Оживленная деятельность по упорядочению городской застройки способствовала выработке и развитию принципов государственной организации строительства. Создание административных органов руководства архитектурно-строительным делом и постепенное сложение строительного законодательства оказались значительными социальными достижениями, вводящими строительное дело в русло государственной политики молодой независимой страны. Начало организации архитектурно-строительного дела было положено еще в период Временного русского управления. После отвода русских войск в 1879 г. в обеих частях Болгарии были созданы дирекции, а впоследствии управления общественных строений. Им наследовало первое в истории страны техническое министерство общественных сооружений и путей сообщения со специальным управлением по благоустройству населенных мест, организация которого совпала с появлением национальных архитектурных кадров, взявших с 90-х годов в свои руки большинство технических служб в стране.
Начало строительного законодательства в Болгарии относится к 1881 г., когда были выработаны «Правила постройки частных зданий в городах». Хотя они во многом и не соответствовали реальному состоянию архитектурно-строительного дела в стране, но сыграли регулирующую и направляющую роль в градостроительстве первых 15 лет после Освобождения. Принятый в 1897 г. Народным собранием «Закон о благоустройстве населенных мест в княжестве Болгария» охватывает все аспекты планировки и застройки населенных мест. Этот первый болгарский технический закон был очень прогрессивным для своего времени и содержал ряд градостроительных, строительных и технических рекомендаций, которыми в то время не могли похвалиться даже западные страны. Он «содержал предписание о планировке сел, об утверждении архитектурно-строительных планов, о строительном контроле». От улиц требовалось «быть по возможности прямыми, широкими, в целях облегчения движения, гигиены и безопасности населенного места». Благодаря работе государственных планирующих органов и «Закону о благоустройстве» к 1912 г. 80 городов (98% от общего числа) имели свои «регулярные планы».
Несмотря на то что многие из генеральных планов не получили осуществления, значение этой деятельности велико и в профессиональном, и в социальном отношении: формируются традиции градостроительной культуры Болгарии нового времени, закладываются основы планового градостроительства.
Благодаря широкой демократической основе государственная деятельность по планировке населенных мест была поддержана народом: «Закон о благоустройстве населенных мест» после всенародного обсуждения был принят Национальным собранием, население городов в большинстве случаев способствовало проведению его в жизнь, а для сельских общин планирование сел стало истинно народным делом, основанным па кооперативных началах (к 1911 г. регулирующие планы получили 11% сел).
Изменение облика населенных мест Болгарии после Освобождения связано не только с обновлением их планировочных схем, но и с возведением большого числа незнакомых феодальному зодчеству типов общественных и административных сооружений. Здания банков, судебных и почтовых палат, театров, учебных и больничных сооружений, вокзалов становятся важнейшими элементами городской структуры, а их проектирование и строительство — событиями большого социального звучания. Объявляются общенациональные и международные конкурсы на проекты крупных общественных и административных сооружений — общенародного и общегосударственного значения — Университета, Музея Возрождения, Окружной и Судебной палат, Национальной библиотеки, Училища рисования, мемориальных сооружений. Наиболее значительные из конкурсов завершаются официальными выставками, представляющими «праздник болгарской архитектуры», как писал журнал Болгарского инженерно-архитектурного общества («БИАД»). Молодая национальная буржуазия, тесно связанная с западноевропейской, стремится быть в русле общеевропейской культуры и освоить ее завоевания. Однако отсутствие (особенно в первые годы) сильного отряда национальных архитектурных кадров, недостаточность материально-технической базы, позднее вступление страны на новый социально-экономический путь развития — все это не способствовало усвоению новаторских рационалистических тенденций европейской архитектуры. Эталонами для основных направлений стилистических и художественных поисков служат ренессансно-барочные формы, а также венский сецессион. Пышной декоративности форм многих построенных в этот период общественных и административных зданий противостоит сдержанный облик традиционных для страны народных библиотек-читален (читалищ), бывших в эпоху османского владычества местными центрами национальной культуры и просвещения. Теперь они превращаются в планово и пространственно более развитый тип — читалище-театр («Славянская беседа» в Софии, «Баба-Вида» в г. Видин).
Появление в начале 90-х годов первой группы болгарских архитекторов, получивших образование за границей, ознаменовалось сложением направления, ориентирующегося на создание национального стиля, понимаемого как «этнографическое» использование национальных традиционных форм. Первые в отечественной истории профессиональные зодчие, с детства впитавшие атмосферу национального Возрождения, в юности пережившие революционно-патриотический подъем Апрельского восстания и Освободительной войны, вернувшись на родину, примкнули к прогрессивным кругам демократической интеллигенции, охваченной порывом отдать свои творческие силы народу. Архитекторы — активные члены крупных творческих организаций: общества «Современные художники», в которое наряду с художниками А. Протичем, В. Димовым, Я. Вешиным входили архитекторы П. Койчев, К. Маричков, Г. Фингов, и общества «Болгарин» (1903—1908), которое возглавляли Елин Пелии, И. Вазов, П. Яворов, П. Славейков. Интерес к жизни народа, его героической истории, традициям национальной культуры объединяет эту литературно-художественную среду.
«Изучать старину, особенно болгарскую» — одно из основных положений устава Болгарского инженерно-архитектурного общества (БИАД), основанного в 1893 г., поскольку старина, то есть древнеболгарское зодчество и наследие эпохи национального Возрождения, воспринимается в те годы символом национальной неповторимости и народности культуры, олицетворением ее высокого художественного уровня и общенароднсго значения. Журналы, выпускаемые БИАДом, достаточно ясно отражают этот интерес: публикуют материалы и исследования о памятниках древнего зодчества, а позже и проекты, в которых молодые архитекторы раскрывали свое понимание современной национальной архитектуры. Сначала — это обращение к местным архитектурным формам (А. Начев — проекты церквей, 1894; П. Момчилов — проект минеральных ванн в Сливене, 1895).
Почти одновременно начинает развиваться направление, ориентированное на византийскую традицию, в которой многие видели основу славянской общности, направление, получившее распространение в связи с подъемом в конце XIX в. общеславянского освободительного движения. В духе стилевых форм византийской и раннеболгарской архитектуры выполнен проект перестройки Черной мечети в Софии в православную церковь (арх. П. Момчилов и Й. Миланов, 1899). Теоретическим обоснованием этого направления служат высказывания архитектора Шамарджиева, посвященные конкурсу на «Капеллу» — гробницу князя Баттенберга: «...Византийский стиль... имел и имеет до сегодняшнего дня исключительное влияние на постройки нашего отечества, как и соседних с пами держав... Можпо смело сказать, что наш национальный стиль является византийским с видоизменениями, которые он претерпел у нас в соответствии с климатом, местными условиями и нуждами. То же сделано и у русских, сербов и румын в этом отношении. Нужно и нам действовать, как другие народы: немцы и французы поддерживают свой национальный стиль и стараются его развивать и усовершенствовать, также и мы должны почитать наше... оставленное нашими предшественниками».
Если конец XIX в. отмечен поисками национального стиля лишь в сфере традиционного для страны церковного зодчества, то в начале XX в. в духе этого направления проектируются и осуществляются многие сооружения светского, государственного назначения. Общественное признание творцы национального стиля получают в 1900 г. на конкурсе на Музей Возрождения, где их проекты, впервые решающие здание нового типа, получают наивысшие премии. Официальному признанию и утверждению направление в значительной степени обязано политической атмосфере в стране: укреплению дружеских связей со своим недавним освободителем — Россией, в которой видели лидера и защитника интересов славянских народов и чьи поиски национального стиля были хорошо известны в Болгарии. На рубеже века начинается проектирование и строительство (1904) храма-памятника Александра Невского в Софии — монументального символа признательности болгар братскому русскому народу. Автор проекта — русский архитектор А. Н. Померанцев — был знаком с современной и давней болгарской архитектурой, благодаря чему его работа в Болгарии шла в русле общего национального направления. Можно говорить о взаимосвязи и взаимообогащении мастеров одного творческого направления, вдохновляемого героическими традициями национально-освободительной борьбы и гражданского пафоса, идеей общности культур братских народов.
Своего подъема искания и свершения в области национального стиля достигают в первое десятилетие XX в. (Мавзолей в Пле-вене, арх. П. Койчев; здания Софийских минеральных ванн и Синодальная палата, арх. Й. Миланов и П. Момчилов и др.). Однако в то же время молодые архитекторы — лидеры этого стиля — чувствуют ограниченность и несостоятельность поисков этого направления. В статье «Нечто об эстетике» П. Койчев отмечает, что в Болгарии нет своего современного стиля, и сетует на отсутствие ясных эстетических принципов, «которые были бы встречены, приняты и любимы народом».
Одной из существенных, позитивных сторон архитектурного направления, стремящегося к продолжению, развитию и укреплению традиций национальной (отождествляемой с народной) культуры является глубокий интерес к памятникам древнего зодчества. В русле поисков национального стиля было положено начало изучению национального архитектурного наследия, наконец осознанию его как «сокровищницы, которая привлекает и может служить основой для творческой деятельности». В представлении болгарской художественной интеллигенции наследие прошлого выступает чем-то целостным и нерасчлененным, созданием народа и воплощением его духа. Однако в своей практике зодчие начала XX в. обращаются по преимуществу к древним истокам, к староболгарской и византийской традициям. Судя по всему, они более импонировали настроениям современников, лишь недавно обретших независимость и потому наделявших общественные здания Болгарии формами, в той или иной мере связанными с наиболее славными страницами истории страны.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что социальная и эстетическая программа болгарской архитектуры конца XIX — начала XX в., несмотря на неоднозначность и даже кажущуюся противоречивость процесса, была на самом деле единой и целостной. Ее единство и целостность — в бесспорном преобладании в архитектуре патриотических и демократических идей. Они положены в основу поисков национального стиля. Их можно усмотреть в ускоренном усвоении новых для Болгарии европейских стилей, новых типов зданий, новых градостроительных принципов, в мобильности и решительности перестройки строительного дела и пересмотра архитектурно-планировочных норм, неизменно рассматриваемых в контексте общегосударственных и общенародных задач. Иными словами, традиция болгарского зодчества, в которой содержатся истоки его социалистического сегодня, заключена скорее в патриотической ориентации, нежели в материальных элементах новой культуры. В Болгарии, позднее других стран Центральной и Юго-Восточной Европы обратившейся к усвоению норм архитектуры нового времени, на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняет первостепенную значимость проблема приобщения к современному уровню развития европейского зодчества, без чего не представлялось возможным формирование его собственно социалистических основ.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.