Мощный толчок к сближению румынской живописи с действительностью, с жизнью народа дал Николае Григореску (1838—1907). Он решительно революционизирует манеру письма, освободив ее от каноничности в построении планов и колористической пестроты. Григореску ищет вдохновение в реальной действительности. Волы, маленькие крестьянские домики, густые деревья — все это передается реалистически убедительно и объективно (в начале своего пути художник был близок с барбизонцами). Именно Григореску открыл для живописи румынскую деревню, дал почувствовать ее поэзию, ее трудную жизнь. При этом светлая палитра, воздушность, точная композиция, сохраняющая остроту и свежесть этюда, придают произведениям художника живую выразительность и оптимистическую интонацию.
Григореску были близки образы простых людей, тружеников, крестьян, которых он писал с глубоким сочувствием. Изображая крестьянских девушек в национальных костюмах, он утверждал положительный образ человека из народа как воплощение его достоинств и красоты.
Григореску обращался также к событиям русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Эта война привлекла внимание художников разных национальностей, в том числе румын Г. Миря и С. Хенца. Известны посвященные ей полотна Верещагина. Произведения, созданные Григореску (среди них особенно известны «Тревога», «Штурм Смырдан», «Пехотинец»), близки исканиям Верещагина. Сопровождая действующую армию, Григореску имел возможность увидеть войну в неприкрашенном виде. И вновь, но уже с гораздо большей остротой, обнаруживается его сочувствие простому человеку. Восхищаясь массовым героизмом русских воинов, он видит также драматизм многих ситуаций.
Хотя в поздних своих работах Григореску отдавал иногда дань салонности, утверждение им тенденций, связанных с критическим реализмом, открытие красоты простого человека, национального пейзажа делает его вклад в формирование демократического, а в перспективе и социалистического искусства Румынии принципиально важным.
В изображении крестьян по пути, намеченному Григореску, шел одаренный живописец Ион Андрееску (1850—1882). Глубоким лирическим чувством, порой грустным раздумьем, проникнуты сочно написанные им пейзажи, зимние и осенние, картины пахоты, изображение ярмарок в небольших городах. В натюрмортах Андрееску также обнаруживает простоту, непосредственность и тонкость восприятия.
Значительно слабее выражены демократические тенденции в скульптуре. Однако в лучших портретах Иона Джорджееку, в психологической насыщенности композиций Штефана Ионеску-Валбудя, работавших в конце XIX в., ощущается желание соединить аналитическое познание характера с созданием типа. И все-таки лишь в начале нашего века, когда появился «Великан» Дмитрие Пачури (1906), стало ясно, что румынская пластика выходит на те рубежи понимания духовных проблем и конфликтов времени, которые пытались осмыслить передовые скульпторы эпохи. Не случайно было уже само обращение Пачури — вслед за Роденом — к титаническому искусству Микеланджело. Полная движения фигура Великана будто скручена винтообразным движением, освещенность торса контрастирует с насыщенной тенями головой. Но вместе с драматическим элементом возникает и лирическая интонация, придающая облику юноши мягкость и благородство.
Другая линия освобождения пластики от академизма и ее демократизации связана с Константином Брынкушем. Обнаружив в своих ранних работах («Портрет ребенка», 1906; «Молитва», 1914) тяготение к обостренному психологическому анализу характеров на основе принципов роденовской пластики, он затем все более освобождает форму от второстепенных деталей, ищет ее единство и плотность, чтобы создать обобщенные образы.
С именем Брынкуша связано программное обращение к традиции народного искусства, традиции, которая в XX в. будет играть в искусстве Румынии большую роль. Искреннее стремление осознать наследие народного искусства было в ту пору плодотворно, потому что означало приближение к истокам национальной художественной культуры. Впоследствии, как известно, Брынкуш в поисках чистой формы пришел к отвлеченным абстрактным решениям.
Событием исключительного значения для румынского изобразительного искусства стало крестьянское движение 1907 г. Процессы, связанные с осознанием места пролетариата в общественной борьбе, с растущим единением трудовых масс, восстанием против эксплуататоров, в начале XX в. интенсивно обозначаются в живописи. Ее демократическое и революционное содержание созревало в борьбе против попыток буржуазии сделать искусство выразителем своих интересов, поощряя салонный академизм и эстетизм. Свободомыслящие художники Румынии стремились вырваться из-под «опеки» властей, а также их культурной политики. В конце XIX — начале XX в. формируется ряд объединений и обществ (например, «Молодые художники»), которые выступали против удушающего «участия» буржуазного государства в изобразительном творчестве за освоение новых пластов народной жизни, нового языка живописи.
Из этой среды вышли такие известные впоследствии мастера, как Ш. Лукьян, Н. Вермонт, Ж. Стериади, Г. Петрашку, продолжившие и развившие традиции Н. Григореску и И. Андрееску. Искреннее сочувствие простым людям, утверждение ценности человека труда, любовь к родине, ее природе находят у них отражение в массовых сценах, пейзажах, обобщенных портретах-типах. В изображении цветочницы и ряде других написанных с натуры портретах у Штефана Лукьяна (1868—1916) как бы получают продолжение образы крестьянок Григореску и Андрееску: в них то же непосредственное движение, обаяние, лирика. Мастером, чувствующим неприукрашенную красоту румынской природы, показал себя Лукьян в пейзажах и натюрмортах с цветами.
Тенденция социального протеста более всего раскрылась в известной картине Лукьяна «На раздел кукурузы» (1905). Это произведение воспринимается в связи с работами художников других стран Восточной Европы на рубеже XIX—XX вв., в которых поднята тема народного единения против эксплуататоров. В отличие от картины венгерского художника Имре Ревеса «Требуем хлеба!» (1895), где доминирует напряженная статика, Лукьян изобразил крестьянскую массу в движении. С убедительной правдивостью рисуя типы румынской деревни, характер лиц и костюмов, Лукьян создает цветовое сочетание, передающее ощущение палящего зноя. От этого еще более усиливается эмоциональный пафос картины, грозный драматизм народного шествия.
Взволнованные произведения, посвященные оплакиванию жертв правительственного террора, были гневным откликом Лукьяна на беспощадное подавление крестьянского восстания 1907 г.
К теме крестьянских движений обратился Октав Бэнчилэ (1872—1944) в цикле из двенадцати больших полотен: пролог — «Накануне 1907 года», эпилог — «История», а также «1907 год», «Предзнаменование восстания», «Опознание убитых», «Погребение»... Часть картин цикла, некоторые подготовительные рисунки и эскизы были уничтожены властями. Среди сохранившихся — полотна большой идейно-художественной силы, полные трагедийной выразительности. В одной из картин — «Опознание убитых» — образ женщины с воздетыми к небу руками воспринимается как выражение народной скорби. Как и в других произведениях цикла, здесь властвуют экспрессивная выразительность, цветовые контрасты и диссонансы, ударное подчеркивание ритма.
Экспрессивно и получившее наибольшую известность полотно Октава Бэнчилэ «1907 год». На фоне зарева пожарищ на переднем плане возникает грозная фигура крестьянина. Драматизм событий передается не только характером композиции, обостренностью рисунка, но и сочетанием лиловых, коричнево-зеленых и темно-красных тонов, в которые, как резкий контраст, врывается белая рубаха крестьянина. В белом изображен и крестьянин, стоящий у края бездны в картине «Отчаяние». Видимо, этот цвет символизирует в цикле Бэнчилэ и трагизм смерти, и возвышенную чистоту борцов восстания.
После подавления восстания Бэнчилэ был вынужден отказаться от революционной темы. Нередко он отдавал дань пасторальному жанру. Однако художник увидел и воспел высокую нравственную силу поднимающегося народа. Среди нескольких образов рабочих, созданных им, примечателен «Забастовщик» (1914) — первый образ рабочего в румынском изобразительном искусстве. Стоящий на переднем плане мастеровой с мощными мускулистыми руками полон суровой сосредоточенности. Сравнивая эту картину с предшествующими полотнами Бэнчилэ, такими, как «Рабочий-мастеровой», можно увидеть, какой крутой путь — от описательно-критического мотива к образу рабочего, созревшего для борьбы, проделал живописец.
В годы первой мировой войны Октав Бэнчилэ протестует против всеобщей бойни с позиций рабочего класса. В эти годы он создает картины «Забастовщики», «Революция и справедливость», «Мир». В картине «Мир», исполненной в нескольких вариантах, изображен рабочий, ломающий меч.
Свое понимание гражданской миссии художника Бэнчилэ овН ределил так: «Считаю, что роль художника заключается не в том, чтобы работать для удовольствия и развлечения буржуазии, он должен преследовать более высокую цель, воспитывать, волновать, оказывать влияние в определенном направлении».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.