Процесс становления социалистического искусства в Румынии естественно включается в общий мировой процесс рождения социалистического искусства и одновременно является его национальным выражением. Специфика его обусловлена особенностями исторического развития страны, в то время состоявшей из отдельных княжеств, которые были вынуждены терпеть иноземное иго в течение почти пяти веков, застывши в средневековых формах развития. Но как бы ни была могущественна Оттоманская империя, Дунайские княжества на протяжении столетий продолжали вести борьбу за независимость. Как отмечает К. Маркс в своих работах о Дунайских княжествах, они, находясь под сюзеренитетом Порты, сохранили суверенность, оговорив себе и право на помощь в случае иностранного вмешательства.
Борьба народных масс против феодальной эксплуатации была неразрывно связана с борьбой против чужеземного господства. Таким образом, румынское искусство формировалось как искусство борющееся, в основе которого лежали мотивы патриотические и социальные.
Оформившееся в начале XIX в. национально-освободительное движение явилось одновременно духовным раскрепощением народа, который приходит к осознанию своих истинных национальных потребностей. Крестьянское восстание Тудора Владимиреску (1821) послужило толчком к пробуждению национального самосознания. Его целью было не только национальное, но и социальное освобождение. Несмотря на поражение восстания, феодализму был нанесен решительный удар. Тудор стал легендарной фигурой румынской истории. Для румынской поэзии, рожденной подъемом антифеодальной борьбы, в облике вождя восстания конкретизировался романтический призыв к борьбе за освобождение страны.
После 1821 г. Дунайские княжества вступают в интенсивную фазу своего развития. Передовые деятели культуры, понимая историческую неизбежность подобного процесса, стремились, как бы компенсируя замедленное развитие страны в предшествующую эпоху, «конспективно пересадить» на национальную почву культурный опыт более развитых стран. При этом они заботились о развитии собственной культурной традиции во всей ее самобытности и неповторимости.
Духовное и общественное развитие страны после 1821 г. выразилось в утверждении румынского языка, в появлении прессы, литературных и культурных ассоциаций, имевших действенный, боевой характер. До той поры, пока национально-освободительное движение не приобрело характер открытой общественно-политической борьбы, оно выражалось в форме просветительского течения. Герцен, рассматривая схожую ситуацию в России, писал: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобных обстоятельствах приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».
В предреволюционную эпоху, да и во время революции 1848 г. литература служила формированию общественного сознания нации.
Одной из важнейших особенностей буржуазно-демократической революции 1848 г. в Дунайских княжествах явилось то обстоятельство, что ученые, поэты, писатели, художники, актеры в эти важные для страны дни стали прежде всего общественными деятелями, приняв непосредственное участие в революции. Так, историк Николае Бэлческу вошел в состав временного революционного правительства. В анализе экономического положения Дунайских княжеств, сделанном К. Марксом в «Капитале», использованы данные исследования Бэлческу «Экономические вопросы Придунайских княжеств». В трудах Бэлческу домарксистская обществено-политическая и экономическая мысль Румынии достигла своей вершины.
Пашоптисты главную свою цель видели в том, чтобы выковать духовное единство румын как предпосылку к созданию политического единства народа. Они утверждали необходимость обращения к историческому прошлому, где можно было почерпнуть примеры вдохновенного героизма, нужное современникам, и программное внимание к фольклору.
Для литературы этого периода характерно мощное развитие романтизма. Тесная связь румынского романтического искусства с революционной борьбой определила его идейную и эстетическую сущность. В литературе лидирует поэзия. Театр соревнуется с ней в эффективности своего воздействия на умы современников. В концепции пашоптистов театру была отведена роль общественной трибуны, воспитателя масс, так же как поэту — роль пророка революции.
------------------------------
Пашоптистами в Румынии называют общественных деятелей и писателей — участников революции 1848 г.
------------------------------
В творчестве народных мастеров, занимавшихся в основном украшением манускриптов, росписью тканей и дерева и прежде всего писанием икон, складывались свои традиции оптимистического и гуманистического восприятия жизни, впоследствии оказавшиеся активно причастными к утверждению образов народных борцов, силы и красоты народа, его ненависти к угнетателям. Революция 1848 г. дала сильный толчок становлению румынской живописи, осознанию художниками идеи общественного служения. Они пишут полотна на революционную тему, создают портреты вождей революции. Биографии трех ведущих художников этого периода И. Негулича, К. Д. Розенталя, Б. Исковеску переплетаются с революционными событиями и трагически заканчиваются с разгромом революции.
Русский царизм, Габсбургская империя и «блистательная Порта» помогли подавить революцию. Склонная к компромиссу, буржуазия вступила в сговор с реакционным боярством, породив союз, получивший в история название «чудовищная коалиция». Она стала самой характерной чертой румынской политической жизни. Но брожение умов, революционные настроения румынского народа реакция подавить не сумела.
Возвратившись из ссылки, из эмиграции, пашоптисты продолжали дело революционных демократов, боролись за проведение аграрной реформы, выдвигали лозунги объединения страны. Потерпев политическое поражение, пашоптизм продолжал отстаивать свои позиции в культуре.
Объединение румынских княжеств (1859), аграрная реформа (1864), завоевание государственной независимости (1877) окончательно определили развитие Румынии как буржуазного государства.
Капитализм жестоко вторгался в патриархально-феодальную Румынию. Став поставщиками сырья для развитых промышленных стран, румынские бояре и буржуа нещадно эксплуатировали крестьян. Ввоз готовой продукции задерживал развитие национальной промышленности, формирование рабочего класса. И все же происходит численный рост пролетариата. Первые шаги рабочее движение делает в «своеобразных условиях экономически отсталой, но уже вступившей на путь капитализма страны, с довольно значительным слоем мелкой буржуазии, которая оказывала весьма существенное влияние на сравнительно немногочисленный рабочий класс».
В 1872 г. создается Всеобщая ассоциация рабочих Румынии. Зарождение рабочего и социалистического движения приходится, согласно ленинской периодизации всемирной истории после 1848 г., на «второй период (1872—1904)», который, «отличается от первого «мирным» характером, отсутствием революций». Слабость румынского пролетариата создавала почву для воздействия того направления в социалистическом движении, которое Ленин назвал «интеллигентски-оппортунистическим».
Распространению социалистических идей в Румынии способствовал контакт румынского революционного движения с международным. Н. Бэлческу и И. Гика, находившиеся в эмиграции в Париже, входили в центральный Европейский демократический комитет с базой в Лондоне, имевший тесные взаимоотношения с Марксом. Пресса того времени подтверждает факт участия 900 добровольцев-румын в защите Французской республики от прусской армии (1871) и прямую связь румынских революционеров с различными секциями I Интернационала. Наконец — и это самое главное — выходцы из России доктор Н. Руссел, К. Доброджану-Геря, социал-утопист Н. Зубку-Кодряну (ученик Чернышевского и Добролюбова) были руководителями первых социалистических кружков, состоявших из интеллигенции и учащейся молодежи (70-е годы).
Тайная конференция социалистов Румынии (1879) приняла ре шение перейти к пропаганде социалистических идей среди рабочих. В социалистической прессе этого времени выделяется «Контемпоранул» («Современник»), выходивший в Яссах (1881 — 1891). Подготавливая издание журнала, К. Доброджану-Геря писал: «...он должен быть чем-то вроде «Современника» в России. Такой журнал может существовать до создания ядра партии». С его появлением социалистическое и рабочее движение решительно утверждает себя на арене идеологической борьбы. «Контемпоранул» начал выходить тогда, когда румынское социалистическое движение искало пути перехода на теоретические позиции марксизма. По времени это совпадало с аналогичными процессами в мировом социалистическом движении. В работе журнала различают два этапа: первый (1881—1885) — общедемократический и второй (1885—1891)—когда журнал превращается в трибуну социалистических идей, публикует произведения Маркса и Энгельса. В. И. Ленин отмечал, что именно в 80—90-е годы укрепляются связи румынских социалистов с международным рабочим движением и его руководителем Ф. Энгельсом.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.