Однако не только новизна тематики отделяет пролетарский революционный фольклор от крестьянского, но, что еще важнее, совсем иное идейно-эмоциональное наполнение песен. В отличие от крестьянских пролетарская песня несет в себе черты подлинно социалистического искусства: пафос активного, действенного отношения к жизни, пламенный призыв к борьбе за свободу, веру в победу, утверждение революционного идеала. Показательны названия первых румынских социалистических песен, звучащие словно лозунги: «Довольно печали!», «Пролетарии, вперед!», «Ура, вперед!», «На борьбу, рабочие!». Новые идейно-эмоциональные качества находят выражение в характере напевов — решительном, волевом, призывном. Это создается стилистическим комплексом, противоположным стилистике крестьянских песнопений: энергический контур мелодий, «ударность» кадансов, твердая чеканка ритмов, аккордовый склад. Такой музыкальный облик, сближающий румынскую песню с песнями международного пролетариата, соответствовал ее новым условиям бытования: лапидарные, броские мелодии легко запоминались большой массой людей, четкие, нередко маршевые ритмы были удобны в движении (песня сопровождала марш демонстрантов). Динамичное, мобилизующее звучание отвечало требованиям социально нацеленного пения, выражавшего коллективный протест и являвшегося одновременно средством агитации. Старинная монодическая песня румын не могла бы сыграть столь действенную роль. Так что «потери», понесенные румынским фольклором в национальной самобытности, обернулись в данной исторической ситуации достоинствами.
Сказанное убедительно проявляется в большой группе социалистических песен Румынии 90—900-х годов («Под красным знаменем», «Пролетарий», «Рабочий салют», «Страдание и борьба», «На борьбу, рабочие!», «Когда, свобода, похищена ты», «Песнь 1 мая»). Они довольно единообразны по музыке: каждая так или иначе переплавляет лексические формулы бытовавшего в этой сфере «интонационного словаря». Есть здесь, однако, и более самобытные образцы. Пожалуй, на первое место по эстетическим достоинствам и национальной яркости следует поставить «Рабочую хору» А. Флехтенмахера. Закономерно, что этот «бореи за социальный прогресс» (З. Ванча) увенчал свой долгий и славный путь пролетарской песней на текст видного румынского социал-демократа К. З. Буздугана. И знаменательно, что «Хора» создана в год рождения в стране социал-демократической
партии (1893).
В музыкальном отношении «Рабочая хора» — сравнительно редкий в рабочей песне Румынии образец органического сплава национального с интернациональным; удачно выбран жанр хоры, часто используемый музыкантами (и самим Флехтенмахером для раскрытия социально значимого содержания; такой интерпретации жанра способствует национальная характерность и активность этой бойкой массовой пляски, ее относительно простой, четкий мелодико-ритмический рисунок.
«Хора» стала подлиннно народной, публиковалась во всех брошюрах и сборниках, где только появлялись пролетарские песни, неизменно звучала на массовках и демонстрациях. Текст ее впоследствии подвергался изменениям в духе времени.
Большую жизнь в музыкальных буднях румынского рабочего движения получили песни международного пролетариата. «Марсельеза», переведенная впервые еще в 1838 г. и бытовавшая затем с разными текстами, обрабатывалась румынскими композиторами, звучала в исполнении инструментальных ансамблей, духовых оркестров. Получившая широкий резонанс французская песня «Горнист» подкупала агитационным пафосом текста, в румынской версии она звучала так:
Братья-солдаты, в нас не стреляйте, Ведь мы ваши братья в горе и скорби...
Зафиксированы случаи, когда солдаты, посланные против демонстрантов, услышав из их рядов эту песню, опускали ружья.
«Интернационал» зазвучал впервые в Румынии 1 мая 1900 г., после того, как текст его был переведен К. Буздуганом и опубликован газетой социал-демократов «Лумя ноуэ». То был, по всей видимости, первый перевод на Балканах и один из первых во всей Европе: он создан ранее итальянского и английского (1901), немецкого и русского (1902) переводов. Триумфальное шествие великого гимна по Румынии началось, однако, несколько позже, в 1905—1906 гг., под воздействием волнений, явившихся откликом на русскую революцию. Он звучал уже в новом переводе, который выполнили в 1905 г. социалист М. Бужор и Эм. Сокор. Отныне неизменно на собраниях, массовках, демонстрациях все участники поют «Интернационал»; нет рабочего хора, не имеющего в репертуаре эту песню, ставшую гимном румынских пролетариев. Текст его публиковался во всех рабочих песенниках, напев же был напечатан впервые в Румынии рабочим изданием «Календарь труда на 1907 год», а гармонизация сделана в 1908 г. композитором В. Анастасеску.
