Наряду с А. Божиновым над карикатурой и рисунком в эти годы успешно работают и другие художники-графики — И. Славов, П. Паспалев, В. Мишайков, Г. Машев-Чарни.
Балканские войны, а затем первая мировая война невиданно обострили социальные конфликты, заставив наиболее прогрессивную часть художественной интеллигенции, особенно молодежь, внимательно всматриваться в новые общественные силы, выходившие на арену борьбы,— рабочий класс и крестьянство.
Солдатскую шинель надели не только крестьяне и рабочие, но и писатели и художники. Среди них были Гео Милев, Д. Дебелянов, Владимир Дмитров-Майстора и другие.
Монархическая пропаганда стремилась разжечь шовинизм под видом «народного патриотизма»; появились произведения, исполненные в урапатриотическом духе. Превозносился «подъем» национального духа, которого не было в действительности, старательно маскировали общенародную драму.
Прогрессивные тенденции, волновавшие творческую интеллигенцию, аккумулировались, в частности, в творчестве молодого скульптора Ивана Лазарова (1889—1952). Ученик одного из основоположников болгарской скульптурной школы Ж. Спиридонова, Назаров воспринял у своего учителя не только крепкую профессиональную школу, но и чувство высокой гражданской ответственности за судьбы родины. Потому он естественно и органично воспринял трагедию народа как личную драму.
В 1912 г. Иван Лазаров создает свои первые скульптуры, станковые по размерам, но монументальные по глубине мысли и ее художественному обобщению — «Опять на войну» (1915), «В штыки» (1912). Эти скульптуры были не просто иллюстрацией трагедии, происходившей на глазах юноши-скульптора. Они явились гражданским кредо художника, которому он остался верен до конца своих дней.
Позднее И. Лазаров выразит это так: «Война создает новое отношение к событиям и жизни. И мы должны подумать, где место художника и вообще творца в этот момент, когда мир прилагает все усилия, чтобы обрести новую форму, другой социальный строй, очищенный от всего, что мучило человечество. В высшей устремленности к идеалу, живущему в сердце народа, художник должен быть на передней линии. Он должен участвовать в борьбе за жизнь,— в этом его общественное оправдание и смысл его существования».
Своими первыми произведениями И. Лазаров сам ответил на это требование — быть на передней линии борьбы. Его антивоенные скульптуры исполнены с большой непосредственностью. Трепетность формы, плотной и характерной, передает взволнованность напряженных дней войны. Позднее скульптор придет к более строгой линии, к более полной, цельной форме и четкой конструктивности композиции, развернутой в пространстве. Из его работ уйдет импрессионистическая незавершенность, но из них уйдет и та трепетность «живой формы», которой обладает его пластика военных лет.
В мировой скульптуре первой половины 1910-х гг. не так уж много произведений, в которых столь же страстно и мастерски был бы выражен протест против войны, как в произведениях молодого И. Лазарова.
Огромное значение для формирования болгарского пролетарского искусства имела победа Великого Октября. Крупнейшие поэты Д. Поляпов, Л. Стоянов, вдохновенный певец грядущей мировой революции X. Смирненский горячо откликнулись на победу русских рабочих. Октябрьская революция нашла отражение во всей общественной жизни Болгарии, сыграла свою роль и в первом крупном восстании болгарских солдат в 1918 г. («Владайское восстание»), которое было жестоко разгромлено немецким юнкерским корпусом. Эти события нашли отражение не только в литературе (особенно в поэзии), но и в изобразительном искусстве, преимущественно в графике.
Однако главное в те первые послеоктябрьские дни было не столько в конкретных произведениях, сколько в громадном влиянии идей социалистической революции на умы и сердца творческой интеллигенции. Это благотворное влияние будет сказываться и на формировании художественного процесса в целом, и на сложении таких крупных самобытных художников, как А. Жендов, Б. Ангелушев, К. Кюлявков и многие другие.
В редакциях газет в те дни появляется Александр Жендов, ему только еще 16 лет. Его первые карикатуры еще наивны, им не хватает профессионального мастерства. Но он твердо знает, куда должно быть направлено острие сатиры. Певец болгарских крестьянок В. Димитров, которого еще в Училище прозвали Майстором, только что снял шинель, и рядом с портретами сельских красавиц легли его военные рисунки «Убитый», «Раненые»...
Зародившись в лоне освободительной борьбы, болгарское реалистическое изобразительное искусство сразу же стало активным оружием патриотической пропаганды. После освобождения страны от иноземного ига оно очень быстро проходит фазу критического реализма. В условиях формирования капитализма и сложения буржуазного государства творчество художников вновь обретает политическую остроту, разоблачая господствующий режим. Путь от политической карикатуры Г. Дембицкого до политической сатиры А. Божинова занял около пятидесяти лет — срок исторически небольшой для того, чтобы подняться от первых шагов становления до уровня европейской сатирической графики. Достижения этого периода легли в основу дальнейшего развития реалистического искусства, в частности публицистической графики. Период этот подготовил следующий важный этап, отразивший состояние общественного мнения после окончания мировой войны 1914—1918 гг., закончившейся в Болгарии первым революционным взрывом — Владайским восстанием.
Объединенными усилиями передовых художников был проложен путь к организации первого коммунистического еженедельника «Красный смех» (1919—1923), вокруг которого объединились все прогрессивные творческие силы тех лет. На его страницах будут печататься стихи X. Смирненского, рисунки и стихи К. Кюлявкова, карикатуры С. Венева, Н. Арышева и др.
В подготовке к первому штурму буржуазной монархии — Сентябрьскому восстанию 1923 г.— революционное искусство Болгарии сыграло немаловажную роль.
АРХИТЕКТУРА
В течение всего XIX в. развитие архитектуры Болгарии, страны, перенесшей пять веков чужеземного ига, питалось идеями национального самосознания и нараставшего подъема освободительной борьбы народа, стремившегося к национальной и политической независимости. Высокий гражданский пафос, демократическая направленность, тесная связь и подчиненность основным социально-политическим проблемам времени обусловили прогрессивность и жизненность многих сформировавшихся в эту эпоху тенденций и традиций для социалистической Болгарии.
Налицо сложность и неоднородность процесса поступательного развития болгарской архитектуры XIX в. Если до 1870 г. болгарское зодчество опиралось на унаследованные, бережно сохраняемые в тяжелых условиях иноземного рабства народные архитектурно-строительные традиции и развивало их, возрождая и утверждая самобытно-народную национальную культуру, отстаивая и сохраняя ее специфику, что выражало интересы всей нации в период ее становления в условиях феодальной Османской империи, то в последнюю четверть века архитектурно-строительная деятельность молодого государства, вступившего на путь капиталистического развития, носит принципиально иной характер. По существу, русско-турецкая война 1877—1878 гг., освободившая Болгарию от многовекового национального угнетения, сыграла роль буржуазно-демократической революции, открывшей перед страной возможности ускоренного экономического, социального и культурного развития. Самоутверждение молодого капиталистического государства мыслится теперь в рамках европеизации, усвоения опыта передовых буржуазных стран, а не в сохранении и развитии национальной самобытности зодчества эпохи пусть недавнего, но феодального прошлого. Естественно, что архитектурно-строительная традиция национального Возрождения, сложившаяся в иных социальных условиях, прерывается.
Разрыв с архитектурно-строительной традицией предыдущего периода наиболее резко ощутим в градостроительной практике, решающей новые социальные задачи. Города, бывшие недавно центрами чужеземного господства, становятся по этническому составу болгарскими (турецкое население покидает их вслед за отступившей армией) и начинают быстро расти. Молодое государство встает перед необходимостью возведения новых, неизвестных доселе в стране типов зданий, обусловленных потребностями капиталистических отношений. Ориенталистский облик города и его пространственно-планировочная структура, сложившиеся в условиях средневековья, не устраивают страну, вступившую на европейский путь развития. Городские управы, стремясь модернизировать свои города и решить проблемы благоустройства, начинают реконструкцию, пробивая новые улицы и уничтожая старую застройку (в первую очередь мечети), стремясь избавиться от зримых напоминаний о многовековом чужеземном гнете. Живописность планировки средневекового города уступает место геометрической «планировке по-американски» Применение «регулярных начал», привнося порядок в городскую застройку, меняет облик города. Так произошло при реконструкции Старой Загоры, восстанавливаемой после варварского сожжения ее османскими завоевателями при подавлении национально-освободительного восстания в июле 1877 г.
Путь решительной перепланировки был выбран и при реконструкции Софии. Проекту французского инженера С. Амаде, предусматривавшему правильную геометрическую композицию города и в корне изменявшему старую структуру, было отдано предпочтение. Предложение о сохранении старого города и строительстве нового вне его границ не получило одобрения городских властей. Столица молодого государства должна была встать в ряд крупных европейских городов (по примеру европейских столиц было запроектировано и кольцо бульваров на месте существующего оборонительного рва). Этот так называемый Баттенбергов план Софии, принятый и одобренный правительством княжества Болгарии в 1880 г., лег в основу дальнейшего развития города, а намеченная им радиально-кольцевая плановая схема оказалась жизнеспособной и не потеряла своего значения и по сей день.
В первые годы после освобождения от иноземного ига быстро и решительно меняется градостроительная структура и таких крупных торговых и промышленных центров, как Пловдив, Варна, Бургас, Русе. Их облик определяет главная торговая улица, связывающая город с вокзалом и портом.
Захватившая всю страну, особенно после воссоединения княжества Болгария с Восточной Румелией в 1885 г., деятельность по «регулированию» городской планировки углубляется и совершенствуется, переходя из рук зачастую недостаточно профессионально подготовленных иностранцев в руки молодых болгарских зодчих (среди них наиболее активной творческой деятельностью выделяется арх. Г. Ненов, к 1912 г. разработавший генеральные планы 50 городов). Метод тотальной перепланировки по идеально геометрической схеме с уничтожением исторически сложившейся планировки и застройки с 1897 г. уступает место реалистическому подходу к проектированию уличной сети «путем упорядочения существующих улиц и дворов» при условии, что это упорядочение будет «легко претворяемо и экономически оправдано». Таков характер генеральных планов городов Видина (с сохранением старой крепости), Асеновграда, Берковиц.
Можно сказать, что болгарское градостроительство последней трети XIX в., порывая с традициями эпохи расцвета национальной архитектуры, отказывается от присущих народному зодчеству планового и композиционного разнообразия, живописности градостроительных ансамблей, прибегая к использованию унифицированных приемов общеевропейской архитектуры. Однако это приобщение к общеевропейскому архитектурному направлению олицетворяло прогресс для страны, поздно вступившей на путь капитализма, отвечало задачам ее экономического и культурного развития, о чем свидетельствует принятие «регулярных» планировочных принципов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.