Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Румыния. Часть 14-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Эстетическая переработка конструктивных элементов — столбов, колонн, арок, навесов — осуществляется на базе интерпретации форм древней румынской архитектуры, без копирования и увеличения в масштабе.
Архитектурные элементы, разработанные И. Минку, появляются как новые, оригинальные детали, выросшие органично в сравнении с меньшим масштабом архитектуры прошлого.
Подобно мастерам эпохи Брынковяну (конец XVII— начало XVIII в.), с которой связываются истинно народные особенности и жизнеспособные начала румынской архитектурной традиции, И. Минку обогащает пластическую палитру национального зодчества путем введения в композицию фрагментов, созданных на основе интерпретации классической архитектуры.
Творчество мастера развивалось под влиянием передовых эстетических концепций эпохи.
В своей борьбы за создание стиля национальной архитектуры он нашел поддержку в рядах выдающихся представителей критического реализма — И. Л. Караджале, Б. Делавранча, А. Влахуцэ, художника Н. Григореску, скульптора И. Джорджеску, с которыми был связан дружескими узами. Напротив, по свидетельству современников, И. Минку питал очевидную антипатию к лидеру эстетской критики Т. Майореску, считая его холодным, лишенным души и чувства.
Нет никаких данных относительно прямой связи И. Минку и движения «Контемпоранула». Но вполне вероятно, что материалистическая эстетика русских революционеров-демократов, пропагандировавшаяся на страницах «Контемпоранула», оказала влияние на многих представителей румынской культуры, в том числе и на Минку.
Безусловно, что И. Минку нашел опору в великом русском реалистическом искусстве, в творческих поисках русских архитекторов.
«Мы убеждены,— писал он в самом начале 900-х годов,— что благодаря любви и упорному труду наших художников скоро удастся сделать известной румынскую архитектуру, подобно тому, как достойные восхищения усилия наших соседей заставили нас сегодня признать русскую архитектуру».
Ион Минку представляется нам художником-патриотом, продолжателем демократических идей поколения революционных демократов 1848 г., полным глубокого уважения к ценностям, созданным народом, и негодования к космополитизму правящих классов.
Преданный идеалам своего поколения, он считал, что архитектура может служить нации так же, как живопись или литература. Минку построил мало.
Его талант и ориентация не нашли поддержки со стороны официальных кругов. В 1912 г., незадолго до своей кончины, он заявил о чувстве глубокого одиночества и изоляции.
Он так и не смог осуществить свои главные проекты — ратушу в Бухаресте и жилой квартал. Думается, народный характер его творчества не внушал доверия заказчикам, нуждавшимся в совершенно иной архитектуре.
Последние десятилетия XIX в. отмечены ростом рабочего класса и организацией его партии. Рабочий класс оказывает поддержку крестьянскому движению; восстания 1888,1892 и 1894 годов потрясают власть помещиков.
Идеологические усилия правящих кругов направлены на раскол рабочего класса и крестьянства, на подрыв сознательности угнетенных классов, на отвлечение их от классовой борьбы.
Испытанное средство этой диверсии — национализм. В области культуры проводником этих идей стал журнал «Сэмэнэторул», традиционалистским мышлением оказавший влияние и на теорию архитектуры.
В 1906 г., в разгар «сэмэнэторизма», появляется журнал «Архитектура». В нем прослеживается пробуждение националистического духа — в терминах, присущих сэмэнэтористской литературе.
В редакционной статье «К читателям» определялась программа той архитектуры, к которой призывал журнал: «Мы покажем, что архитектура так же полезна обществу, как и другие искусства, смягчающие нравы и умеряющие характеры...»
Идея классовой гармонии под знаменем национализма и православия нашла свое выражение в архитектуре первых трех десятилетий XX в. в ориентации на прошлое. Первым крупным проявлением новой политики в архитектуре была Юбилейная выставка 1906 г. в Бухаресте — веха, обозначившая вступление национального течения румынской архитектуры в третий этап — официальной «неорумынской» школы.
