Таково было развитие румынский драматургии, в которой со временем усиливаются элементы критического анализа и протест против буржуазного общества. Перед ней со всей остротой вставала задача создания нового социального идеала. Это было косвенным отражением процесса формирования самосознания рабочего класса.
Известный социалист Н. Д. Коча пишет, что вторжение в жизнь нового класса, а с ним и нового социального идеала не могло миновать и искусства — этого чуткого барометра, улавливающего общественный климат времени.
Чиновники от искусства не жаловали румынскую пьесу, предпочитая ей пьесу переводную, насаждали в театре дух развлекательности и коммерции. И если национальная драматургия, а также прогрессивные пьесы зарубежных писателей все же проникали на сцену, заслуга в этом целиком принадлежит передовым деятелям румынской культуры и социалистической прессе, которая вела ожесточенную борьбу с цензурой и официальными властями. В мужественной борьбе за театр большого общественного содержания, за театр, доступный широкому зрителю, рождались зачатки нового искусства. «Лумя ноуэ» — ежедневный орган румынской социал-демократии выделяет «культурную и социальную линию, которую предстоит выполнить театру». Проблему репертуара газета считала проблемой № 1.
В 1895 г. с репертуара Национального театра была снята пьеса видного социалиста Иона Бакалбаши «Под гнетом поборов», переименованная дирекцией в «Мертвеца без свечки». Пьеса рассказывала о крестьянской жизни, задавленной нуждой, замученной налогами. Социалистическая пресса открыла кампанию в защиту пьесы.
В январе 1898 г. один из лидеров социалистического движения К. Буздуган пишет статью о И. Л. Караджале «Самый великий наш драматург изгнан со сцены».
В том же 1898 г. «Лумя ноуэ» поддерживает попытку Национального театра давать воскресные утренники по сниженным ценам. К. Буздуган пишет: «Это не выдумка, что бухарестский рабочий любит театр. Свидетельство тому — грандиозный успех воскресных утренников. Они доказывают правоту демократической прессы, которая не сомневается, что чувство прекрасного присуще народу в большей степени, нежели рафинированной аристократии».
Социалистическая пресса, пропагандировавшая русскую литературу, с неменьшей активностью сражалась за включение в репертуар русской драматургии. Анализируя спектакль «Ревизор» (1909) в Национальном театре Бухареста, Н. Д. Коча подчеркивал серьезность работы режиссера П. Густи, обратившегося за материалами и эскизами в Александрийский театр, и важность первых русско-румынских контактов. «Эта сатирическая комедия Гоголя,— писал Коча,— несмотря на то, что была написана для России много лет тому назад, и поныне сохранила свое значение не только для России, но и для многих других стран, в числе которых следует назвать и нашу «благословенную» Родину».
Постановка пьесы Горького «На дне» (Яссы, 1904) открывает новую эпоху в развитии гражданственной традиции румынского театра. И хотя спектакль нес отпечаток времени, не поднявшись выше общечеловеческого призыва к состраданию и любви к угнетенным, он стал событием общественной жизни. Зрители одного из рядовых спектаклей 11 (24) февраля 1905 г. — группа молодежи из «Кружка социальной подготовки», вдохновленная борьбой русского пролетариата, устроила в зале демонстрацию солидарности с русской революцией. В листовках, которые распространялись в театре, была высказана вера в победу «едва проснувшегося гиганта — пролетариата из России».
В полную силу социальный смысл пьесы Горького выявил спектакль Бухарестского Национального театра, поставленный 11 лет спустя (1915) режиссером П. Густи. Рабочая пресса отметила идейную значительность спектакля, его роль в воспитании сознания рабочего класса.
Параллельно с усилением в профессиональном театре мотивов социально-патриотического протеста возникало собственно рабочее, пролетарское искусство. Кружки художественной самодеятельности и рабочие хоры, существовавшие при рабочих клубах, поддерживаемые и направляемые социал-демократической партией, ставили перед собой просветительские задачи и цель пропаганды идеалов социалистического и рабочего движения. Выступления коллективов рабочей самодеятельности стали одной из форм легальной борьбы рабочих за свои права. Многочисленные коллективы рождались повсеместно. Это был подлинный рабочий фольклор, где сам народ становился автором и участником представления. Самый распространенный в репертуаре рабочего театра монолог «Заключенный», который играли с конца XIX в. до 30-х годов XX в., был назван «народной пьесой». Авторство его не установлено, и это позволяет утверждать, что развитие рабочей самодеятельности представляло, с одной стороны, выход «интеллектуальной энергии масс» (К. Маркс), с другой, являлось продолжением фольклорных традиций, традиций народного театра, имеющего в Румынии глубокие корни.
Среди представлений фольклорного характера с явно выраженной социальной проблематикой выделяются «Гайдуцкий театр», который еще имел и другое название «Театр Жиянов» (он возник в 20—30-х годах XIX в., после восстания Тудора Владими-реску), и спектакль «Песнопение и стихи о Константине», который играли на румынском языке начиная с 50—60-х годов XIX в. шахтеры, населявшие два небольших городка, Кавник и Бэюц, в Трансильвании.
В гайдуке, по выражению писателя А. Руссо, народ видел своего представителя, человека, дерзнувшего «восстать против целого общества», и восхищался им, «ибо вся отвага угенетенных народов как бы сосредоточилась в этих энергичных людях»2в. Гайдук стал излюбленным героем не только дойн и баллад, но и народного театра. В гайдуцкой драме описывалась борьба гайдуков против внутренних и внешних притеснителей. Варианты пьес безымянных авторов менялись в зависимости от времени и исторической обстановки. В годы буржуазно-демократической революции (1848) острие гайдуцкой драмы было направлено против крупных бояр (в это время мелкие бояре отождествляли себя с народом). В 1877 г. в гайдуцкой драме превалируют мотивы борьбы за независимость. Гайдуцкая драма — это своего рода драматизированная антология самых популярных строк народных легенд из гайдуцкой жизни, солдатских песен. Иногда в нее входят и куски из дойн и баллад, обработанных В. Александри.
Спектакль трансильванских шахтеров «Песнопение и стихи о Константине», называемый в литературе для краткости «Константин», напоминает народную мистерию, хотя он лишен религиозного содержания. По свидетельствам тех, кто видел это представление в 40-х годах нашего века, и по дошедшим до нас текстам (самый ранний датируется 1897 г.), сюжет «Константина» навеян балладами и легендами, посвященными воеводе Константину Брынковяну (1688—1714). Это единственная пьеса, которую исполняли в Трансильвании на румынском языке. Ее разыгрывали на улице, переходя от дома к дому, что придавало спектаклю характер народного зрелища. В нем участвовало 40 человек и 40 коней. История сохранила имена переписчиков пьесы, являвшихся одновременно наставниками для актеров, или, как мы назвали бы их сегодня, режиссерами спектакля.
Рабочая театральная самодеятельность, расцвет которой приходится на период мужания рабочего движения и образования социал-демократической партии, опиралась на традиции народного театра с его тираноборческим пафосом и мотивами борьбы за национальное освобождение, с его массовым характером. Рабочие клубы и социалистические ассоциации видели в организации спектаклей одну из главных задач просвещения трудящихся, формирования их гражданского и классового самосознания. Сборы от спектаклей шли на издание социалистических газет и брошюр.
Свои первые шаги рабочая самодеятельность делала с помощью профессиональных актеров. Их участие в вечерах рабочих клубов привлекало зрителей, поднимало спектакль до уровня подлинного искусства. В 1891 г. в зале «Орфей» (Бухарест) на одном из вечеров, организованных рабочим клубом, несмотря на запрет директора Национального театра, выступили прославленные актеры К. Ноттара и Й. Брезяну. Во втором отделении актеры-рабочие играли пьесу К. Милле «В рабочем клубе». На вечере в 1893 г. эту же пьесу играли профессиональные актеры А. Берлеску и Э. Кондурати, а потом рабочий хор «в синих блузах» исполнил «Рабочую хору». Художественная часть программы завершала конференцию на тему: «Что такое Рабочая партия и чего она добивается», которую провели лидеры социалистического движения К. Милле, А. Бакалбаша и В. Морцун. Несколькими месяцами позже лекцию Караджале «Об уме и глупости» также сопровождала художественная часть. В Плоешти в 1910 г. на художественно-литературном вечере, данном в честь русской революции, социалист М. Бужор сделал сообщение о М. Горьком, после чего последовало выступление рабочего хора.
Можно привести множество подобных примеров. Они свидетельствуют прежде всего о просветительской и пропагандистской роли, которую отводила партия спектаклям рабочих и для рабочих, а также об общей атмосфере в стране, благоприятной для пропаганды социалистических идей.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.