Мысль о людях труда, их нелегкой судьбе одухотворяет искусство Николая Вермонта. Его полотно «Трубочист» (1910), решенное в сочетании голубых и темных тонов, передает выразительный тип старого рабочего со своим интересным внутренним миром. Изображение пролетария в массовых сценах встречается в тот период у Жана Стериади («Грузчики в Брэильском порту», 1909). Активное звучание рабочей темы в румынском изобразительном искусстве первых десятилетий XX в. заложило прогрессивную традицию, которая получила развитие в межвоенные десятилетия, а затем в годы народной власти.
АРХИТЕКТУРА
Архитектура Румынии рождалась в сложном переплетении специфических условий социального, экономического и культурного развития страны во второй половине XIX в. в неразрывной связи с национальным движением, идеалами революции 1848 г., а также под влиянием европейских направлений архитектуры, стремившихся решить противоречия между разнообразием и сложностью общественной жизни и застывшими канонами академизма.
Становление и развитие архитектуры в рамках культуры капиталистической Румынии позволяет выявить элементы и тенденции, на которые в дальнейшем будет опираться архитектура социалистического общества.
Провозглашение независимой Румынии, превратившее архитектуру в важный элемент общественного развития, ставит перед ней в качестве основной задачи подготовку профессиональных кадров, включение румынской архитектуры в русло европейской архитектуры, освоение методов, доминирующих в 1848—1890 гг. направлений зодчества стран развитого капитализма. Новые потребности общества порождают типы зданий, для которых ремесленная традиция строительства не имеет ни канонов, ни моделей. Доходные дома, примарии (ратуши) и здания государственной администрации, школы и больницы, зрительные залы, промышленные предприятия и конторы, гостиницы и жилье богатых горожан и землевладельцев, стремившихся освободиться от феодального ориентализма, не могли возникнуть на базе отработанных веками традиционных типов и художественных норм древней румынской архитектуры — постоялых дворов, крестьянского жилища и церквей. Поэтому на первом этапе зарождения национальной архитектуры естественно обращение к богатому арсеналу пространственных, конструктивных и декоративных решений, накопленных в развитых капиталистических странах Европы, где новые типы зданий появились раньше, а доминирующим стилем был академизм.
Особенности восприятия академизма в Румынии объяснялись тем, что факторы, действовавшие в Западной Европе, были в стране лишь в зародыше. Так, промышленный прогресс еще не был таким, чтобы непосредственно влиять на архитектурный замысел, в то время как в классицистических образцах представители национальной интеллигенции видели воплощение освободительных идеалов и буржуазной революции.
Академизм первого профессионального румынского архитектора А. Орэску (1817—1894) питается из того же источника, что и искусство Т. Амана и Г. Татареску, портреты, аллегории, исторические сцены которых далеки от сущности того направления, чьи формальные черты они применяют. Четкость планировки и благородство пропорций здания Университета в Бухаресте (начало строительства — 1857 г.) отражают классическую уравновешенность лучших образцов архитектуры того времени. Хотя импорт немецко-готической эклектики был облегчен территориальной близостью и поддержкой официальных кругов,— благодаря специфике общественного восприятия классицизма — она не нашла широкого распространения в румынских княжествах.
Этим определяется выбор академического стиля при строительстве новых для Румынии типов общественных зданий, потребность в которых возникла после обретения независимости. Характерна тематика «репрезентативных» сооружений, активно возводимых, начиная с 80-х годов, преимущественно иностранными архитекторами — национальный банк (1885, арх. К. Бернард и А. Галлерон), зрительный зал «Атенеум» (1886, арх. А. Галлерон), Дворец правосудия (1890, арх. А. Баллу), Центральная университетская библиотека (1891, арх. П. Готтеро), министерство сельского хозяйства (1896, арх. Л. Блан). По своим архитектурным качествам эти здания соответствовали общему уровню архитектуры того времени, что было для Румынии явлением прогрессивным. Сдержанностью, отсутствием преувеличений и элегантностью они послужили уроком, которому отдали дань и представители национальных архитектурных кадров, первое поколение которых, учившееся в парижской школе изящных искусств, сформировалось в период 1840—1890 гг.
Особенностью момента было и то, что, хотя академизм архитектуры конца XIX в. соответствовал уровню развития Румынии, моральный износ этого направления в Европе уже определился. Очевидно, румынские зодчие, вернувшиеся из Франции, представляли себе круг проблем, стоявших перед ними, и стремились найти выход из этого кризиса, получившего в дальнейшем название эклектики.
Тот факт, что в архитектуре Румынии в первые десятилетия после Освобождения искали источник обновления в моделях других культур, а не в национальной, объясняется и тем, что древнерумынское искусство было малоизвестно, а главное, рассматривалось как наследие восточной турецкой культуры и символ феодализма. Необходимо учитывать и влияние больших столиц Европы. Поэтому столь значительной представляется деятельность И. Минку (1851—1912), отвергнувшего официальную академическую архитектуру и осуществившего попытку синтеза принципов классической и народной архитектуры, что ассоциировалось у него, во-первых, с архитектурой народных жилищ и, во-вторых, с храмовым зодчеством эпохи Брынковяну (конец XVII-начало XVIII в.).
Начало второго этапа становления румынской профессиональной архитектуры связано с появлением в 1886 г. дома Лаховари, созданного по проекту Минку, означавшего рождение первого национального течения, которому предшествовала длительная публицистическая деятельность ведущих представителей румынской культуры (А. Одобеску, И. Д. Бериндей).
Для утверждения румынской национальной архитектуры личность И. Минку имела исключительное значение. В этот период существовала и другая альтернатива развития румынской архитектуры — в тесной связи с развитием так называемых промышленных искусств и общности их принципов, прозвучавшая в статьях Г. Мандря в 90-х годах. «История архитектуры тесно связана с историей промышленных искусств, и законы красоты и стиля — это концепция художественных ремесел,— писал он в 1893 г.— Законы пропорции, симметрии, гармонии, традиционные формы орнаментики, равно как и архитектурные детали, были известны до того, как монументальное искусство стало независимым... Произведения промышленных искусств — это ключ и фундамент принципов архитектуры».
Г. Мандря стремился определить основные принципы архитектурной эстетики, звучащие ныне чрезвычайно современно: «Правда в архитектуре, с одной стороны, заключается в соответствии наружного вида с назначением здания, а с другой стороны, в выражении интерьера декоративными формами таким образом, чтобы в целом показать основные черты внутреннего расположения... Внутреннее единство конструктивной мысли — вот цель достойного здания, требующая выражения в фасадах... Имитация одного материала другими преступна, и ошибочно применять формы резки камня к дереву, чугуну, цинку или штукатурке. У каждого материала — своя специальная структура для декоративных форм... Внутренняя конструкция должна быть не спрятана, а отмечена и выявлена снаружи... Декоративные формы должны вытекать из конструкции, то есть быть следствием манеры работы материалов...».
Однако вышеуказанные теоретические поиски не получили практического воплощения, в то время как облагороженные большим талантом произведения И. Минку, провозгласившие новую ориентацию, нашли путь ко всеобщему признанию и непосредственно повлияли на творчество многих архитекторов. Его наиболее интересные произведения — Буфет на шоссе Киселева (1892), Центральная женская школа (1890), здание народного совета в Галаце — являются одновременно и вершиной всего направления, достоинства которого — отход от жестких симметричных схем академизма, гармоничность пропорций, вкус и мера в выборе элементов и декора, забота о функциональном совершенстве — в дальнейшем менее очевидны.
Характерной и основной чертой художнической личности И. Минку является понимание объективной ценности народной архитектуры и древнего монументального зодчества, к которому его привела глубокая любовь к народу. В этом чувстве он находит опору в борьбе, которую развивает против космополитических концепций правящих кругов, используя трибуну парламента, депутатом которого был, письменно и в архитектурном творчестве. Критикуя эклектизм архитектуры дворца Пелеш в Синае (1875— 1880), И. Минку писал: «Синая, например, где мы могли бы продолжить традицию и создать оригинальную архитектуру, являющуюся выражением наших обычаев, климата, потребностей и чувств, состоит из странного и смешанного скопища плохо скопированных моделей архитектуры всех стран и всех климатов, скопища, которое нам представляется в его самом смехотворном сочетании: так называемый «Maison de plaisance» из парижских пригородов с фламандским домом, готические замки в миниатюре, виллы с юга Италии...» З. И. Минку протестует против молчания, окружающего творчество румынских художников: «Педантизм, претенциозное невежество и наш модный космополитизм, уничтожая любое чувство любви и национальной гордости, породили непомерные и безапелляционные восхваления всего, что к нам приходит из-за границы»
Преданность народу и позиция борьбы с космополитизмом привели И. Минку к выводу о необходимости создания национального стиля, соответствующего новым программам и новым запросам общества, представляющего развитие на новом этапе традиций румынской архитектуры. Для его творческого метода характерны поиски пластической выразительности, адекватные применению местных материалов и традиционной строительной техники. В композиции используются классические методы, отличающиеся правильными и уравновешенными планами с четко выраженной доминантой и фасадами, ордер которых определяет надлежащее соотношение стены и проемов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.