Между реакционной идеей, продиктованной неорумынской архитектуре, и ошибочными творческими методами существует тесная связь. Очевидно, большинству архитекторов не хватало ни любви, ни понимания, свойственного И. Минку, народного творчества и соответствия формы и содержания, отличавшего древнюю румынскую архитектуру.
Они обращаются прежде всего к периодам упадка румынской архитектуры (религиозная архитектура эпохи разложения феодализма XVII—XVIII вв.), к памятникам, характеризующимся агрессивной пластической выразительностью, с декоративными излишествами (церковь монастыря Арджеш, 1512—1517).
Появились архаичные произведения надуманной архитектуры, хотя и вытекавшие из традиционных форм, но не имевшие ничего общего с биением жизни, пронизывающим всю народную архитектуру и лучшие произведения древнего монументального зодчества.
Эта архитектура отлична и от творчества И. Минку — деликатного, понимающего и обладающего чувством меры в обработке элементов прошлого.
Было бы ошибкой считать неприемлемым все творчество архитекторов, разрабатывавших традиционалистское направление. Профессионализм и высокая культура, знание и понимание наследия привели некоторых архитекторов к созданию произведений, выходящих за рамки официальной доктрины и в значительной мере лишенных недостатков, присущих неорумынскому течению, что позволяет назвать этот этап «периодом личностей».
Архитектор Н. Гика-Будешть (1869—1943) строит здания с четко решенными и ясно выраженными функциями. Для достижения монументальности (например, Музея национального искусства, 1912—1939) он обращается к тем элементам древней архитектуры, которые обладали возможностью монумешализации, использует естественную текстуру материалов, исключая штукатурные орнаменты и декоративные излишества, ограничиваясь обработкой конструктивных элементов (арок, обрамления и т. д.).
Поверхность стен остается нетронутой. В статье «Поиски декоративного румынского искусства» (1906) Н. Гика-Будешть писал:
«Автором этих строк давно владело желание изучить элементы народного румынского украшения и извлечь из них национальный стиль. Для этого требуется сначала изучение принципов, на которых зиждется наше искусство, и исследование способа, как эти принципы были приложены к разным материалам — дереву, металлу, вышивкам и т. д. Затем создание новых мотивов, которые, сохраняя дух традиции и уважая характер работ прошлого, никогда не будут рабскими копиями, одновременно соответствуя требованиям современной жизни».
Григоре Черкез (1850—1927), разрабатывая пластику своих произведений, обращался прежде всего к прогрессивной архитектуре эпохи Брынковяну, воспроизводя ее элементы с большой точностью.
Ценность его архитектуры (в частности, здания института архитектуры «Ион Минку», 1912—1927) в большой мере зависит от достоинств избранного прототипа и серьезного опыта конструктора.
Архитектор Кристофи Черкез (1872—1955) в своих работах — в основном скромных по объему, например вилле д-ра Минови-ча,— интерпретировал декоративный вариант гражданской архитектуры второй половины XVIII в.
Исключительное чувство пропорций и деталировки, оптимистическая разработка образа придают его произведениям безусловную пластическую выразительность.
Произведения в румынском стиле П. Антонеску (1873—1965) — ратуша Бухареста (1906—1912), банк капиталовложений (1912) — демонстрируют глубокое знание древней архитектуры, мощь и смелость интерпретации различных традиционных мотивов.
Обладая сильной художественной индивидуальностью, архитектор стремится идти своим путем, разрабатывая оригинальные пластические формулы.
Н. Гика-Будешть, Г. и К. Черкез, П. Антонеску, К. Иотцу в своем творчестве отмежевались от эстетико-идеологической ориентации неорумынской школы, фактически являясь продолжателями направления, основанного И. Минку.
Большинство же архитектурных произведений этого периода характеризовалось подчинением функции и конструкций ошибочным композиционным методам и сверхобильной пластикой деталировки — то есть средствам, сообщавшим эстетической стороне архитектуры вышеуказанный идеологический смысл.
Современники — архитекторы или искусствоведы, пораженные очевидным противоречием между творчеством И. Минку и румынским стилем его последователей,— поднялись против механической и эклектической копировки элементов древнего зодчества.
