Культура народов Социалистической Федеративной республики Югославии, в состав которой входят республики Сербия, Хорватия, Словения, Македония, Черногория, Босния и Герцеговина, и в наши дни сохраняет свой многонациональный характер. В эпоху зарождения в ней социалистических идей (70-е годы XIX в.— 1918 г.) народы Югославии были разобщены территориально, и процесс развития национального искусства каждого из них носил во многом обособленный характер.
Вместе с тем, несмотря на разность исторических условий, издавна характерную для отдельных национальных областей современной Югославии, в жизни населявших их народов, в развитии их культуры были и специфические общие черты. Они имели свое важное значение не только для становления национальной культуры каждого отдельного народа, но и для установления определенной общности между ними. Это имело чрезвычайно важное значение для будущего и с особой отчетливостью проявилось в пору непосредственной подготовки и начала формирования социалистического искусства, относящуюся в основном уже ко второй половине XIX в.
Речь идет о той «адриатической специфике» (о ней писал еще Я. Бургардт), которая имела важное значение для развития национальных художественных культур региона, ныне охватываемого Югославией. Сплочение населяющих его народов в едином государстве, хотя оно и относится уже к новейшему времени (Королевство сербов, хорватов и словенцев, в дальнейшем, в 1929 г. названное Югославией, было конституировано в качестве суверенного государства в 1918 г.), имеет свои уходящие в глубь веков весьма существенные исторические предпосылки, притом, далеко не в последнюю очередь, и в сфере искусства.
Широта и многообразие давних международных связей народов Югославии, органичность и весомость вклада, внесенного ими в мировую культуру, как нельзя более убедительно проявились, в частности, в таком ярком и своеобразном явлении, как культура Дубровника. Она дала о себе знать не только в области литературы, но и в драматургии, а через ее посредство и в театре, достигнув расцвета в XVI—XVII вв.
Если в дубровницкой литературе и дубровпицкой драматургии, как ее неотъемлемой части, при всей ее глубокой самобытности, связанной прежде всего с демократизмом основных мотивов, составлявших ее основу, плодотворно сказалась связь с культурой итальянского Ренессанса, то совершенно закономерно чрезвычайно тесными и приобретавшими все большее значение с ходом времени были связи югославянских народов с народами других славянских земель и на Востоке, и на Западе. Достаточно напомнить, что целую эпоху в развитии сербской литературы (XVI—XVIII вв.) нередко именуют «славяно-русско-сербским периодом» — настолько широкими, стойкими и многообразными были связи сербской письменности во всех ее проявлениях с Россией.
Югославянские народы на протяжении веков испытывали тяжелые последствия иноземного гнета. Обращаясь к их истории, мы сталкиваемся не только с прямой иноземной экспансией и подчинением югославянских земель иностранным поработителям, но и со стремлением со стороны последних подавить ростки национальной культуры, подчинить ее чужестранным влияниям. Напомним, что Сербия с конца XIV до начала XIX в. находилась под властью Османской (Оттоманской) империи. Хорватия с XII в. стала объектом притязаний то Венгрии, то Австрии. Словенские земли с конца XIII в. подпали под власть австрийских Габсбургов. В той или иной степени со сходными явлениями мы встречаемся и в других областях. Порою социальные антагонизмы оказывались непосредственно отраженными и заостренными противоречиями национальных ориентации. Так, в Боснии феодальная верхушка приняла ислам, сохранив тем самым полностью свои феодальные права и даже получив от Турции значительные привилегии, тогда как большая часть крестьянства оставалась христианами. Отсюда возникало сложное переплетение классовых столкновений с религиозно-национальными.
Иноземное угнетение, переплетаясь с угнетением социально-классовым, неизбежно и неукоснительно рождало решителыгое и неуклонное сопротивление народных масс, находившее особенно яркое и мощное выражение в фольклоре. Отсюда — богатство и многообразие форм народного творчества в югославянских землях, проявившееся в поэтическом эпосе (особенного богатства достигло развитие эпической народной поэзии у сербов), в тесно связанном с ней песенно-музыкальном искусстве, в самобытном живописно-пластическом и архитектурном опыте.
Все это в совокупности имело огромное значение для становления передовой художественной культуры и в широкой исторической перспективе, в конечном счете и культуры социалистической. Недаром борьба за социальное освобождение в сознании многих передовых художников Югославии долгое время была неотделима от национально-освободительной борьбы. Именно прогрессивные общественные идеи и движения — патриотические идеи эпохи Просвещения, демократические в период национального возрождения и, в особенности, идеи социалистические — более всего способствовали сплочению передовых общественных сил и интенсифицировали процесс взаимопроникновения родственных славянских культур народов современной Югославии.
Демократизм программы социального освобождения и духовного раскрепощения трудящихся масс, выдвинутой социалистами в конце XIX в., нашел опору в глубоко демократическом духе национального искусства, долгое время теснимого иностранными ассимиляторами. Для искусства эпохи национального Возрождения (середина XIX в.) у сербов, хорватов и словенцев характерно отсутствие плавного, последовательного перехода от одного стиля к другому. Ускоренный характер развития национального искусства в известной мере сохраняется и в последующий период. Романтическая тенденция, едва возникнув, уже сочетается с элементами реализма и в то же время сохраняет порой отпечаток дидактики, свойственной эпохе Просвещения. При этом формы романтические, а порой (например, в изобразительном искусстве) даже классицистские, носят ярко выраженный демократический характер. Понять закономерность этого процесса можно в свете положения, высказанного В. И. Лениным в статье «От какого наследства мы отказываемся?» Как одну из наиболее существенных черт мировоззрения русских и западноевропейских просветителей В. И. Ленин выделяет «отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян (которые еще не были вполне освобождены или только освобождались в эпоху просветителей)...»
Экономическая отсталость даже наиболее развитых областей, вошедших впоследствии в королевство Югославия, в середине XIX в. тормозила создание в них промышленного пролетариата и распространение социалистических идей. Пережитки средневековья сдерживали развитие хозяйства небольшой по территории Сербии. Лишь после русско-турецкой войны 1876—1878 гг. Сербия окончательно перестает зависеть от Оттоманской империи. Замедленными темпами развивалась и экономика Хорватии, Словении и Воеводины, за которыми, как и за прочими славянскими областями, правительство Австро-Венгрии стремилось сохранить роль аграрно-сырьевых придатков империи Габсбургов.
В Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине вплоть до конца XIX в. еще сохраняются пережитки феодальных отношений. Активное распространение социалистических идей начинается здесь после объединения этих областей с более развитыми в промышленном отношении частями современной Югославии, то есть после создания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 г.
Первым толчком к распространению социалистических и революционных идей в Сербии, Хорватии и Словении явились события Парижской Коммуны, оказавшие непосредственное влияние на рабочее и революционное крестьянское движение во всех областях современной Югославии. Во время Коммуны и после ее падения «стало быстрее развиваться рабочее движение, возникли рабочие организации, общества и кооперативы, предприняты были различные акции, в которых отразилось несомненное и непосредственное влияние Коммуны». Сербская социалистическая газета «Раденик» («Работник») опубликовала тогда несколько статей революционера-демократа, критика и публициста Светозара Марковича. «Принципы Коммуны рано или поздно восторжествуют»,— писал С. Маркович, инициатор первого перевода и издания в Сербии «Коммунистического манифеста», опубликованного как раз в дни Коммуны, а также многих других произведений Маркса и Энгельса.
Идеи социализма стали известны в Сербии задолго до того, как сербский промышленный пролетариат сформировался как класс. Социалисты-утописты Мита Ценич и Васа Пелагич явились предтечами социал-демократов. Первые начинания организованного рабочего движения в Сербии относятся к концу 80-х годов. В 1895 г. стала издаваться газета «Социал-демократ». В 1903 г. Учредительный съезд провозгласил создание Сербской социал-демократической партии, приняв Эрфуртскую программу и взяв за основу устав немецкой социал-демократии 1891 г.
На деятельность хорватской социал-демократии оказывала ощутимое влияние оппортунистическая тактика австрийских социалистов. Но, несмотря на стремление партийного руководства направить рабочее движение по руслу реформизма, хорватская социал-демократия занимала важное место в борьбе за демократические свободы в начале XX в. Социал-демократы активно участвовали и в национальной борьбе в Хорватии.
«Рабочее просветительное общество» Словении возникло в 1869 г. Руководитель словенских рабочих Франце Железникар лично участвовал в Парижской Коммуне. В 1896 г. в Любляне была создана Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП), признававшая себя частью австрийской социал-демократии, издававшая на словенском языке газету «Делавец» («Рабочий»).
Политическую зрелость рабочего класса Сербии, Хорватии и Словении подтвердил живой отклик, вызванный в югославянских землях русской революцией 1905 г. В 1905—1907 гг. нарастает забастовочное и стачечное движение. В знак протеста против кровавой расправы русского царизма с рабочими 9 января 1905 г. был проведен многотысячный митинг в Белграде. «Победа русского пролетариата одновременно является победой сербского, победой международной. Да здравствует русская революция!» — писала в те дни белградская газета «Радничке новине» («Рабочая газета»). Словенские и хорватские рабочие принимали активное участие в революционных выступлениях пролетариата Австро-Венгрии.
В первую мировую войну Сербия вступила на стороне Антанты, в то время как народы Хорватии, Словении и других юго-славянских областей воевали в составе австро-венгерской армии. С конца 1916 г. в обстановке общего хозяйственного и военно-политического кризиса империи Габсбургов стало стремительно нарастать антивоенное, национально-освободительное и рабочее движение.
Октябрьская революция изменила соотношение сил на международной арене и создала благоприятные предпосылки для успешной революционной борьбы трудящихся Австро-Венгрии.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.