В румынском рабочем движении адаптировались также песни болгарские («Рабочие, работницы»), немецкие («Марш социалистов»), итальянские («Бандиера росса»), и другие. Особо следует сказать о судьбах революционных песен, залетевших в Румынию из России. Давние связи освободительного движения обеих стран обусловили то, что уже с конца прошлого века русская песня зазвучала в румынских городах. Ее несли с собой революционеры-эмигранты, с нею приходили к румынским рабочим подпольщики, нелегально перевозившие через Румынию тиражи «Искры». Особенно много русских песен узнали румыны в бурные 1905—1906 гг., когда многочисленными стачками и митингами рабочий класс этой страны заявил о горячей поддержке революции в России. Когда к берегам страны причалил легендарный «Потемкин», свыше 500 его матросов, влившихся в среду румынского пролетариата, принесли ему и свои песни.
Е. Арборе-Ралли, представительница семьи русских эмигрантов, в чьем доме всегда находили приют русские революционеры, в том числе потемкинцы, вспоминает, что у них дома и в саду вожак потемкинцев А. Матюшенко часто пел русские и украинские песни, песни на стихи Шевченко. При драматических обстоятельствах узнали румыны похоронный марш «Вы жертвою пали». Потемкинцы пели его и другие революционные песни на похоронах своего погибшего товарища, которые они сумели превратить в демонстрацию. Пели вместе с рабочими города, приколов красные банты к одежде. Полиция арестовала русских матросов, продержав из в заключении пять дней. Песня же осталась жить, была позднее переведена на румынский язык, звучала на похоронах революционеров.
Несколько слов о румынских «пропагандистах средствами песни» (В. И. Ленин). В стране было высоко развито профессиональное хоровое искусство. С другой стороны, еще с середины прошлого века в городах и городках существовали любительские хоровые кружки, объединяющие рабочих по профессиям. Во главе их нередко стояли музыканты, что обеспечивало определенный уровень исполнения и репертуара. Все это подготовило расцвет рабочих хоров уже с революционной, социалистической направленностью. Первым из них и наиболее крупным был хор бухарестского Рабочего клуба — Хоровой кружок социалистической пропаганды «Голос обездоленных» («Glasul desmostenitilor»).
Зародившись в 1890 г., он к 1892—1893 гг. вырос в целое общество. Создал его и руководил им музыкант, член социал-демократической партии Атанасие Александреску, которого К. Геня справедливо называет «зачинателем румынской социалистической песни». Александреску с юности поставил свой талант на службу пролетарскому движению. В «Голосе обездоленных» он работал не только как хормейстер, но и как композитор, сочиняя и аранжируя революционные песни. Пользовавшийся большой любовью, хор выступал на рабочих вечерах, манифестациях, собраниях. Репертуар его — старинные и более новые песни протеста, первые румынские пролетарские песни и песни международного пролетариата — послужил основой сборника, выпущенного в 1893 г. Рабочим клубом Бухареста и называвшегося также «Голос обездоленных». Это был единственный изданный в королевской Румынии сборник революционных песен с нотами.
Вскоре по примеру хора Александреску стали создаваться хоры при рабочих клубах многих городов (Яссы, Галац, Клуж, Браила, Брашов, Плоешть и т. д.). Развернулось подлинно массовое хоровое движение. Рабочие газеты пестрели сообщениями о фактах его развития.
Среди наиболее крупных коллективов — возникший в 1891 г. в Плоешти хор рабочих-нефтяников, регулярно дававший концерты в сопровождении инструментального ансамбля. В его репертуаре, составленном из пролетарских песен и фрагментов оперных хоров, была явственна социально-критическая направленность. Позже руководство хором взял на себя Ион К. Даниелеску (1884—1966) — впоследствии известный в стране хоровой дирижер и композитор. Под его управлением в 1906—1912 годах коллектив исполнил весь репертуар сСорника «Голос обездоленных». Одной из славных страниц истории хора было
исполнение этих песен весной 1907 г. в собрании плоештинских рабочих, выразивших солидарность с крестьянским восстанием. Деятельность Даниелеску, как и Александреску, свидетельствует о том, сколь плодотворно было участие музыкантов-профессионалов в рабочем движении.
Руководители социал-демократии подчеркивали воспитательную и пропагандистскую роль политической песни и рабочего хорового движения. Видный представитель левого крыла румынской социал-демократии А. Константинеску дважды — в 1907 и 1908 годах — выступал в газете «Ромыния мунчитоаре» со статьями о роли песни в рабочем движении. В них он ратовал за то, чтобы ширилось движение рабочих хоров. «Она (революционная песня.— Р. Л.) ... играет мобилизующую роль, возбуждая в сознании слушателей стремление к борьбе за улучшение жизни»,— писал Константинеску. «Нужно повсеместно окружить хоры самой большой заботой. Товарищи из хоров должны работать на окраинах, где имеются мелкие хоровые коллективы. Только так профсоюзы добьются того, что во всех рабочих районах... зазвучат революционные песни, полные великой заботы об освобождении нашего класса».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.