Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Румыния. Часть 9-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Еще в молодости, с начала 40-х годов, Флехтенмахер общался с пашоптистами А. Руссо, Ч. Боллиаком, К. Негруцци; особенно значительны были длительные творческие контакты с В. Александри, на чьи тексты композитор написал затем много музыкально-театральных сочинений.
Ряд песен Флехтенмахера — «Одиннадцатое июня», «Священный день свободы» — представляют собой непосредственное отражение революционных событий 1848 г.
И после 1848 г. Флехтенмахер всегда живо откликался на рост освободительных тенденций в румынском обществе. Активную и важную агитационную роль сыграли несколько популярных его песен, рожденных крупнейшим национальным движением — борьбой за Объединение («Марш Объединения», гимн «Свободная нация» и особенно «Хора Объединения»).
Возникшая позднее свободолюбивая песня Флехтенмахера «Поднимайся, румын, гордости полн» стала своего рода гимном передовых революционных кругов.
По стилистике песни Флехтенмахера близки международной революционной песне, ибо корни его творчества уходят в европейское классико-романтическое искусство (мажорный или минорный гармонический лад, подчеркнутая «трезвучность» мелодики и гармонии, квадратность структуры, четкость ритмики).
В этих песнях живет мобилизующий дух; они динамичны, лапидарны, певучи, легко запоминались, ибо опирались на «интонационный словарь» городского быта. Все это способствовало выполнению ими активных агитаторских функций. Таким образом, и по музыкальному облику, и по социальной роли песни Флехтенмахера 40—60-х годов предшествуют будущей пролетарской песне Румынии.
Несколько особняком в этом отношении стоит написанная в 1848 г. и также послужившая откликом на революционные события баллада «Мать Штефана Великого» (стихи видного поэта-демократа Д. Болинтиняну).
Воспевшая подвиг национального героя, господаря Штефана Великого, беззаветно сражавшегося против чужеземного ига в XV в., баллада стала подлинным музыкальным символом героико-освободительных устремлений народа.
Выдержанная в духе величавых и суровых народных баллад, она затем и сама стала принадлежностью фольклора. Авторство Флехтенмахера почти забылось, и впоследствии композиторы, не раз обращаясь к образу Штефана, неизменно цитировали ее выразительную, строгую мелодию.
Художником ярко выраженной гражданственности Флехтенмахер проявил себя и в музыкально-театральном творчестве. В 1848 г. в атмосфере больших политических волнений родилась и была поставлена его оперетта «Баба Яга» на текст известного театрального деятеля М. Милло, отмеченная социально-критической тенденцией.
Она вызывала большой энтузиазм публики благодаря злободневности сюжета, живости сценического действия, разнообразию и доходчивости песенных и танцевальных номеров, которым композитор придал национальную характерность, опираясь на хорошо ему знакомый стиль городской лэутарской музыки.
Оперетта была высоко оценена прессой и вошла в историю румынского музыкального театра как один из первых образцов этого жанра, удачно воплотивших социально направленную тематику.
Позднее в театральной музыке Флехтенмахера еще но раз звучали идеи национально-освободительные или социально-критические.
Им создан водевиль о смелом гайдуке Явку Жияну; его опера «Девушка из Козий» (1880) на тему, пронизавшую все румынское искусство, и демократическое и социалистическое, — тему героической антитурецкой борьбы, оказалась, несмотря на историческую отдаленность сюжета, глубоко созвучной эпохе, ибо «любовь к родине, героизм и борьба за свободу — ведущие ее идеи».
Передовые политические веяния захватили известного композитора Румынии Чиприана Порумбеску (1853—1883). Его хоровые «Социальные песни для румынского студенчества» (1879) широко распевались на нелегальных сходках и собраниях революционно настроенных студентов.
Это и было целью автора, как он писал в предисловии к сборнику. Композитор и сам участвовал в революционных волнениях, некоторое время сидел за это в тюрьме.
Среди «социальных песен» — получившие громадную популярность «Гимн Объединения», «О нашем знамени», «Три цвета». З. Ванча отмечает, что «в истории румынской музыки значение сочинений Порумбеску состоит не столько даже в собственно музыкальной их ценности, сколько в их агитационной роли и силе. Композитор стремился ...служить делу масс, воодушевлять румынский народ на борьбу».
Хоровые песни Порумбеску стали в конце века неотъемлемой частью румынского музыкального быта, некоторые живут до сих пор. По стилю они, как и песни Флехтенмахера, связаны с городской традицией и, следовательно, близки к рождающемуся пролетарскому песнетворчеству.
Не случайно его «Весенняя песня» в годы подъема пролетарского движения обрела всенародную популярность с новым текстом как «Марш 1 Мая», а песня «Три цвета» в 1977 г. стала Государственным гимном СРР.
Видные композиторы и хоровые деятели Георге Дима (1847— 1926) и Йон Виду (1863—1931), обрабатывая для своих хоров фольклорные образцы, обращались к песням освободительного и социально-критического содержания.
Добрую славу заслужили тонкая обработка любимейшей народной песни «Почка, почечка», сделанная Димой, транскрипции Виду патриотической песни «Анна Лугожана» и «Песни Гайдука».
Диме принадлежат написанные с мастерством хоровые композиции на социально значительные темы: баллада для хора с оркестром «Гайдук Гроза» (стихи Александри), возникшая в знаменательный год крестьянского восстания — 1907-й; уже названная кантата героико-драматического плана «Мать Штефана Великого», хор «Умирающий Бэлческу» (текст Александри), рисующий образ революционера с большим сочувствием, в лирическом ключе, мягкой музыкой баркарольно-колыбельного жанра.
Из произведений крупной формы в интересующем нас русле особенно значительна опера видного композитора Эдуарда Кауделлы (1841—1924) «Петру Рареш», посвященная борьбе против оттоманского ига.
Завершенная в 1889 г., она по праву считается вершиной румынской драматической музыки XIX в., и тем примечательнее, что в ней скрестились две определяющие тенденции эпохи: национально-освободительная и социально-критическая.
В основе оперы конфликт угнетаемого правящей верхушкой и деспотическим князем народа — с боярством, которое предается разгулу, интригам, не думая о судьбах порабощенной родины.
Кауделла одним из первых в Румынии нашел в серьезной опере форму раскрытия социального конфликта, попытался показать народную массу и народного героя.
Опера его оказалась предшественницей множества сочинений румынских композиторов в XX столетии, и особенно после освобождения от фашизма, трактующих темы вековой антитурецкой борьбы, народных восстаний и т. п.
Музыка ее привлекала общительностью, эмоциональной непосредственностью и темпераментом, в ряде сцен — верностью национального колорита, достигнутого использованием средств и жанров народной, особенно лэутарской, музыки.
Среди впечатляющих моментов «Рареша» — развернутые массовые сцены, выражающие тягу народа к борьбе, к свободе. Близка этим сценам баллада Рареша — энергичная и зажигательная призывная песня, в которой слышны отзвуки массовой революционной песенности, зарождавшейся в стране пролетарской песни.
Все рассмотренные музыкальные явления, рожденные в русле общедемократических художественных традиций и национального музыкального романтизма, послужили важнейшими истоками и предпосылками социалистического искусства.
Само же это искусство в ту пору было представлено в Румынии лишь наиболее мобильным жанром своим — песней.
С развитием рабочего движения сфера бытования и воздействия песен социального протеста стала как никогда обширна: вместе со сходками, демонстрациями и празднествами пролетариев она вышла на улицы и площади, заняла почетное место в проводимых рабочими клубами и кружками «Рабочая Румыния» политических манифестациях, театрализованных агитационных представлениях.
Песенный арсенал румынского рабочего движения, с годами интенсивно пополнявшийся, содержит три пласта. Первый — органично вошедшие в пролетарское движение крестьянские песни социального протеста, второй — собственно пролетарские песни, созданные в Румынии, композиторские или народные, третий пласт — песни международного пролетариата, нередко претерпевшие «адаптацию» мелодии и текста.
Значительный удельный вес крестьянского фольклора среди революционных песен закономерен для этой аграрной страны, где извечная борьба задавленного жесточайшим гнетом крестьянства была вплоть до конца XIX в. основным видом социально-освободительного движения.
Позже, в XX столетии, она все теснее смыкалась с борьбой пролетариата. Да и сами рабочие, особенно на первых порах, были в большей своей части вчерашними крестьянами. Они приносили в город и свои традиционные песни.
В музыкальном отношении первый пласт — наиболее национально-самобытная и художественно яркая часть всего песенного богатства румынского пролетариата.
Подчас бывало, что старые мелодии получали новый текст, более революционный (так было со старинной песней «Плачь, страна») или более злободневный.
Показательна в этом плане «биография» песни, которая в течение 13-ти лет разносила вести о преступлениях властей и даже получала названия по датам этих преступлений. Возникнув в 1907 г., в дни восстания, она рассказала об убийстве полицией Галаца руководителя мирной крестьянской делегации («11 июня»); в 1916 г. ее напевная романсовая мелодия возрождается с новым текстом, неся весть о расстреле в том же Галаце антивоенной рабочей демонстрации,— новая версия получила название «13 июня» (день расстрела).
В 1918 г. песня отозвалась на расстрел рабочей демонстрации в Бухаресте 13 декабря. С названием «13 декабря» она и вошла в историю.
В 1920 г. родилась четвертая, менее известная версия этой песни; в ней речь шла об убийстве в застенках сигуранцы активиста рабочего движения доктора Ароняну. Разительный пример социально-политической оперативности песенного жанра!
С пролетарской революционной песней в румынский фольклор входит новый мир образов, рожденный жизнью и борьбой рабочего класса.
Помимо общей тематики, свойственной пролетарской песне всех стран (о готовности к борьбе, о 1 Мая, о солидарности рабочих мира и т. д.), привлекают внимание своего рода «песни-хроники», дающие отклик на конкретные события дня (забастовки, расстрелы демонстрантов).
Ярким примером их могут служить и «13 декабря», и возникшая в 1899 г. как отзвук Всеобщей стачки типографов «Марсельеза всеобщей стачки».
Позднее, в 30-е годы, эта традиция станет особенно крепкой.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +