Попоранизм, теоретически обоснованный К. Стере, выразил позиции мелкой буржуазии, враждебной помещичьей и капиталистической собственности и в то же время насмерть перепуганной перспективой борьбы рабочего класса. Доброджану-Геря разгромит попоранизм как политическое и идеологическое течение. Он расшифрует мелкобуржуазную природу попоранизма, который пытался сконструировать для Румынии особый путь развития, сходный с тем, который проповедовали русские либеральные народники. Попоранизм тоже возлагал свои надежды на сельскую общину, рассматривая ее как средство прямого перехода к социалистическому обществу, минуя капитализм.
Отрицая существование капитализма в аграрной Румынии, Стере отрицал и необходимость социалистической партии, готовя, таким образом, теоретическую платформу для перехода «великодушных» в либеральную партию, в рядах которой они якобы поведут борьбу в защиту интересов крестьянства. Из правого крыла социалистической партии попоранисты стали левым крылом буржуазной либеральной партии.
Некоторые из «великодушных» добиваются известного положения в либеральном правительстве и тогда раскрывают свой социальный облик. Стере, например, становится префектом в Яссах и принимает участие в подавлении крестьянского восстания, а его сподвижник, бывший социалист Морцун, получает министерский портфель. 1907 г., когда надо было определить свое отношение к крестьянской проблеме, окончательно размежевал социалистов с попоранистами.
Из тех социалистов, кто в 1899 г. покинул ряды социал-демократической партии и перешел к попоранистам, был и Г. Ибрэиляну, который политикой не занимался. Публицист и критик, он попытался перевести попоранизм из сферы общественно-политической в литературную. Журнал «Вьяца ромыняска», ответственным секретарем которого со дня основания (1906) в течение чуть ли не 30 лет был Ибрэиляну, поддерживал ориентацию писателей на крестьянскую проблематику, заострял внимание на социальных противоречиях, на необходимости демократических перемен. Требуя оригинальности в искусстве и реализма в изображении крестьянской жизни, «Вьяца ромыняска» направляла внимание творческой интеллигенции на социальные аспекты жизни, поддерживая искусство критического реализма. Эта позиция журнала противостояла идиллическому изображению жизни сэмэнэто-ристами. Как литературный критик Ибрэиляну продолжал борьбу Гери и социалистов против «жунимизма» и теории «чистого искусства» за реалистическую литературу и искусство, черпающие свои темы из народной жизни.
Одна из серьезных ошибок «Вьяца ромыняска» состояла в том, что из поля зрения и руководителей журнала, и его авторов выпала жизнь и борьба пролетариата — ведь попоранисты считали, что в Румынии пролетариата, как класса, не существует.
Следует, однако, отметить, что если рабочая среда не часто становилась объектом внимания румынской литературы начала нынешнего века, то жизнь периферии и городских низов, окраин большого города была запечатлена в ней с удивительной точностью.
Румынский театр, несмотря на свою молодость, отразил борьбу за утверждение национального и социального самосознания.
В профессиональной румынской драматургии (конца XIX в.), с трудом пробивавшей себе дорогу на сцену Национального театра, намечается два направления: историческая драма (Б. П. Хашдеу и В. Александри) в романтической форме воспевала подвиги предков, призывала к борьбе за свободу и социальное равенство; сатирическая комедия разоблачала гнусную буржуазную действительность (Караджале).
После первой мировой войны на смену романтической драме придет драма идей, она попытается ввести в театр главные проблемы и идеи современности, познакомить сцену с новой социальной средой — разночинцев и рабочих (К. Петреску).
Пролетарская драматургия рождалась в самодеятельных коллективах, существовавших при рабочих кружках (конец XIX в.). Она утверждала социалистические лозунги, пробуждала самосознание трудящихся масс. Поначалу она была представлена даже не пьесами, а скорее своего рода литературными сценариями, служившими канвой для театрализованных представлений, которые назывались «живыми картинами». В представлениях обязательно принимал участие рабочий хор.
Хоровая традиция — давняя традиция музыкального искусства Румынии. Песня — самый мобильный и действенный способ утверждения лозунгов и идеалов социалистического движения, средство массовой организации и агитации — получила широкий размах в эти годы. Тексты революционных песен, перевод песен международного пролетариата, сценарии «живых картин», адаптация и переводы пьес мирового революционного репертуара зачастую принадлежали перу известных социалистов, таких, как К. Буздуган, А. Бакалбаша, К. Милле, Т. Деметреску и других.
Изобразительное искусство Румынии, связанное с демократическим движением, шло в своем развитии от романтических аллегорий 1848 г., отражающих революционный порыв масс, к реалистическим полотнам Н. Григореску и других критических реалистов, в которых запечатлена трудная доля народа и его духовное становление. Румынская графика обретает политическую актуальность после русской революции 1905 г., отозвавшейся в Румынии, как уже говорилось, восстанием 1907 г. (сатирическая графика А. Мурну, И. Изера и др.).
Воссоздание рабочей партии в 1910 г. и усиление рабочего и социалистического движения привело к появлению новых социалистических изданий, сыгравших важную роль в политической и культурной жизни страны. Видный румынский социалист Н. Д. Коча (1880—1949), который начинает свою публицистическую деятельность в эти годы, становится во главе самых активных изданий социалистического типа («Вьяца сочиалэ» и «Факла»), неутомимым борцом за новое, пролетарское искусство. В 1908 г. Коча публикует серию статей, объединенных общим названием «К новому искусству». «На смену анемичной поэзии, наполненной чувствами класса, уставшего от безделья,— писал Коча,— на смену поэзии, созданной в угоду вкусам скучающего меньшинства, понятной лишь тем, кто лекарственные возбудители заменил стихотворными рифмами, придет поэзия широкого звучания, содержащая все человеческие страсти, страдания и радости, поэзия, которая укрепит жизнь, вместо того чтобы ее убаюкать, поэзия жизнелюбивая, которую оставили нам все эпохи человеческой юности и энергии от санскритской Рамаяны до песен царя Соломона, от поэм Гомера до густого смеха Мольера, трагедий Шекспира и песен Гете». Н. Д. Коче удалось почувствовать и сформулировать требование качественно нового искусства, которое стало знамением времени.
На страницах социалистической печати Коча боролся и за театр больших социальных и этических проблем. Он стал свидетелем Великой Октябрьской революции, провел целый год (1917) в Петрограде. По возвращении был арестован как «опасный большевик», но это не сломило его энергии, его преданности социалистическим идеалам. Он оставил взволнованные страницы, посвященные Великой Октябрьской революции, где впервые в художественной и публицистической литературе Румынии появляется образ вождя революции В. И. Ленина.
А первый румынский герой в русской литературе появился еще в 1909 г., в очерке В. Г. Короленко «Наши на Дунае», рассказывающем о горестной судьбе румынской деревни. Самое примечательное в произведении русского писателя — образ румынского социалиста сапожника Кадриана, чьим «настоящим призванием была политическая агитация, которой он и отдал свои досуги».
Так передовая русская культура, которую Генрих Манн назвал «революцией до революции», оказывала влияние на развитие социалистического искусства Румынии и подъем рабочего движения, которое было тесно связано с русским революционным движением. В конце XIX в. политические эмигранты из России стали первыми пропагандистами марксизма в Румынии; потем-кинцы, высадившиеся в Констанце и осевшие в Румынии, вели революционную пропаганду, активно участвовали в социалистическом движении. Румыния была одним из путей доставки в Россию нелегальной литературы, в том числе ленинской «Искры». Имя Ленина появилось в румынской социалистической прессе уже в 1896 г., а в начале XX в. устанавливаются прямые связи между В. И. Лениным и румынскими социалистами. Работы Ленина впервые появляются в рабочей печати Румынии в конце 1911 г.
Русская литература стала активным фактором румынской общественной жизни еще с конца XIX в. Румынские социалисты видят в лучших произведениях русских писателей выражение народных чаяний и обращают пристальное внимание на русскую литературу как на соратника в борьбе за общее дело. Все без исключения социалистические издания печатают переводы из русской литературы. «Мунка» публикует четвертый сон Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?» в переводе видного деятеля социалистического движения П. Мушою. В специальном номере газеты «Жос доспотизмул!» («Долой деспотизм!»), посвященной русской революции 1905 г., напечатана биография М. Горького и перевод «Песни о Буревестнике». «Ромыния мунчитоаре» в одном из своих номеров представляет румынскому читателю «Мать» Горького. Один из руководителей социалистического движения М. Бужор называет «Мать» «первым романом великой русской литературы, в котором рабочий класс нашел, наконец, своего певца». Русская драматургия также сделалась неотъемлемой частью истории румынского театра, его борьбы за реализм, за идейную и художественную зрелость, за театр общенародный. Такими спектаклями стали «Ревизор» (1874 и 1909 гг.) в Бухаресте, затем «Власть тьмы» и «Гроза» (1903 г., Яссы) и, наконец, «На дне» (1904 г.— Яссы, 1915 г.— Бухарест). Постановка пьес Горького открыла новый период в развитии гражданственной традиции румынского театра начала нынешнего века.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.