Активизируется публикация социалистических песен. Их тексты печатают газеты социал-демократов «Мунка», «Лумя ноуэ» и другие, а с 1907 г., когда возникло социалистическое издательство, они печатаются уже систематически. В 1908 г. были выпущены массовые «Социалистические песни» в одной брошюре «Заключенный» и «Освобождение труда». Она неоднократно переиздавалась (в 1909 г. вышла вторым изданием, а в 1916— уже пятым). Песни распространялись и легально и нелегально. Поскольку работа по их распространению грозила полицейскими репрессиями, обычным явлением была публикация их без указания авторов.
В 1914—1915 гг., в условиях яростных гонений на пролетарское искусство, хор социал-демократической партии Бухареста сделал запись на грампластинку около десятка революционных песен («Интернационал», «Румынская рабочая марсельеза», «Горнист», «Красное знамя» и другие любимейшие песни пролетариата).
Над переводом и созданием песенных текстов много трудились деятели социалистического движения.
Напомним вклад Буздугана, Г. Теодору, написавшего румынские версии «Марсельезы» и «Марша социалистов», М. Бужора, создавшего новый перевод «Интернационала», К. Милле, который писал тексты агитационных пьес с песнями... При ознакомлении со всем этим невольно напрашивается аналогия с работой в России по созданию новых песен Г. Кржижановского, А. Коца, П. Радина.
Таким образом, социалистическое музыкальное искусство в Румынии при своем возникновении опиралось на прочные основы — на широкую общедемократическую традицию, и особенно то ее русло, которое раскрывало социально-критическое и национально-освободительное содержание. В этом русле родились художественные явления, сохранившие непреходящее значение. Само же социалистическое искусство на первом своем этапе ограничивалось только одним жанром — пролетарской революционной песней. Перед ним встала теперь задача воплотить социалистический идеал во всем многообразии профессиональных форм и жанров с помощью сложного арсенала современных художественных средств.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Революция 1848 г., показавшая силу свободолюбивых устремлений в румынских княжествах, была важным этапом в утверждении демократических идей в изобразительном искусстве. Ее атмосфера существенно повлияла на самоопределение румынской живописи как искусства светского, освободившегося от условно-византийской стилистики и повернувшего к прогрессивным формам европейского искусства. Несомненно, свое значение имели и традиции народного творчества с его поэтическими образами, оптимизмом, полнокровным утверждением жизни, проникновенной передачей человеческих переживаний. Гуманистическая интонация, присущая румынской иконе на стекле, резьбе по дереву и камню, живой мир людских отношений, раскрывающийся в гармонических или гротескных решениях, на разных этапах имели и имеют сегодня существенное значение для воплощения передовых идей.
Но, конечно, именно в процессе становления профессионального искусства, его приобщения к прогрессивному художественному опыту рождались в годы революции 1848 г. произведения, озаренные гражданственным революционным пафосом.
Художники принимали активное участие в подготовке революции. Свободолюбивые воззрения наиболее убежденных из них были бескомпромиссны, а поведение во время революционных событий поистине героическим. И те из них, кто и ранее работал в Валахии и Молдавии, и те, чья деятельность проходила в Дунайских княжествах только во время революции, чувствовали неразрывное единство с восставшим народом. И. Негулич, К. Рвзенталь, Б. Исковеску вдохновлялись революционным энтузиазмом народа и до конца оставались верными своим демократическим взглядам.
О поисках живописных форм, способных передать демократические и революционные идеи, более всего свидетельствуют две
картины Константина Даниэля Розенталя. На холсте «Революционная Румыния» (1840) аллегорическое изображение фигуры женщины в национальном костюме со знаменем и кинжалом в руках явно навеяно патетикой произведений Делакруа. Недаром в Париже Розенталь копировал художников-романтиков, был в близких отношениях со многими из них. Особенно увлекало его творчество Делакруа. Так на почве революционных настроений воспринимаются традиции французского искусства, которые и дальше будут сказываться в изобразительном творчестве Румынии, помогая оформиться многим его передовым исканиям.
Розенталь придал своей картине национальный колорит. Романтическая композиция сцены битвы с турками на Дялу-Спирей дана на втором плане, а на первом — образ женщины из народа, исполненный благородства и решительности. Есть свидетельство, что прообразом героини стала революционерка Мария Россети, которую Розенталь хорошо знал. Жаль, что некоторая увлеченность декоративной поэтикой национального костюма несколько снизила выразительность картины.
