Два десятилетия, завершившие XIX в., были в Болгарии периодом сложным и противоречивым: становление самостоятельного государства после Освобождения проходило в условиях внутренней социальной борьбы и внешнего неопределенного положения страны. Тем не менее огромная энергия и стремление догнать передовые европейские страны в области культуры оказались тем решающим фактором, который дал возможность болгарской интеллигенции чрезвычайно быстро наверстать потерянные годы и достигнуть необходимого рубежа в развитии своей художественной культуры. В этом процессе положительную роль сыграла дружеская помощь творческой интеллигенции славянских стран, которая вложила свои силы и знания в формирование болгарского искусства.
Так, в Болгарии в те годы работали русские художники и скульпторы, создававшие произведения, посвященные Шипке, Плевену и другим эпизодам недавно прошедшей русско-турецкой войны, а также сооружавшие совместно с болгарами первые памятники героям Освобождения. Тогда же в Болгарии работал польский художник А. Пиотровский, кисти которого принадлежит ряд полотен, посвященных болгарскому крестьянству, а также одна из первых исторических композиций «Резня в селе Батак» (1892), изображающая кровавую расправу османских карателей с повстанцами Апреля 1876 г. Вторую родину в Болгарии нашли чех И. Мырквичка (1856—1938) и словак Я. Вешин (1860— 1915). Активное участие в организации профессионального художественного образования принимали русский критик О. Георгиев и приехавший из России ученик Антокольского скульптор Б. Шац (1869—1932), который упорно добивался организации специальных вечерних курсов для обучения рисованию способных молодых рабочих. Б. Шац стал одним из первых профессоров софийской Академии художеств по скульптуре.
В 90-е годы открывается Государственное рисовальное училище (преобразованное потом в Академию художеств), первым ректором которого был Й. Мырквйчка. В 1894 г. организуется Общество поощрения художеств и основывается первый художественный журнал «Изкуство» (1896). Эти события явились важными факторами укрепления профессиональных основ и популяризации изобразительного искусства.
В 1891 г. происходит знаменательное событие — Д. Благоев с соратниками создает Болгарскую социал-демократическую рабочую партию, что содействует разрастанию сети социалистической печати. Выходят журналы «Ден», «Дело», «Ново время», газеты «Социалист», «Работнически вестник», в которых принимают участие и художники, создавая для них карикатуры и сатиры.
Как констатирует Д. Марков, в эти годы «идеологическая борьба партии против буржуазии оказывала влияние на всю духовную жизнь страны». И далее, характеризуя литературный процесс, Д. Марков пишет, что «критический реализм был главным литературным направлением в период с 90-х годов XIX века до конца первой мировой войны». Эта тенденция характерна и для болгарского изобразительного искусства конца XIX — начала XX в., когда внимание мастеров живописи привлекала тема крестьянской жизни, раскрываемая в духе критического реализма.
Тематика в значительной мере диктовалась самим социальным составом страны. Болгария привлекала художников живописным богатством народной архитектуры, крестьянского быта, искусства, фольклора и т. д. Одним из первых и наиболее последовательных мастеров, воспевших красоту болгарской деревни, был И. Мырквйчка, сам выходец из крестьян. Он провел несколько лет в Пловдиве, где в то время жили писатели И. Вазов и П. Славейков, художники К. Величков и А. Митов. Город с глубокими культурными традициями, самобытной архитектурой и художественной школой оказал большое влияние на формирование И. Мырквички. Позднее художник переехал в Софию, где помимо творческой деятельности уделял большое внимание организации художественного образования и пропаганде искусства.
И. Мырквйчка оставил огромное художественное наследие: картины, рисунки, наброски, зарисовки. Все, что он делал, отмечено большой серьезностью и доскональностью в передаче типа болгарских крестьян, их быта и искусства. По характеру трактовки крестьянской темы произведения И. Мырквички близки литературному направлению, которое представляли И. Вазов, Т. Влайков и другие. Его крестьянские образы отмечены некоторой идеализацией патриархального крестьянского быта, однако влияние И. Вазова и особенно его романа «Под игом», талантливым иллюстратором которого был Мырквйчка, внесли в его творчество ноты трагического звучания. Это нашло отражение и в полотне «В Кырджалийские времена» (1897), в котором художник изобразил трагедию болгарских крестьян, изгнанных из родного села.
Крестьянской теме посвящают свои полотна Я. Вешин и И. Ангелов. В произведениях последнего крестьянский быт идеализируется значительно меньше, сильнее звучат ноты критического реализма, особенно в картинах, относящихся к первому десятилетию XX в. Это можно сопоставить с литературным процессом: «...в 90-е годы, в условиях бурного капиталистического развития страны, на первый план в литературе выдвигаются социально-обличительные тенденции»,— пишет Д. Марков. Интересно в этом плане сопоставление Д. Марковым картины «Буря в сердце и на небе» (1905) И. Ангелова и трагического стихотворения «Град»
Н. Яворова, где средствами живописи и поэзии раскрыта глубокая человеческая и социальная драма крестьянина-бедняка.
Не менее ярко звучит критическое обличение и в картинах Я. Вешина. Он раскрывает в своих полотнах тяжесть крестьянского труда на выжженной солнцем земле, сухой и каменистой [например, «Пахарь» («Земля»), 1899]. Бескрайнее поле, уходящее к горизонту, создает настроение безысходности непосильного труда крестьянина, одинокого и беспомощного у своей сохи, запряженной усталыми волами. Однако нельзя сказать, что художник трактует образ крестьянина пессимистически. Его герой уверенно стоит на поле, слит с ним, он — часть этой земли, измученной и неухоженной. Образ крестьянского мальчика вносит в эту картину еще одну оптимистическую ноту: в его позе напряженное ожидание, возможно — грядущего.
В дальнейшем тема тяжелого крестьянского труда еще не раз появится в болгарской живописи, но, пожалуй, именно Я. Вешин впервые сумел найти ее наиболее сильное драматическое выражение.
Начало XX в. знаменуется нарастанием общенародного недовольства, вызванного разорением деревни и резкой пролетаризацией крестьянства, не находившего в городах работы.
В эти годы в среде творческой интеллигенции намечается размежевание двух направлений — мелкобуржуазных либералов и революционно настроенных демократов. Первые стремились в искусстве к романтизации патриархального крестьянского быта, исторических страниц прошлого, к уходу от действительности в сферу личных переживаний. Яснее определилось и второе направление, революционное в своем отношении к действительности, стремившееся поставить искусство на служение народу. Это направление и явилось основой будущего социалистического искусства.
Графическое искусство Болгарии первых лет XX в. отразило ожесточенную идеологическую борьбу. Карикатура, сатира, не сходившие со страниц многочисленных журналов и газет, острее отражали бурное течение общественной мысли, нежели живопись или скульптура.
Вокруг популярного еженедельного юмористического журнала «Българан» (1904—19098) собрался большой творческий актив: писатели Елин Пелин, П. Церковский, А. Балабанов, А. Протич, художники-графики А. Божинов, П. Паспалев, П. Морозов, И. Славов, Г. Машев-Чарни, в нем принимал участие немецкий художник Гульбрансон. Хотя журнал не придерживался четкой политической программы, он нередко выступал с критикой существующего строя. Здесь регулярно печатались карикатуры из европейских изданий — парижского «Журналь амюзан» и немецкого «Симшшциссиума». Наиболее яркой фигурой среди художников был Александр Божинов (1878—1968).
А. Божинов, по всеобщему мнению, стал основоположником болгарской профессиональной карикатуры. Его работы в этой области (он выступал и как театральный художник-декоратор) были заметным достижением не только болгарского, но и европейского искусства в целом.
Объект сатиры Божинова — царское правительство, сановники, промышленники, чорбаджии. Его карикатуры, созданные в 1904 г.,— «Туалет болгарского льва» и «Если вам дорог престиж короны, не забрасывайте ее грязью и проклятиями, ибо... после вам придется все слизывать, как нам», в которых высмеиваются вожди либеральной буржуазии, отличаются политической остротой и высоким артистизмом.
Наиболее революционными по своему направлению оказались карикатуры А. Божинова, выполненные им как горячий отклик на «кровавое воскресенье» в Петербурге. Осознание этого жестокого акта царского правительства как преступления против братского народа помогло художнику подняться до боевого революционного искусства. Его серия «Петербургские сцены» стала ценным вкладом в развитие социального, классового искусства Болгарии.
Наиболее выразительны здесь две карикатуры — «Подарок царю Николаю к новому 1906 году» и «Богу — богово, кесарю — кесарево». В последней художник находит скупую, лаконичную форму для остро политической иллюстрации евангельского изречения. Народ воздал и кесарю, и богу: огромные тяжелые камни летят, сшибая корону и крест с церкви.
------------------------------
«В начале XX века,— говорил А. А. Сидоров на обсуждении выставки болгарского изобразительного искусства в Москве,— одним из первых миро вых карикатуристов был Божинов, болгарин. У нас в русских журналах XX века карикатуры Божинова перепечатываются, пропагандируются, их начинают изучать даже крупнейшие мастера сатиры, вроде Моора, которыми мы гордимся. Божинов был острым сатириком...» («Искусство», 1951, № 2, с. 29).
------------------------------
Подпись под карикатурой: «Если вам дорог престиж короны... не забрасывайте ее грязью и проклятиями, ибо... после вам придется все слизывать, как нам» (газ. «Нов. век», 1904 г.).
В определенной степени карикатуры А. Божинова предвосхитили и рождение болгарского политического плаката, так как они публицистичны, остры и обладают большой агитационной силой.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.