Репертуар рабочей самодеятельности складывался из сценок, монологов, одноактных пьес и живых картин, имеющих открыто революционное содержание, а также из социально-бытовых пьес с четко выраженными элементами критического анализа, адаптацией зарубежной драматургии, сделанных писателями левого направления.
Обычно большую часть художественной программы составляли безымянная поэзия, социалистические песни, переводная революционная поэзия и, наконец, стихи румынских поэтов, среди которых самыми популярными были «Император и пролетарий» М. Эминеску, «1907 год» А. Влахуцэ, «Мы хотим земли!» Дж. Кошбука и стихи рабочего поэта Т. Некулуцэ.
Чаще всего на вечерах в рабочих клубах Румынии и Трансильвании исполняли монолог «Заключенный» и пролог к живой картине «Освобождение труда». Обе эти сценки были изданы в 1908 г. отдельной брошюрой в издательстве «Ромыпия мунчитоаре» (Рабочая Румыния) вместе с «Социалистическими песнями» (играть их начали значительно раньше).
Герою «Заключенного», от имени которого ведется монолог, 45—50 лет. Он, по примеру бухарестских рабочих, создал в своем городе синдикат, за что был нещадно избит и посажен в тюрьму на 10 месяцев. Возвращаясь оттуда, он случайно попадает на рабочую вечеринку, где рассказывает все, что с ним приключилось. О том, как рабочие, объединившись в синдикат, подписались на рабочую газету, из которой узнали правду о своих правах, о конституции, о взаимной помощи среди рабочих, о необходимости борьбы. О том, как рабочие перестали убивать время в корчме и корчмарь начал терпеть убытки. И, наконец, о своей горькой доле, которая тем не менее дала свои плоды. За время заключения он поумнел, правда, совсем не в том смысле, как рассчитывали власти, а в другом, поскольку понял, что главное для рабочего — это общая борьба. Теперь герой готов поделиться этой истиной со всеми своими братьями — рабочими.
В «живой картине» «Освобождение труда» женщина в костюме работницы, олицетворяющая Труд, ведет диалог с крестьянами и рабочими и разъясняет им их положение и смысл политической борьбы. Так, например, услышав пение «Интернационала, она объясняет крестьянам: «Это песня борьбы ваших братьев из городов, рабов с фабрик. Это голос простых рабочих, проснувшихся от векового сна. Пришло время освобождения труда. Мы призываем к объединению всех рабочих из городов и сел, потому что все рабочие — братья». Во второй сцене представители разных рабочих профессий — кузнец, плотник, типограф и другие — рассказывают о своей тяжелой доле.
Третья сцена представляет «живую картину»: «Богиня Освобождения» на пьедестале с красным флагом в одной руке и факелом — в другой. Около нее рабочий и крестьянин, пожимающие друг другу руки...
Хор рабочих: Вперед! Вперед Все хором Крикнем громко: «Да здравствует святая рабочая партия!»
За сценой женский хор исполняет «Марсельезу». К такому же типу представлений относится и монолог в прозе «Резервист» («Запасной») А. Бакалбаша. Он был впервые исполнен в 1895 г. на «бале социал-демократов» в Крайове. Герой рассказывает о тяжелой солдатской службе, которая больше похожа на рабство.
В тексте пьесы содержатся не только горькие жалобы, но и призыв к борьбе, в ней можно различить нотки иронии, свойственной перу соратника Караджале по юмористическому журналу «Румынский вздор».
Произведения, о которых мы рассказали, представляют как бы два жанра спектакля рабочей самодеятельности. «Живая картина» «Освобождение труда» — это обобщенный, плакатный образ, образ-символ, смысл которого — пропагандировать и разъяснять широким массам социалистические идеи. Две другие — это скорее бытовые, жанровые сценки, в которых идеи также высказаны впрямую, открыто, в доступной зрителю форме. Само собой разумеется, буржуазное государство всячески пыталось помешать организации рабочих вечеров. Известны случаи запрещения спектаклей, с конфискацией всех текстов. Так, например, в Архиве ЦК Коммунистической партии Румынии хранится афиша спектакля «Забастовка кузнецов» по пьесе Ф. Копне, конфискованная на вечере в рабочем клубе города Брэила (1916) и предъявленная рабочему Панаиту Попеску в качестве главного пункта обвинения в социалистической пропаганде.
В Трансильвании рабочая самодеятельность была развита еще более широко, нежели в Румынии. Причиной тому — особенности исторической судьбы Трансильвании. Большинство населения этой многонациональной области составляли румыны, которые были лишены политических, экономических и других прав, в том числе права говорить на родном языке. О существовании постоянного румынского театра не могло быть и речи. После усиления реакции (1880) в Трансильванию был закрыт доступ даже гастролировавшим здесь раньше румынским актерам. Выразителем национальных чувств угнетенного народа, пропагандистом идей национального освобождения стал любительский театр, который существовал в форме различных объединений, ассоциаций и обществ. Фактически эти общества вели нелегальную деятельность и свой репертуар составляли сами, поэтому в его основу легла национальная румынская драматургия. Со временем общества стали объединять рабочих по профессиональному признаку: «Общество пения, чтения и музыки хлебопашцев Решицы» (1895), общество мастеровых «Лумина» («Свет»), активизировавшее свою деятельность в 1895 г., «Секция пения синдиката металлургов» (1905) и др. Словом, рабочая самодеятельность, рожденная подъемом патриотических чувств, приобрела в Трансильвании массовый характер.
Репертуар рабочей самодеятельности Румынии и румынской рабочей самодеятельности в Трансильвании во многом сходны. Так, например, в Кодле (1910) и в Сибиу (1912) играли «Заключенного», несмотря на все препятствия, чинившиеся властями. В репертуар входили также «живые картины» и социально-бытовая драма из крестьянской жизни «Под гнетом поборов» И. Бакалбаша, снятая цензурой в Бухаресте. Румынские рабочие клубы Трансильвании ставили также и пьесы венгерских драматургов. Одним из выдающихся событий рабочей самодеятельности стал спектакль «Ткачи» Гауптмана, поставленный в Брашове в 1909 г. На спектакле присутствовало более 500 человек.
На повестку дня рабочих кружков художественной самодеятельности, ставших частью социалистического движения, был поставлен вопрос о создании постоянно действующего Народного театра. Социалистическая пресса не раз возвращалась к вопросу о необходимости образования Народного театра из членов рабочих клубов и хоров, поскольку здесь встречаются артисты гораздо более талантливые, нежели те, которые имеют театральное и консерваторское образование. Но это станет делом будущего.
Борьба за такого рода театр с особой остротой развернется в 30-е годы XX столетия.
МУЗЫКА
Социалистическое музыкальное искусство в Румынии зародилось на заре рабочего движения, в 80—90-е годы XIX в., и унаследовало прогрессивные народно-демократические традиции, сложившиеся в фольклоре и профессиональном творчестве. Одной из важнейших его предпосылок стали художественные явления, связанные с вековой борьбой за национальную независимость и с растущими социально-освободительными тенденциями. Эта линия идет от гайдуцкого фольклора. Полные раздумий о тяжкой народной доле гайдуцкие дойны, героические песни и баллады о гайдуках и предводителях народных крестьянских бунтов и восстаний (Т. Владимиреску, Хории и др.), обличающие угнетателей и призывающие к борьбе энергичные, напористые хоры не раз затем находят отражение в музыке румынских композиторов, посвященной темам освободительного характера.
К этой ветви фольклора близки крестьянские «песни жалобы и гнева»: «Почка, почечка», «Плачь, страна», «Нищая страна Молдова», «Жалоба румынского крестьянина», «Гора, гора, иссохший камень» и другие заслужили любовь широких городских кругов, а затем и рабочей среды.
И гайдуцкий фольклор, и «песни жалобы и гнева» принадлежат к старинным румынским напевам со всем их стилистическим своеобразием: прихотливая, нередко импровизационная мелодика с обилием вокализаций и parlato, нерегулярность структур и метроритма, специфическая ладовая природа. Более поздние крестьянские песни социального протеста испытали воздействие городской музыки. Чрезвычайно показательна песня «Мы крестьяне», получившая огромное распространение с 80-х годов прошлого века. В тексте ее еще доминируют традиционные мотивы жалобы («День и ночь мы работаем тяжко, и за то еще подати платим... А попробуй-ка, слово скажи — к прокурору тотчас угодишь»). Однако по музыкальному облику она явно предшествует революционным песням пролетариата: резко очерченная, решительная мелодия, четкая ритмика, квадратность структуры, мажорно-минорная ладовая природа с автентическими оборотами.
Песня широко бытовала в городах и селах, вошла в репертуар лэутаров; текст ее был затем опубликован рабочими газетами и пропагандистскими брошюрами, она включалась в народные театральные представления, в агитационные спектакли рабочих кружков. Румынская композиторская школа, формирование которой началось в середине XIX в., с первых же шагов связала себя с освободительным движением. Связи эти усиливались благодаря тому, что музыка была тогда особенно тесно слита с литературой и театром: основными жанрами были хоровая песня, водевиль, оперетта (позже опера). «Это было искусство, глубоко связанное с политической реальностью эпохи, высоко демократическое, воплощавшее идеалы борьбы за социальное и национальное освобождение», — отмечает румынский исследователь Р. Гиркоашиу.
Убедительным примером этого служит творчество одного из основоположников национальной композиторской школы Александру Флехтенмахера (1823—1898). Его с полным правом можно причислить к славной плеяде крупных литераторов и художников, близких революции 1848 г. и названных пашоптистами. По справедливому замечанию румынского музыковеда З. Ванчи, «сочинения Флехтенмахера выделяются своей тесной связью с политическими волнениями эпохи, твердой позицией борца за социальный прогресс».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.