Румынское искусство конца XIX — начала XX в. разрабатывало в первую очередь крестьянскую тематику. И это было естественно для аграрной Румынии, где крестьянство являло собой реальную силу, а пролетариат только еще формировался. Должно было пройти время, чтобы акценты переместились. Решающую роль в этом сыграет Великая Октябрьская революция.
ТЕАТР
Румынский театр родился в борьбе за национальную независимость. В 1816 г. в Яссах был дан первый спектакль на румынском языке. В тяжелую для страны фанариотскую эпоху, когда владычество Порты осуществлялось руками греческих наместников,
когда грабеж был возведен в ранг государственной политики, а официальным языком был признан греческий, румынское слово прозвучало со сцены как протест, свидетельствовало о пробуждении национального самосознания.
Все тайные («Сочиетате литерарэ», 1827 г.) и легальные («Сочиетате Филармоникэ», 1834—1836 гг.) литературные и культурные общества третьего и четвертого десятилетий прошлого века включали пунктом в свою политическую программу необходимость создания национального театра.
Драматургия рождалась почти одновременно с литературным языком, в период формирования и утверждения нации. Театр рассматривался как серьезный фактор общественного сознания и практической деятельности в преддверии революции. Начали с переводов и адаптации произведений мировой драматургии, в которую передовые общественные деятели, выступая в качестве переводчиков, вносили актуальные политические проблемы борьбы за национальное и социальное освобождение. Но национальный театр нельзя было создавать без национального репертуара.
В 1844 г. Ясский театр, директорами которого с 1840 г.— года создания театра состояли историк М. Когэлничану, поэт К. Негруцци и писатель В. Александри, предоставил свою сцену первой оригинальной сатирической комедии «Йоргу из Садагуры» Василе Александри, высмеивающей слепое преклонение перед всем иностранным, презрение к национальным обычаям.
«Я попробовал сделать из румынской сцены сильное вспомогательное средство для нашей борьбы»,— писал В. Александри, в будущем активный участник революции 1848 г. Один из основателей румынского театра попытался определить его демократический, протестующий характер. «Поскольку мы еще не обладали ни свободой трибуны, ни повседневным оружием журналистики,— говорил Александри,— я стремился сделать из театра орган, который бичует дурные нравы и недостатки нашего общества и самый страшный из них — неуважение ко всему национальному и притеснение общественного мнения... Я пользовался театральной сценой, чтобы поддерживать чувства, которые власти пытаются задушить... Люди приходят на спектакли и проникаются новыми мыслями. Это большое дело».
40-е годы в Румынии проходят под знаком надвигающейся революции. В творчестве В. Александри, литературного и общественного деятеля М. Когэлничану и других писателей звучит призыв к низвержению старого мира, утверждению нового. Писатели, драматурги, актеры принимали в революции самое непосредственное участие, выступая как политические деятели. Один из основателей румынского театра К. Аристйя входит в состав Временного революционного правительства. Руководитель бухарестской труппы Костаке Караджале в дни революционных событий, завернувшись в трехцветное знамя, декламирует гимн собственного сочинения во славу революции.
Театр поставил перед собой задачу воспитывать зрителя на идеях революции. 1848 г.— это прежде всего время поэзии, которая рождалась мгновенно, в патриотическом порыве; стихи читали и распевали со сцены, с трибуны, с импровизированных подмостков. Но и в театре торжествовал дух революции, ее высоких идеалов. И, поскольку именно в это время происходила закладка фундамента румынского театра, в его основу легла социально-политическая проблематика. Как выразился один из современников, «три месяца свободы оставили глубокие следы в сердцах румын».
В период подготовки революции и в дни революционных событий спектакли давали не только актеры-профессионалы, но и
любители.
Один из таких спектаклей, «Крестьянская свадьба в Молдове» В. Александри, был показан 3 февраля 1848 г. «Группой дилетантов», среди которых были крупные писатели, такие, как В. Александри, К. Негруцци и А. Руссо, и один из основателей реалистического актерского искусства М. Милло. В своей пьесе В. Александри впервые вывел на сцену крестьян с их обычаями и песнями, танцующими традиционную хору. И, несмотря на несколько идиллические тона, сам факт показа крестьян на сцене был знаменателен. Спектакль проходил в дни французской революции. В связи с этим В. Александри писал: « ...играем как на вулкане... Пока на сцене проходит генеральная репетиция с шутками и весельем, за кулисами клокочет революция!... Группы молодежи читают французские журналы с описанием революции в Париже, глаза их горят, энергично сжимаются кулаки и шопот выдает грандиозные планы восстания против правительства: неповторимый спектакль!.. Успех «Свадьбы» был полным. Пусть и движение, которое зреет, будет иметь такой же успех».
Другой спектакль, показанный непосредственно в революционные дни (И июля 1848 г.), отразил события этого года. Оригинальная комедия в двух актах «Две сотни золотых — взятка за чин кравчего, который через три дня был упразднен по воле Конституции» принадлежала перу актера И. Димитреску, поставившего спектакль с группой любителей на сцене театра в Бухаресте. Спектакль заканчивался вещими словами: «Тираны уходят. Родина остается!» Присутствовавший на первом спектакле Н. Бэлческу — в то время член Временного революционного правительства — поднялся на сцену и произнес речь, в которой благодарил актеров и автора за спектакль, отвечающий революционному времени.
Пьеса И. Димитреску сегодня читается как взволнованный документ эпохи. В ней рассказывается о реальных событиях: о вспыхнувшей революции, о знаменитой Ислазской прокламации, запечатлевшей в виде закона право на национальную и частично социальную свободу. Арию, которую распевают герои в конце спектакля, пели на улицах так же, как революционные стихи поэтов И. Катина, А. Мурешана и др. Помимо мотивов борьбы за национальную независимость в ней звучали мотивы социального освобождения.
Долой привилегии, долой боярство,
Да здравстует свобода и братство!
Долой барщину и крепостничество,
Да здравствует справедливость и человечность!
Когда революция была разгромлена, правительство обрушило репрессии на многих общественных деятелей и актеров (ясский актер Й. Пони получил 150 палок, И. Лукиан был посажен в монастырь, К. Аристия отправлен в ссылку). Многие бежали из Бухареста и Ясс — двух центров восстания — сначала в другие города, а потом эмигрировали во Францию (В. Александри, М. Когэлничану, А. Руссо, Н. Бэлческу, Д. Болинтиняну и др.), где продолжали пропагандистскую деятельность.
Но актеры не сдаются, в Яссах уже в декабре 1848 г. М. Милло ставит оперетту «Баба Яга» по собственному либретто, на музыку Флехтенмахера, написанную по народным мотивам, в которой высмеиваются низкопоклонство перед иностранщиной, браки по расчету и с большой симпатией показаны крепостные крестьяне.
Составными частями единого процесса становления социалистического театра в Румынии являются, с одной стороны, качественные видоизменения критического реализма, в котором усиливается социальная проблематика, критические ноты, что связано с изменением самой действительности, с другой — развитие искусства, подчас еще художественно незрелого, однако непосредственно связанного с рабочим движением. Речь идет о деятельности рабочих театров.
На раннем этапе формирования литературы новой эпохи в драматургии параллельно развиваются два направления. Историческая драма в романтической форме воспевает подвиги предков, вдохновляя их примером современников, зовет к борьбе за свободу и социальное равенство. Комедия высмеивает дурные нравы и нелепые притязания буржуазии.
В. Александри (1821—1890) от водевилей, фарсов, комедии нравов (40—70-е годы) перешел к романтической исторической драме (80—90-е годы).
Пьесы Александри составляют драматический дневник эпохи: одни проникнуты атмосферой, предвещающей революцию («Яссы во время карнавала»), другие отражают события, происходившие в стране после объединения княжеств в 1859 г. («Чинел-Чинел», «Пэкалэ и Тындалэ») Политический диалог в комических пьесах, написанных на музыку Флехтенмахера и Вахмана («Санду-На-поилэ — ультра-ретроград», «Разиня — политический делец», «Клеветич — ультра-демагог» и др.), запечатлел черты типичных представителей политических партий.
В феерии-сказке «Сынзиана и Пепеля» (1880) на фольклорном материале дана прозрачная комическая аллегория конститу-цонной монархии с ее краснобайством, сервилизмом, политической демагогией. О пьесе «Бояре и мироеды» (1879) поэт М. Эминеску писал: «Эта комедия — картина нравов 1830—1848 годов, точно показывающая... социальные недостатки этого времени ... Сегодня бояр уже нет, а мироеды все заделались либералами и патриотами, на бумаге, конечно... Кто хочет увидеть, как произошла эта трансформация — пусть посмотрит во вторник спектакль».
Вершиной драматургии Александри считается историческая драма «Деспот-Воевода» (1879), которая отразила патриотический подъем в борьбе Румынии за независимость.
Передовые деятели румынской литературы и театра — и те, кто был современниками Александри, и те, кто называл себя его наследниками,— разделяли его взгляд на высокое предназначение искусства.
Сатирическая традиция, начатая Александри и доведенная до совершенства Караджале, навсегда осталась ведущей в румынской драматургии. В пьесах сатирического направления явственно прослеживается усиление обличительных и социальных мотивов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.