Многозначительна заметка, появившаяся в рубрике «Трибуна либера» журнала «Архитектура» в 1916 г.:
«Минку, до того, как сомкнуть очи, не мог представить, какими громадными шагами румынский стиль скатится к декадансу. Массивные колонны, напоминающие древний Египет или эпоху упадка романтической христианской школы, тяжеловесные арки, разорванные в нескольких местах, замковые камни, превышающие по объему кубометр...
Орнаменты, кажущиеся буквально скопированными из так называемых упражнений для выпиливания... Детали, нагромождающиеся друг на друга в следующем порядке: тяжелая, тяжелая, архитяжелая, наконец, вся концепция крепко завязывается одним или несколькими жгутами.
Мы сильно боимся, что этот последний декоративный элемент — жгут, сколько раз уже тщетно применявшийся более чем четверть века, не стянул бы горло и несчастному нашему румынскому искусству...
Молодые художники, вперед... Поднимите знамя, выходите на арену... Вперед, однако оглянитесь и долго, серьезно посмотрите на маленькое сокровище, Буфет на Шоссе, произведение мастера Минку».
Одновременно с критикой неорумынской школы на страницах того же журнала, в том же году, возникает полемика между апологетами националистического направления и представителями зарождающейся современной тенденции,— полемика, которая выявит всю свою сущность в период между двумя мировыми войнами.
В редакционной статье «Румынский стиль» автор, критикуя, излагает тезисы современной архитектуры: «...использование старой архитектуры в современных зданиях — по мнению некоторых—было бы анахронизмом.
Как можно,— говорят они,— сообщать современным домам пропорции и характер старых зданий, когда сегодня существуют другие детерминанты составления программы?
Мол, преобразования, необходимые для цивилизации более нового времени, подчиняются нормам, установленным в давние времена, когда жили другой жизнью, в совсем других социальных условиях.
Наши предки не имели Вокзалов, Фабрик, Административных дворцов, Банков... Значит, как мы можем применить для этих здании архитектуру, сохранившуюся в наших селах и монастырях?
Какой смысл — говорят они,— в декорации, скопированной прямо с древнерумьшских образцов и приложенной к стенам дома, скомпонованного в линиях иностранной архитектуры?...»
Столь же значительным фактом для формирования основ социалистической архитектуры, как борьба мнений, связанная с неприятием дискредитировавшего себя националистической ориентацией поздней фазы неорумынского стиля, традиционализмом и подражательностью в целом, было приобретшее в начале XX в. достаточную определенность противоречие между новым функциональным назначением, современной строительной технологией, новыми строительными материалами и заимствованными в прошлом стилевыми формами.
Ярким примером этого явилось осуществление конструкции элеватора в Констанце (1905). Инженер А. Салиньи (1854—1925) избрал решение, в котором использовал передовые достижения мировой техники, внеся в них оригинальность и новаторство.
Для возведения трех силосов высотой 35 м он выбирает шестигранную ячейку и, отказываясь от традиционного применения кирпича или металла, впервые в мире использует для стенок железобетон. Таким образом вес элеватора был сокращен вдвое по сравнению с кирпичной кладкой.
А. Салиньи проявляет изобретательность не только в выборе материала, но и в конструктивной схеме, проектируя стенки ячеек в виде сборных элементов двух типов — углового и плиты.
Внешняя же оболочка этого выдающегося инженерного сооружения была выполнена в классическом стиле, полностью скрыв его своеобразие.
Этот пример еще раз доказывает, что объективным носителем новой архитектуры была архитектура промышленная. Именно она окажет определяющее влияние на пути развития румынской архитектуры в канун великих социальных преобразований 1940-х годов.
Однако и опыты передовых румынских зодчих конца XIX — начала XX в., стремившихся найти специфические формы обновления архитектуры в ответ на изменившиеся социальные условия на путях освоения традиций национального наследия, заложили основы той тенденции, которая, родившись в недрах капиталистического общества, доказала свою жизнеспособность, постоянно оказывая воздействие на творчество ведущих архитекторов последующих поколений и особенно ярко проявившись в поисках стиля современной архитектуры социалистической Румынии.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +