Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Румыния. Часть 5-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Роль Иона Луки Караджале (1852—1912) в истории румынского театра огромна. Его драматургия определила весь путь развития театра, ибо объединила и направила в русло реалистического искусства разрозненные искания и усилия предшественников.
«Самый великий творец жизни во всей нашей литературе, самый великий историк эпохи 1870—1900 годов», который «бросил на нашу социальную действительность взгляд самый пытливый и самый глубокий»,— писал о Караджале ведущий критик Г. Ибрэиляну.
Свой талант драматурга и публициста Караджале посвятил борьбе за национальный театр. Он отстаивал право и обязанность художника вмешиваться в политическую борьбу эпохи средствами искусства.
В «Бурной ночи» — первой комедии Караджале (1879) — прослежено восхождение жителя бухарестской окраины Думитраке Титиркэ — лесоторговца, капитана гражданской гвардии — по ступенькам иерархической лестницы.
Политическая деятельность становится одной из статей дохода. В замысле незавершенной комедии «Титиркэ, Сотиреску и К0», написанной 25 лет спустя, Титиркэ уже сенатор, крупный нефтепромышленник.
Комическое в пьесе рождается из притязания буржуазии быть носительницей патриотизма, культуры, демократии, ее стремления занять ведущее положение в государстве, из отсутствия у нее необходимых для этого качеств и прав.
Одноактная комедия «Господин Леонида перед лицом реакции», написанная в 1880 г., на сцене Национального театра не была поставлена до 1912 г. Уже в самом заголовке пьесы заключена ирония. Особенно если учесть, что в подзаголовке жанр пьесы определен как фарс.
В сочетании броского названия, напоминающего сенсационные заголовки буржуазной прессы, и нарочито приземленной интонации пьесы, ее будничной фабулы — ключ к разгадке основного приема караджалевской сатиры.
«Бурная ночь» отрицала право буржуазии считать себя носительницей народного начала, культуры, нравственности и патриотизма. «Господин Леонида перед лицом реакции» высмеивал мелкобуржуазное филистерство и либерализм, радикальные на словах, трусливые на деле.
В «Потерянном письме» Караджале разоблачает буржуазный парламентаризм, правящие партии, произвол чиновников, весь государственный строй Румынии.
Конфликт «Потерянного письма» взят из сферы социально-политических отношений. Столкновение двух партий — правящей и оппозиционной — его основа. Политические нравы стано-сятся предметом разговора со сцены.
Парламентская борьба занимает три действия из четырех, а сами выборы происходят за сценой. Такой акцент не случаен: кандидатура, выдвинутая правительством, автоматически считалась избранной.
Мир и согласие воцарялись до следующих выборов. Жизнь оборачивалась фарсом. Политическое управление в стране сводится к замене одной партии другой.
«Так создается олигархия, правящая Румынией. Это даже не постоянная олигархия, она не имеет своих исторических традиций, своей морали, своей родословной; это постоянно меняющаяся олигархия, которая все время обновляется, которая доступна каждому, как выигрыш по лотерейному билету, как авантюрный успех.
Много наглости, отсутствие всякой совести, отказ от собственного достоинства, пренебрежение к честному имени семьи, даже подлость, если она нужна, и немного удачи — и блестящая карьера обеспечена ... И это в Румынии всерьез называется демократической системой».
«Карнавал» (1885) был снят после второго представления и за 59 лет (до 1944 г.) появился на сцене всего 70 раз. Караджале настойчиво последователен в своих разоблачениях: он срывает маски с участников карнавального хоровода, чтобы показать лица — сытые и жадные, продувные и нелепые в своем жалком усилии выглядеть «как люди».
«Карнавалом» Караджале завершает цикл сатирических комедий. Он вернулся в театр в 1890 г. драмой «Напасть», написанной после крестьянских восстаний 1888—1889 гг.
Героями своей единственной драмы Караджале сделал крестьян. Он повествует о больших и цельных чувствах, считая, что они в своей первозданности и незамутненности могли сохраниться только в народной среде.
Драма из крестьянской жизни, поставленная на сцене Национального театра, была встречена...смехом и улюлюканьем. София Нэдежде, одна из видных деятельниц социалистического движения, выступив в защиту пьесы, писала в «Контемпорануле»:
«Впрочем, это не ново и не удивительно, что все, кто не знает крестьян, воображают, будто у них нет человеческих страстей и глубоких чувств; не удивительно также, что наши офицеры будут холодно взирать на Иона 9 — ведь они расстреливали и истязали крестьян!»
Но пьеса Караджале открыла театру запретную до той поры тематику, облегчила доступ на сцену драме из крестьянской жизни.
1 мая 1893 г., в год основания социалистической партии Румынии, редакционная статья сатирической газеты «Мофтул Ромын» («Румынский вздор»), создателями и редакторами которой были Караджале и видный деятель социалистического движения Антон Бакалбаша, приветствует рабочих, собравшихся отпраздновать «День труда и борьбы за классовые интересы».
«И мы, и они боремся за лучшие, справедливые и светлые времена. Рабочие избрали путь организации и политической борьбы, мы — иронию и язвительную шутку по адресу бездельников и свистунов, управляющих миром. Мы разрушаем то же, что разрушают они».
Идеалы социалистического движения были понятны и близки Караджале. Стараясь посильно помочь социалистам, он выступал с лекциями в бухарестском Рабочем клубе. Одна из них называлась «Об уме и глупости».
Караджале говорил о природном уме рабочих, не имеющих образования, и глупости некоторых обладателей дипломов. Писатель не отрицал образования,— он требовал, чтобы оно стало доступным для простых людей.
Караджале не был политическим деятелем, но его чуткость к социальной жизни сделала его проницательнее некоторых политиков. Он не был революционером и социалистом, хотя дружил с Доброджану-Геря, но зоркий глаз художника, сострадание к трудовому люду, стойкие демократические убеждения сделали из него непримиримого врага несправедливости.
Когда началось крестьянское восстание 1907 г., никто в Румынии не откликнулся на это событие с такой страстью и определенностью политической позиции, как Караджале.
Комедиограф и весельчак, над шутками которого смеялась вся Румыния, пишет статью, исполненную горечи и патетики, — «1907 год от весны до осени».
Это картина Румынии, ее социальных и экономических отношений, объясняющая, что произошло и не могло не произойти, потому что ни в одном европейском государстве нет такой чудовищной разницы между действительностью и видимостью, «между сущностью и маской», как в Румынии.
Литератор оказывается знаком со статистикой. Театральный деятель проявляет осведомленность в вопросах, с его профессией не связанных. Показав жестокую эксплуатацию крестьянства, он дает глубокий и беспощадный анализ всей политической и культурной жизни страны.
Заканчивает он статью гимном во славу румынского народа: «В то время, как там, наверху, все быстрее вертится веселая карусель, которая не в состоянии ничего разрешить, внизу, в глубинах, стонет под непосильным материальным и моральным гнетом народ — единственная реальность, единственная основа, единственный разум национального румынского государства».
Такой полной и обобщающей картины политической и общественной жизни Румынии не сумел дать ни один из деятелей социалистического движения.
Караджале пытается выразить свое отношение к событиям 1907 г. и в художественной форме. Он выбирает форму басни, как наиболее доступную для широкого читателя.
Пять его басен, опубликованных в румынских газетах, высмеивают правительство, которое пытается объяснить крестьянские бунты подстрекательством иностранных агентов.
Они разоблачают демагогические обещания правительства и захудалого немецкого принца Кароля V, ставшего самым богатым помещиком Румынии. Басни полны сочувствия и сострадания к румынскому народу.
Политическая направленность произведений Караджале сделала его творчество объектом борьбы между критикой прогрессивной и реакционной. Первая — смысл караджалевской сатиры выявляла, вторая — затушевывала, сводя ее к безобидной шутке, беззлобному юмору. Т. Майореску — ментор «Жуними», проповедник теории «искусства для искусства» — пытался нейтрализовать сатиру Караджале, представляя писателя безобидным юмористом.
К. Доброджану-Геря, наоборот, выявляет социальную, политическую подоплеку творчества Караджале. Главный тезис Гери состоит в том, что Караджале, как и вообще реалистическая литература, служит делу, которому служат и социалисты.
Геря устанавливает прямую связь между прогрессивной литературой и деятельностью социалистов. «Давая нам картину сегодняшнего общества, его надежд, грехов, страстей, которые в нем бушуют, литература показывает то, что стремимся показать и мы, а именно, как глупо и порочно, каким серьезным недугом больно общество, в котором мы живем,— пишет Геря и добавляет: — Остановимся на минутку на «Потерянном письме».
В нем г-н Караджале дает нам точную и талантливую картину нашей политической жизни. Да еще какую картину! Мы можем смеяться, посмотрев пьесу, но если мы поразмыслим над ней, нам не захочется больше смеяться; нам захочется плакать, кричать от боли, стиснув зубы и в ярости сжав кулаки перед этой точной картиной жизни господствующих классов».
Спор о Караджале, имевший определенную политическую окраску, составил содержание литературной и театральной борьбы конца XIX — начала XX в. Он способствовал становлению марксистской художественной критики в Румынии, поддержал социально-критическое искусство и выявил его общественную и культурную ценность.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +