Роль Иона Луки Караджале (1852—1912) в истории румынского театра огромна. Его драматургия определила весь путь развития театра, ибо объединила и направила в русло реалистического искусства разрозненные искания и усилия предшественников. «Самый великий творец жизни во всей нашей литературе, самый великий историк эпохи 1870—1900 годов», который «бросил на нашу социальную действительность взгляд самый пытливый и самый глубокий»,— писал о Караджале ведущий критик Г. Ибрэиляну.
Свой талант драматурга и публициста Караджале посвятил борьбе за национальный театр. Он отстаивал право и обязанность художника вмешиваться в политическую борьбу эпохи средствами искусства.
В «Бурной ночи» — первой комедии Караджале (1879) — прослежено восхождение жителя бухарестской окраины Думитраке Титиркэ — лесоторговца, капитана гражданской гвардии — по ступенькам иерархической лестницы. Политическая деятельность становится одной из статей дохода. В замысле незавершенной комедии «Титиркэ, Сотиреску и К0», написанной 25 лет спустя, Титиркэ уже сенатор, крупный нефтепромышленник.
Комическое в пьесе рождается из притязания буржуазии быть носительницей патриотизма, культуры, демократии, ее стремления занять ведущее положение в государстве, из отсутствия у нее необходимых для этого качеств и прав.
Одноактная комедия «Господин Леонида перед лицом реакции», написанная в 1880 г., на сцене Национального театра не была поставлена до 1912 г. Уже в самом заголовке пьесы заключена ирония. Особенно если учесть, что в подзаголовке жанр пьесы определен как фарс.
В сочетании броского названия, напоминающего сенсационные заголовки буржуазной прессы, и нарочито приземленной интонации пьесы, ее будничной фабулы — ключ к разгадке основного приема караджалевской сатиры.
«Бурная ночь» отрицала право буржуазии считать себя носительницей народного начала, культуры, нравственности и патриотизма. «Господин Леонида перед лицом реакции» высмеивал мелкобуржуазное филистерство и либерализм, радикальные на словах, трусливые на деле. В «Потерянном письме» Караджале разоблачает буржуазный парламентаризм, правящие партии, произвол чиновников, весь государственный строй Румынии.
Конфликт «Потерянного письма» взят из сферы социально-политических отношений. Столкновение двух партий — правящей и оппозиционной — его основа. Политические нравы стано-сятся предметом разговора со сцены. Парламентская борьба занимает три действия из четырех, а сами выборы происходят за сценой. Такой акцент не случаен: кандидатура, выдвинутая правительством, автоматически считалась избранной. Мир и согласие воцарялись до следующих выборов. Жизнь оборачивалась фарсом. Политическое управление в стране сводится к замене одной партии другой. «Так создается олигархия, правящая Румынией. Это даже не постоянная олигархия, она не имеет своих исторических традиций, своей морали, своей родословной; это постоянно меняющаяся олигархия, которая все время обновляется, которая доступна каждому, как выигрыш по лотерейному билету, как авантюрный успех. Много наглости, отсутствие всякой совести, отказ от собственного достоинства, пренебрежение к честному имени семьи, даже подлость, если она нужна, и немного удачи — и блестящая карьера обеспечена ... И это в Румынии всерьез называется демократической системой».
«Карнавал» (1885) был снят после второго представления и за 59 лет (до 1944 г.) появился на сцене всего 70 раз.
Караджале настойчиво последователен в своих разоблачениях: он срывает маски с участников карнавального хоровода, чтобы показать лица — сытые и жадные, продувные и нелепые в своем жалком усилии выглядеть «как люди».
«Карнавалом» Караджале завершает цикл сатирических комедий. Он вернулся в театр в 1890 г. драмой «Напасть», написанной после крестьянских восстаний 1888—1889 гг.
Героями своей единственной драмы Караджале сделал крестьян. Он повествует о больших и цельных чувствах, считая, что они в своей первозданности и незамутненности могли сохраниться только в народной среде.
Драма из крестьянской жизни, поставленная на сцене Национального театра, была встречена...смехом и улюлюканьем. София Нэдежде, одна из видных деятельниц социалистического движения, выступив в защиту пьесы, писала в «Контемпорануле»: «Впрочем, это не ново и не удивительно, что все, кто не знает крестьян, воображают, будто у них нет человеческих страстей и глубоких чувств; не удивительно также, что наши офицеры будут холодно взирать на Иона 9 — ведь они расстреливали и истязали крестьян!» Но пьеса Караджале открыла театру запретную до той поры тематику, облегчила доступ на сцену драме из крестьянской жизни.
1 мая 1893 г., в год основания социалистической партии Румынии, редакционная статья сатирической газеты «Мофтул Ромын» («Румынский вздор»), создателями и редакторами которой были Караджале и видный деятель социалистического движения Антон Бакалбаша, приветствует рабочих, собравшихся отпраздновать «День труда и борьбы за классовые интересы». «И мы, и они боремся за лучшие, справедливые и светлые времена. Рабочие избрали путь организации и политической борьбы, мы — иронию и язвительную шутку по адресу бездельников и свистунов, управляющих миром. Мы разрушаем то же, что разрушают они».
Идеалы социалистического движения были понятны и близки Караджале. Стараясь посильно помочь социалистам, он выступал с лекциями в бухарестском Рабочем клубе. Одна из них называлась «Об уме и глупости». Караджале говорил о природном уме рабочих, не имеющих образования, и глупости некоторых обладателей дипломов. Писатель не отрицал образования,— он требовал, чтобы оно стало доступным для простых людей.
Караджале не был политическим деятелем, но его чуткость к социальной жизни сделала его проницательнее некоторых политиков. Он не был революционером и социалистом, хотя дружил с Доброджану-Геря, но зоркий глаз художника, сострадание к трудовому люду, стойкие демократические убеждения сделали из него непримиримого врага несправедливости.
Когда началось крестьянское восстание 1907 г., никто в Румынии не откликнулся на это событие с такой страстью и определенностью политической позиции, как Караджале. Комедиограф и весельчак, над шутками которого смеялась вся Румыния, пишет статью, исполненную горечи и патетики, — «1907 год от весны до осени». Это картина Румынии, ее социальных и экономических отношений, объясняющая, что произошло и не могло не произойти, потому что ни в одном европейском государстве нет такой чудовищной разницы между действительностью и видимостью, «между сущностью и маской», как в Румынии. Литератор оказывается знаком со статистикой. Театральный деятель проявляет осведомленность в вопросах, с его профессией не связанных. Показав жестокую эксплуатацию крестьянства, он дает глубокий и беспощадный анализ всей политической и культурной жизни страны. Заканчивает он статью гимном во славу румынского народа: «В то время, как там, наверху, все быстрее вертится веселая карусель, которая не в состоянии ничего разрешить, внизу, в глубинах, стонет под непосильным материальным и моральным гнетом народ — единственная реальность, единственная основа, единственный разум национального румынского государства».
Такой полной и обобщающей картины политической и общественной жизни Румынии не сумел дать ни один из деятелей социалистического движения.
Караджале пытается выразить свое отношение к событиям 1907 г. и в художественной форме. Он выбирает форму басни, как наиболее доступную для широкого читателя. Пять его басен, опубликованных в румынских газетах, высмеивают правительство, которое пытается объяснить крестьянские бунты подстрекательством иностранных агентов. Они разоблачают демагогические обещания правительства и захудалого немецкого принца Кароля V, ставшего самым богатым помещиком Румынии. Басни полны сочувствия и сострадания к румынскому народу.
Политическая направленность произведений Караджале сделала его творчество объектом борьбы между критикой прогрессивной и реакционной. Первая — смысл караджалевской сатиры выявляла, вторая — затушевывала, сводя ее к безобидной шутке, беззлобному юмору. Т. Майореску — ментор «Жуними», проповедник теории «искусства для искусства» — пытался нейтрализовать сатиру Караджале, представляя писателя безобидным юмористом.
К. Доброджану-Геря, наоборот, выявляет социальную, политическую подоплеку творчества Караджале. Главный тезис Гери
состоит в том, что Караджале, как и вообще реалистическая литература, служит делу, которому служат и социалисты. Геря устанавливает прямую связь между прогрессивной литературой и деятельностью социалистов. «Давая нам картину сегодняшнего общества, его надежд, грехов, страстей, которые в нем бушуют, литература показывает то, что стремимся показать и мы, а именно, как глупо и порочно, каким серьезным недугом больно общество, в котором мы живем,— пишет Геря и добавляет: — Остановимся на минутку на «Потерянном письме». В нем г-н Караджале дает нам точную и талантливую картину нашей политической жизни. Да еще какую картину! Мы можем смеяться, посмотрев пьесу, но если мы поразмыслим над ней, нам не захочется больше смеяться; нам захочется плакать, кричать от боли, стиснув зубы и в ярости сжав кулаки перед этой точной картиной жизни господствующих классов».
Спор о Караджале, имевший определенную политическую окраску, составил содержание литературной и театральной борьбы конца XIX — начала XX в. Он способствовал становлению марксистской художественной критики в Румынии, поддержал социально-критическое искусство и выявил его общественную и культурную ценность.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.