, прежде всего на драматургию и театр, но и о дальнейшем развитии и практическом применении ее принципов.
Вместе с тем эстетическая программа Марковича долгое время была предметом ожесточенной полемики между сторонниками демократического направления в искусстве и буржуазной эстетской критикой, обвинявшей социалистов то в нигилизме по отношению к культурным ценностям, то в утилитарно-прагматическом взгляде на искусство, причем и то и другое связывалось с влиянием русской материалистической эстетики.
На рубеже XIX и XX вв. идеи С. Марковича были подхвачены и развиты крупнейшим литературным критиком Йованом Скерличем (1877—1914).
Выступая за реализм национального искусства, за подчинение его народным и общенациональным интересам, за его связь с передовыми общественными идеями, Скерлич опирался на традиции Марковича.
Скерлич, до 1904 г. видный деятель социалистического движения, пропагандист пролетарской поэзии и один из руководителей театральной самодеятельности белградских рабочих и студентов, выдвинул широкую программу демократизации культуры, содержавшую немало ценных положений.
Широкую популярность приобрело программное выступление Скер-лича — обширная статья ««Разрушение эстетики» и демократизация искусства», опубликованная отдельной брошюрой в 1903 г.
Обратившись к наследию Марковича и его сторонников, Скерлич подчеркивал связь взглядов С. Марковича на искусство с его революционной политической программой в целом.
Это имело принципиальное значение в обстановке 1903—1904 гг., когда окончательно оформлялась теоретическая программа сербской социал-демократии, определялись ее взгляды на многие вопросы, привлекавшие внимание широкой общественности.
Отвергнув и высмеяв аргументы буржуазных эстетов — сторонников «искусства для искусства», обвинявших социалистов в «разрушении эстетики», Скерлич подробно излагал постановку вопроса о судьбах искусства в программах западноевропейских социал-демократических партий.
«Следует понять, что неверно, будто демократия заботится лишь о материальном благосостоянии, что она с презрением относится к искусству, что она требует унификации всего, даже талантов.
Великое движение за грядущее освобождение человечества изменит не только формулы законов в производстве и распределении материальных благ, это не только «Magenfrage» (вопрос желудка), как говорят в Германии,— это новый взгляд на жизнь, глубокие перемены, и интеллектуальные, и моральные, и эстетические.
Далее, указывая, что искусство и наука принадлежат, так же как и материальные блага, привилегированным классам: «Сегодня наука и искусство существуют только для буржуазии... разрыв между жизнью, с одной стороны и наукой и искусством — с другой — почти полный»,— критик подчеркивал, что буржуазное государство поддерживает лишь один вид искусства — холодное, рабски подражательное ремесленничество.
Возникает ситуация, трагическая и для искусства, и для народа, оторванного от одного из наивысших проявлений человеческого духа.
Позитивная программа Скерлича, в дальнейшем прошедшего характерную для многих деятелей начального этана оформления социалистического движения политическую эволюцию к реформизму, не носила столь четкого характера и была внутренне противоречива.
Скерлич выдвигал проект постепенного просвещения народа в рамках буржуазного государства.
Тем не менее анализ положения искусства в буржуазном обществе, как и сам лозунг демократизации искусства, выдвинутый Скерличем, прояснили позиции социал-демократии в области искусства и привлекли к ним внимание широкой общественности.
Скерлич явился непосредственным предшественником зарождавшейся в те годы сербской пролетарской критики, наиболее значительным представителем которой стал в 1910-е годы Душан Попович, редактор газеты «Радничке новине».
Критик и публицист, Попович затрагивал в своих статьях наиболее актуальные вопросы литературной жизни, опираясь на работы Г. В. Плеханова.
Влияние передовых эстетических идей отчетливо сказалось на развитии драматургии (в частности, в Сербии), а прогрессивный репертуар не мог не повлиять на формирование национального театра.
Культура югославянских народов формируется в условиях длительной, ожесточенной борьбы за национальные права, и понятия «демократическое, народное» и «национальное» переплетаются очень тесно. Социальные тенденции проявляются первоначально в обострении интереса писателей-реалистов конца XIX в. к жизни и быту неимущих слоев общества — главным образом крестьян.
Одновременно возникает тема обличения нарождающейся национальной буржуазии, прежде всего в моральном плане. На рубеже XIX—XX вв. все громче звучит тема пролетариата.
На первых порах рабочие изображаются как пассивная страдающая масса. В 900-е годы, особенно в разгар революционных событий 1905 г. в России, постепенно входит в драматургию народов Югославии и начинает звучать в полный голос тема растущего сопротивления трудящихся, грядущей революции.
Немалую роль в усилении реалистических тенденций в драматургии и театре народов Югославии сыграли постановки на сценах Белграда, Загреба и Любляны русской реалистической драматургии — пьес Островского, Гоголя, Льва Толстого, позже — Чехова и Горького.
Знакомство публики и театральной общественности с лучшими образцами русской реалистической драмы стало толчком к резкому усилению социальной направленности национального театрального искусства.
«...Гоголь чуть ли не считался нашим отечественным писателем. Под огромным влиянием Гоголя написаны все мои комедии восьмидесятых годов...» — писал позднее Бранислав Нушич.
На рубеже XIX—XX вв. значительным стало и влияние западноевропейской натуралистической драмы, в первую очередь драматургии Ибсена и Гауптмана с ее острой нравственной и социальной проблематикой.
«Пьесы Глишича... привели зрителя в современное сербское село, показали ему наших крестьян, опутанных долгами и измученных жестокой классовой борьбой с ростовщиками и прочими мироедами и хищниками»,— пишет современный историк югославского театра Голуб Добрашинович, имея в виду одного из популярнейших сербских драматургов конца XIX в., развивавшегося под непосредственным влиянием Светозара Марковича.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +