Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Румыния. Часть 2-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


В 1885 г. «Контемпоранул» печатает работу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это был один из первых ее переводов на иностранный язык.
В письмах в «Контемпоранул» Энгельс благодарит своего переводчика И. Надежде (одного из редакторов журнала) и замечает: «К большому своему удовлетворению я смог убедиться, что социалисты Вашей страны принимают в своей программе основные принципы той теории, которой удалось сплотить в едином отряде бойцов огромное большинство европейских и американских социалистов,— теории, созданной моим покойным другом Карлом Марксом».
Идеологом и вдохновителем «Контемпоранула» стал К. Доброджану-Геря.
Геря проделал путь от народничества к революционным демократам, а потом к марксизму. Он был организатором первых социалистических кружков, первым пропагандистом марксизма в Румынии, ему принадлежит ведущая роль в создании марксистской литературной критики, в борьбе с реакционными течениями в литературе.
Марксизм Геря — это марксизм этапа II Интернационала в развитии рабочего движения со всеми его достоинствами и недостатками. Статья Геря «Маркс и наши экономисты» (1884) — одна из важнейших работ по марксистской политической экономии. Она впервые знакомит румынского читателя с I томом «Капитала».
В статье «Чего хотят румынские социалисты?» (1885) Геря первым в Румынии обосновывает историческую роль пролетариата, выдвигает тезис о диктатуре пролетариата как форме захвата власти революционным путем и строительства социалистического общества.
Фактически за восемь лет до образования партии Геря сформулировал теоретические положения ее программы.
Но в названной статье уже проявились те заблуждения, которые были свойственны Доброджану-Геря и всему социалистическому движению в Румынии, отражающие слабость румынского рабочего класса, особенно подверженного мелкобуржуазным влияниям, поскольку он пополнялся за счет разорявшихся крестьян и ремесленников.
В ней отразился и общий характер того периода освоения марксизма, который Ленин назвал периодом распространения марксизма «вширь».
Геря считал, что Румыния как отсталая страна, хотя и вступила на капиталистический путь развития, сможет совершить революцию только после того, как она совершится в развитых странах. Поэтому он предлагал пролетариату «легальную, скромную» революционную борьбу.
Геря заложил основы марксистской эстетики, сформулировал критерии научной критики, введя ее в сферу проблем современной европейской литературной критики. Статья «К г-ну Майореску» (1886) открыла баталию Геря против общества «Жунимя», возглавляемого Т. Майореску, с его охранительным лозунгом «искусство для искусства».
Острая полемика с жунимиетами, борьба Геря за «тенденциозное» (сегодня мы бы сказали идейное) искусство определили культурную жизнь Румынии конца XIX — начала XX в.
В статье «Тенденциозность и догматизм в искусстве» (1888), также направленной против жунимистов, Геря пишет, что не существует искусства без тенденции и что поборники «чистого искусства» вовсе «не против социальных идей и тенденций в поэзии — ведь идеи и тенденции и составляют теплую кровь поэзии — они против определенных идей и тенденций».
Геря понимает социалистическое искусство как «...искусство, которое является эхом страданий рабочих, или то, которое поддерживает рабочих в их борьбе за свержение социального строя».
Разрабатывая теорию тенденциозности в искусстве, которая станет базой румынской марксистской критики, Геря интуитивно ощущает опасность догматизма, низводящего искусство до уровня ремесла.
Воспитательное значение искусства он видит в его способности поднимать к культуре широкие народные массы и не понимает движения идей без их восприятия широкими массами.
Свой аналитический метод Геря применял на конкретном критическом анализе, рассматривая явления национальной и мировой литературы. Его перу принадлежат глубокие статьи, исследующие творчество румынских писателей И. Л. Караджале, М. Эминеску, Дж. Кошбука, а также Достоевского, Тургенева и др.
Этап острой полемики, которую вел «Контомпоранул» в области идеологии с изданиями консервативного толка, был этапом усвоения политических, социальных и эстетических идеалов, выдвинутых социалистическим движением, которое приобретает все больший размах.
В 1916 г. писатель Гала Галактион заметит: «Четверть века назад вся молодежь, полная энтузиазма и идей, была социалистической и влюбленной в Доброджану-Геря...»
Ему вторит писатель Ж. Барт: ««Коитемпоранул» — был Евангелием этой эпохи». В борьбе «Контемпоранула» за марксистскую эстетику и реалистическую литературу складывается целая плеяда критиков социалистического направления — Р. Ионеску-Рион, А. Бакалбаша, Г. Ибрэиляну и др.
Новаторство «Контемпоранула» состояло в том, что журнал стремился рассказать о социальной среде, которая до той поры не входила в сферу исследования румынской литературы, пытался проанализировать общественные отношения.
В разделе художественной литературы «Контемпоранула» пролетарская революционно-романтическая поэзия — революционная песня, агитационный стих, гражданская лирика — отражают мечты пролетариата, его стремление к социальной борьбе.
В произведениях таких поэтов, как Т. Некулуце, И. Пэун-Пинчио, Т. Деметреску, которые являлись активными участниками рабочего и социалистического движения, новый социальный идеал начинает утверждать себя в романтическом предвидении будущего свободного мира.
В поэзии, как и в спектаклях рабочей самодеятельности, новый социальный идеал был выражен с помощью символики. На рубеже XIX—XX вв. революционный романтизм, рожденный национально-освободительной борьбой, в связи с обретением Румынией независимости перестал занимать главенствующее положение.
На первый план выдвинулась литература критического реализма. Рабочее движение консолидирует свои силы. 1893 г.— год создания социал-демократической партии Румынии. В ее программе в качестве руководящих принципов борьбы пролетариата записаны основные идеи марксизма.
И вместе с тем со ссылкой на отсталость Румынии обосновываются некий «подготовительный период» и легальные пути борьбы.
«Социалистическая борьба не может иметь своею целью быстрое преобразование существующего социального строя, так как это преобразование зависит от преобразований в более передовых странах... Отсюда следует умеренность социалистической тактики у нас, ее строго легальный путь».
В 1894 г. стала выходить ежедневная газета «Лумя ноуэ» — орган Исполнительного комитета партии. Выход ежедневной газеты рабочей партии Румынии приветствовали Ф. Энгельс, А. Бебель, К. Либкнехт и П. Лафарг.
В этот период наметилось два направления в руководстве социалистическим движением. Ион Нэдежде и другие буржуазно-либеральные руководители призывали к легальным методам борьбы, к альянсу с либеральной буржуазией, отрицательна относились к прокатившимся по стране крестьянским восстаниям.
Другое, левое крыло во главе с передовыми рабочими (типограф А. Ионеску, железнодорожник И. Фриму. К. Буздуган и др.) выступило в поддержку крестьянских восстаний, за революционную борьбу пролетариата.
Раскол Социалистического движения выразился в переходе так называемых великодушных в либеральную партию (1899), о которой В. Г. Короленко писал: «Либеральная партия в Румынии — ультрабуржуазна». Это совпало с обострением ревизионизма и оппортунизма в европейском рабочем движении. В эти грудные для партии дни А. Ионеску и И. Фриму пишут статью «Мы существуем, мы остаемся!».
Социалистическое движение в стране продолжало существовать, но на какое-то время почувствовало себя обезглавленным. Выход рабочей газеты «Ромыния мунчитоаре» (1902) под руководством Фриму и революционного поэта Т. Никулуцэ, учреждение «Социалистического общества Румынии» (1907) стали важными вехами на пути воссоздания партии (1910).
В Румынии, как и во многих странах Восточной Европы, развитие капитализма шло по пути реформ и компромиссов. Его особенностью являлось сохранение остатков феодализма.
Здесь господствовала полуфеодальная отработочная система хозяйства.
«Румыния — страна противоречий и неожиданностей,— замечает В. Г. Короленко.— Наряду с свободнейшей конституцией деревенская масса, темная и забитая, от которой, как от ледяной глыбы, веет на всю страну темнотой и бесправием».
Шел медленный и мучительный процесс разорения крестьянства. Крестьянство — самый многочисленный (82 % населения) и самый эксплуатируемый класс Румынии — отвечало восстаниями. Они прокатились широкой волной в 1889, 1894 гг. и достигли своего апогея в 1907.
Восстание 1907 г. было эхом русской революции. Ведь она поставила вопрос о земле, одинаково острый как для русского, так и для румынского крестьянина.
«...В скором времени, быстрее, чем у нас думали... крестьяне начали восставать, начиная от границ России. Семя, брошенное там, было подхвачено бурей мятежа, и принесло свои плоды здесь...» — писал журналист К. Бакалбаша.
Борьба крестьян за землю выросла в широкое демократическое движение. Впервые наметилась необходимость союза рабочих и крестьян, без которого невозможно свержение буржуазно-помещичьего строя.
Передовая часть рабочих и русские повстан-цы-потемкинцы, вынужденные осесть в Румынии, выступили в поддержку крестьянского восстания. Здесь же выявилось окончательно, что румынская социал-демократия в подавляющем большинстве не доросла до понимания необходимости союза рабочего класса и крестьянства, рассматривая крестьянство как реакционный класс.
Восстание 1907 г. в Румынии стало одним из самых широких и трагических революционных движений XX в. и вошло в историю Румынии так же, как первая русская революция в историю России.
Известный поэт Тудор Аргези впоследствии назовет восстание 1907 г. предисловием к 23 августа 1944 г. Это восстание нашло свой отклик в литературе. В кругах художественной интеллигенции вообще усиливается интерес к социальной проблематике и в первую очередь к жизни села.
Борьба двух культур в условиях обострения классовой борьбы начала XX в. принимает в Румынии сложные формы. Антинародные тенденции камуфлируются демократическими фразами, а прогрессивные не всегда находят своим идеям точное выражение.
Либеральное правительство, пришедшее к власти, заигрывая с народом, пыталось направить интерес деятелей искусства к крестьянской проблематике по выгодному для правительства руслу.
Так возникло течение под названием сэмэнэторизм, в котором сочувствие к судьбе крестьянина [а именно о нем прежде всего думал писатель Дж. Кошбук, когда в 1901 г. начал издавать журнал «Сэмэнэторул» («Сеятель»)], интерес к крестьянской проблематике выродились в своеобразный мистицизм, исключающий социальный аспект темы, интерес к селу — в идеализацию и культ сельской жизни, вопрос о национальной специфике — в национализм и шовинизм.
Сэмэнэторизм искажал причины глубоких классовых противоречий, объясняя их разрывом с патриархальным прошлым. Он тянул литературу и искусство к второстепенным аспектам сельской жизни, подменял критический реализм и революционный романтизм реакционным романтизмом и сентиментально-идиллической литературой.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +