Историческая драма, составляющая вторую, параллельную сатирической комедии линию развития румынской литературы, родилась в годы, предшествующие революции 1848 г., воодушевленная антифеодальным и буржуазно-демократическим подъемом.
Революционный демократ Николае Бэлческу писал о значении исторического сознания для революционного воспитания масс: «Есть воспоминания, которые постоянно следует воскрешать в памяти народной: они могут послужить почвой для сравнения его сегодняшнего положения с его славным прошлым. Возвышенные воспоминания не только проливают свет на его судьбу, но и извлекают его из сонного состояния, из равнодушия, пробуждают в душе человеческое достоинство и стремление к свободе».
Высокая гражданственность и романтический пафос сделались отличительными чертами исторической драмы. Ее героем стала незаурядная личность. В отличие от европейского романтизма, родившегося как направление антибуржуазное, где высокие духовные стремления противостоят низменной прозаической жизни буржуазного общества, румынский романтизм возник как отражение национально-освободительной и антифеодальной борьбы, объединившей крестьянство и нарождающуюся буржуазию. Отсюда его гражданский пафос, общественная патетика. Но главная особенность румынского романтизма вообще и исторической драмы романтического направления в частности, состоит в том, что она стремилась подчеркнуть общность порывов и чувство солидарности героя с народом, единство их устремлений, которое было характерно для переживаемого момента формирования и утверждения румынской нации.
Богдана Петричейку Хашдеу (1838—1907) можно считать основоположником румынской исторической драмы. Выпускник Харьковского университета, участник слуденческих волнений, вынужденный бежать из России (1857) в Яссы, Хашдеу был воспитан на идеях русских революционных демократов.
В пьесе «Рэзван и Видра» (1867), посвященной бурному XVI в.— времени формирования румынской государственности, он поставил острые, злободневные вопросы. В основе драмы лежит социальный конфликт, который писатель сам определяет как «смертельную борьбу между боярами и народом, между богатыми и бедными, между угнетателями и угнетенными». Романтическим героем пьесы становится цыган Рэзван — человек, лишенный гражданских прав, поднявшийся на борьбу за свободу во главе таких же бесправных, но гордых гайдуков. «Жить свободным! А чем рабство, лучше уж в петле болтаться!» — вот его убеждения.
В герои исторической драмы, где раньше действовали только лица аристократического происхождения, Хашдеу выбирает раскрепощенного цыгана, продолжая тем самым идеалы пашоптистов. Писатель протестует не только против социального порабощения, но и расовых предрассудков. Рэзван и его товарищи, нищие крестьяне, ставшие гайдуками,— настоящие патриоты, носители идей свободы и справедливости в народном понимании этого слова.
Караджале выделял пьесу Хашдеу из большого количества псевдоисторических пьес. «Партиям, стоящим у власти,— писал он,— не по душе эта историческая драма, для нас же она неиссякаемый источник здоровья, поэзии, галлерея дорогих нам образов, которые вдохновляют нас на борьбу за правду и добро».
Дело Хашдеу в сфере исторической драматургии продолжил Василе Александри, выступив в конце своей жизни с историческими пьесами.
В острый момент борьбы Румынии за объединение и национальную независимость Александри написал социально-героическую драму «Деспот-Воевода», обратившись так же, как и Хашдеу, к событиям XVI в. Главным героем драмы он сделал человека без рода и племени Якоба Гераклида, подвизающегося в качестве наемника при различных королевских дворах Европы. Хашдеу об этом международном авантюристе писал: «В Румынии считали его немцем, выросшим при дворе германского императора Карла V, в армии которого он занимал пост капитана или лейтенанта...»
Если вспомнить, что в 80-е годы XIX в. в Румынии на троне утверждался беззастенчиво грабивший страну Карл Гогенцоллерн, бывший лейтенант немецкой армии и будущий король Румынии Кароль, то станет ясно, что Александри не пытался скрыть антимонархическую ориентацию пьесы.
Анализируя эпоху борьбы за престол, которым беззастенчиво торговали турки и бояре, Александри показал бедственное положение народа, на чьи плечи легли последствия этой кровавой драмы.
Народные массы составляют активный исторический и социальный фон пьесы. Два крестьянина-пахаря Дулче и Жумэтатэ поднимают народ против тирана. В отличие от бояр, падких на подачки деспота, они отвергают подкуп: «Мы, крестьяне, собственной страной не торгуем и совесть за деньги не продаем».
Среди исторических пьес, которые обращались к патриотической проблеме национальной независимости, можно назвать и другие произведения: драму А. Давиды «Влайку-Воевода», трилогию Б. Делавранчи, лучшей частью которой считается «Закат солнца», посвященный борьбе Штефана Великого — господаря Молдовы — за независимость родины, и др. Мы остановились только на двух из них, в которых наиболее полно и четко выражены социальные и национально-освободительные мотивы.
В основу румынской исторической драмы легла живая история народа. Народ, нация, родина — вот ее герои. В ней было выражено народное, крестьянское понимание национальной и социальной свободы. Обращаясь к седой старине, историческая драма видела в ней реальность современных проблем. Историк румынской литературы Е. Ловинеску писал о пьесе «Деспот-Воевода»: «Поэт проектирует в XVI век теории и ощущения поколения интеллигенции из Молдавии, которая подготовила Объединение; его герои ...пользуются аргументами его современников». Мотив этот особенно усилится в исторической драме XX в., приближающейся к драме идей, которая придет на смену романтической драме. Здесь история призвана дать ответ на жгучие вопросы современности. Лучшие пьесы этого ряда «Дантон» (1925) и «Бэлческу» (1949) созданы Камилом Петреску (1894—1957). Но прежде чем написать свои исторические пьесы, К. Петреску познакомил румынский театр с драмой идей, сыгравшей существенную роль в становлении искусства XX в. Расцвет творчества Петреску приходится на эпоху между двумя войнами. В его искусстве нашли свое опосредованное отражение острые социальные коллизии, характерные для Румынии этих лет,— рост шовинистических настроений, реакционная политика «железногвардейцев», с одной стороны, с другой — рост классового самосознания, выразившийся в создании румынской компартии (1921) и в прогрессивном движении за образование народного антифашистского фронта.
В мае 1916 г. К. Петреску написал первый вариант «Пляски фей», которую сам рассматривал как драму, возникшую «под категорическим напором социальной справедливости».
Пьеса эта сосредоточила весь узел проблем, которые будут занимать писателя на протяжении его жизни. Он сам считал ее главным своим произведением, а тему пьесы — фундаментальной темой творчества. В 1946 г. драматург вернется к своему любимому детищу, чтобы переписать пьесу еще раз. И только в 1965 г. пьеса впервые увидит свет рампы.
В эпоху второй мировой войны, эпоху горького разочарования интеллигенции, обесценивания идей, герой пьесы главный редактор газеты «Социальная справедливость» Джелу Рускану фанатически защищает их, готов драться за них, огнем и железом доводить их до сознания людей. Но это как раз и настораживает Камила Петреску. Он замечает в Рускану окостенелость нравственных принципов, жестокую бездушность. «Я выбрал напряженный момент борьбы,— пишет Петреску,— когда герой должен решить: жертвовать ли ему теми, кто его окружает, или самой идеей. Отсюда название — игра идей — игра духов».
...И так как он не может пожертвовать ни идеей, ни теми, кто его окружает, мой герой... приносит в жертву самого себя». Смерть Рускану не капитуляция, это своего рода протест против безидеального буржуазного общества, упрямое желание остаться верным самому себе.
«Пляска фей» написана в эпоху, когда проблемы войны, революции и роли интеллигенции в поворотные периоды жизни были уже поставлены на повестку дня. Судьба и миссия интеллигенции волнует многих писателей мира — А. Блока, М. Горького, Р. Роллана, К. Чапека и других. Петреску избрал в этой теме свой аспект: он раскрыл несовместимость революционной интеллигенции и буржуазного общества, показал драму, раздирающую интеллигенцию изнутри, поиски ею путей в революцию, попытки перейти от теории к конкретным действиям, отдать свои силы делу рабочего класса.
Он написал пьесу о необходимости нравственных устоев и одновременно в максимализме своего героя, в прямолинейности, с какой Джелу Рускану утверждает идею абстрактной справедливости, Петреску разглядел опасность догматизма, бездушия и самоизоляции. Основой пьес Петреску стала идейная дискуссия, пружиной действия оказалась напряженная работа мысли его героев. Драмы идей Камила Петреску открыли румынскому театру доселе незнакомый ему мир мыслящих героев, расширив таким образом галерею типов, созданных Караджале.
Несмотря на сложность проблематики и противоречивость в ее разрешении, что отражает сложность и противоречивость эпохи, несомненно воздействие пьесы Петреску на ту ветвь национального художественного творчества, которая приведет к рождению собственно социалистического искусства. Автор, не связанный с рабочим движением, открыто выражает свою симпатию социалистическому движению, стремится познакомить сцену с новой социальной средой — разночинцев и рабочих, ввести в театр главные проблемы и идеи современности.
Буржуазный театр остался глух к творчеству Петреску. Сценическая история его драматургии — это история равнодушного замалчивания его пьес или их театральных провалов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.