«Было время, когда я писал сентиментальные картины и думал, что в этом мое призвание. Позднее я отдал себе отчет в том, что революция проникла в мою душу и начал чувствовать склонность к характерным картинам. Я могу создавать лишь такие образы женщин и матерей, которые обновляли бы наш век, боролись бы с его гнилостью, благородные, героические и в то же время трогательные образы». В этих словах художника — точная самооценка направления его творчества.
В другой картине Розенталя «Румыния разрывает свои цепи на поле свободы» живописный язык лишен энергии и компактности, а обобщенная выразительность несколько уступает место аллегоризму и многочисленной атрибутике. Даже мастера передовых идейно-художественных устремлений далеко не всегда могли самостоятельно и критически истолковать художественные концепции европейского искусства. Некоторые из них ориентировались на итальянских и австрийских художников, находившихся на обочине художественного движения 40—50-х годов XIX в. Отсюда порой перегруженность аллегорическими образами, дробность, пестрота колорита, которая ощутима, например, в большой картине Георге Татареску «Возрождение Румынии», задуманной в 1848 г. и исполненной на год позже в Риме. На первом плане ангел снимает пелену тьмы с глаз молодой женщины, олицетворяющей Румынию. Вверху традиционно трактованная религиозная сцена. Можно отметить только живо представленные моменты из крестьянской жизни в глубине картины.
Значительно более убедителен Татареску в своих портретах. Его изображения Бэлческу и генерала Магеру сделаны с любовью и отмечены умелой передачей характеров.
Форма портрета осваивалась художниками середины XIX в. быстрее и самостоятельнее, чем символико-аллегорическая картина.
Особое место в развитии передовых тенденций в искусстве Дунайских княжеств той поры занимают образы вождей восстания 1848 г. Многие живописцы писали в те годы портрет Бэлческу. Лучший из них создал Ион Негулич. В отличие от других своих работ, исполненных добротно, но ограниченных канонами официального портрета, он создал проникновенный образ мыслителя, человека большой устремленности и воли. Решенный в сдержанной световой гамме, этот портрет стал ориентиром для многих художников, писавших Бэлческу. Портреты вождя трансильванских повстанцев Аврама Янку и многих революционеров из Трансильвании создал Барбу Исковеску. Быстро литографированные, они получили широкое распространение.
Несмотря на то что период революции 1848 г. не был особенно богат значительными произведениями, он сыграл важнейшую роль в приобщении искусства к делу национального служения, проповеди патриотизма и свободолюбия. В румынском художественном творчестве было положено начало активной связи художественной деятельности и революции — традиции, подхваченной передовым национальным искусством в годы революционного движения 1905—1907 гг. и межвоенный период и развитой после Освобождения.
В 1850—1860-е г. большее значение, чем собственно творческие поиски, для процесса формирования социалистического искусства имело создание национальных художественных институтов, а также возникновение передовых общественно-эстетических идей.
Несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства, стараниями Амана и Татареску в 60-е годы XIX в. создается высшая Бухарестская художественная школа. В речи в Палате депутатов (1861) Аман говорил: «...все просвещенные нации понимали, что одной из главных основ духовного продвижения вперед являются изящные искусства и что они не только необходимы, но и обязательны в развитии нравственности и чувства славы, величия, патриотизма...
Мое желание — положить начало школе живописи в Румынии. Со временем развиваясь, она стала бы большой национальной школой, куда приезжали бы иностранцы для совершенствования и обогащения своих знаний».
Патриотические настроения Амана (1831—1891), его связь с участниками революции 1848 г., и в частности с художником Барбу Исковеску, повлиявшим на мировоззрение этого молодого, тогда еще неизвестного живописца, отражались скорее в тематика сто работ, чем в их образно-колористическом решении. Аман, автор многих исторических картин, изображает вождя восстания 1821 г. Тудора Владимиреску. Как правило, произведения художника не обладали широким обобщающим смыслом, они суховаты. Но в картине «Хора объединения в Крайове» (1857), вызвавшей значительный общественный интерес, Аман многое сделал под влиянием непосредственных наблюдений.
В многочисленных жанровых холстах Амана крестьянская тема сводится в основном к идиллической описательности, которую румынским мастерам в дальнейшем пришлось преодолевать. Более значительна созданная в 70-е годы под влиянием Григореску картина «Резня болгар турками» (1878), где дана беспощадная реалистическая трактовка бесчеловечности войны.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.