Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Болгария. Часть 11-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Одним из крупнейших мастеров переходного периода был Захарий Зограф (1810—1853).
Но, чтобы перейти к живописи и графике нового, светского типа, необходимо было порвать со средневековой символической, вневременной условностью, встать на путь реалистического искусства, что настойчиво диктовалось эпохой подъема национально-освободительной борьбы.
Нужно было овладеть профессиональным мастерством европейских художественных школ. И потому талантливая молодежь, часто из семей традиционных иконописцев, отправлялась за границу, особенно в Россию, как наиболее близкую Болгарии, чтобы получить там художественное образование.
Среди воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества и отчасти Петербургской Академии художеств в 60—70-е годы XIX в. можно было встретить немало болгарской молодежи. Среди них наиболее талантливыми оказались С. Доспевский [Зафир Зограф (1823—1878), племянник Захария Зографа] и Христо Цокев (1847—1883).
Они привезли на родину не только высокую художественную культуру реалистической школы, но и преданность революционным идеям русских демократов, что было созвучно и крупнейшим деятелям болгарского Возрождения, борцам за национальное освобождение Л. Каравелову, X. Ботеву, В. Левскому.
С. Доспевский принимал активное участие в революционной борьбе против османских поработителей, разоблачал чудовищные зверства карателей, подавлявших Апрельское восстание (1876), за что власти замучили его в тюрьме.
Художник Г. Данчов (1846—1908) после безуспешной попытки освободить своего друга В. Левского из тюрьмы и гибели последнего посвящает свою жизнь пропаганде идей этого апостола свободы и увековечений в живописи его образа, создав ряд выразительных портретов.
Портреты эпохи Возрождения привлекают своим высоким артистизмом исполнения, значительностью человеческих характеров, эмоциональной теплотой.
Женские и мужские лица полны внутренней душевной силы, они отражают глубокую сосредоточенность, цельность чувств и ясность мысли.
Они сильны своей проникновенностью, человечностью и душевностью. Герои этой портретной галереи были идеалом самого художника, также преданного благородному делу освобождения своей родины.
Осознание художником своего нового места в общественной жизни, понимание им своей миссии как проповеди патриотических идей народной борьбы против поработителей пронизывают всю творческую деятельность передовых мастеров искусства второй половины XIX в.
Стремление немедленно ответить средствами изобразительного искусства на острые вопросы, выдвигаемые напряженной борьбой за освобождение от османского ига, вызвали к жизни рождение станковой гравюры. Литографии, сопровождаемые иногда текстом, рассказывали о жизни и героической деятельности борцов за освобождение.
Первые литографии создавались преимущественно за пределами порабощенной Болгарии: в Бухаресте, Браиле, Вене и переправлялись в страну гайдуками наряду с оружием.
Поначалу это были аллегорические композиции, как, например, «Болгария в своем расцвете», «Болгария под османским игом», «Болгария в рабстве» и «Пробуждение Болгарии от рабского сна» художника А. С. Клепарского.
И хотя единственная сохранившаяся до наших дней его литография «Первое сражение болгарских повстанцев из отряда Филипа Тотю» не отличается высокими художественными качествами, тем не менее следует отметить агитационное значение работ А. Клепарского.
Еще и сейчас выяснены далеко не все имена художников, работавших в те дни над литографиями, но газета «Свобода» в 1871 г. отмечала большое количество литографических картин, распространяемых по стране — нередко неизвестных авторов.
Однако главную роль в создании болгарской революционной графики суждено было сыграть польскому художнику Генриху Дембицкому (1830—1906), эмигрировавшему в Валахию после поражения польского восстания 1863 г.
Здесь он прожил около 18 лет, соединив свою судьбу с освободительным движением болгарских патриотов. Тесные дружеские отношения связывали Г. Дембицкого с X. Ботевым, который не раз подсказывал художнику темы рисунков, литографий и карикатур, оказывал большое влияние на его творчество.
Надо помнить, что эти литографии адресовались крестьянам, горожанам и ремесленникам, до этого знакомым лишь с религиозно-условным искусством.
Знакомство с литографиями было началом приобщения широких масс к светскому искусству и к освободительным идеям. На литографиях Г. Дембицкого изображены трагические сцены из истории борьбы с османским игом — например, «Самоубийство Ангела Кынчева» (1874).
Художник находит характерные черты для образа сильного духом, чистого и благородного борца-революционера, в решающую минуту предпочевшего смерть.
Трагичность сцены усиливается динамизмом композиции и острым психологическим противопоставлением гордого революционера и тупых, жестоких османских поработителей. Художник уверенно моделирует форму, находя характерные детали, усиливая светотеневые акценты, подчеркивая контрасты света, которым как бы пронизана фигура героя, и темных, густых теней, объединяющих группу преследователей.
В другой литографии, «Второе сражение болгарских повстанцев под предводительством Хаджи Димитра и Стефана Караджи» (1869), художник создает многофигурную композицию, изображая сцену ожесточенной битвы, вошедшей в историю болгарского освободительного движения.
Композиция построена по вертикали, разворачиваясь по листу сверху вниз, что усиливает динамичность действия и помогает ясно различить две силы — повстанцев и карателей, выделить героев битвы — Хаджи Димитра и С. Караджу и внести некоторую романтическую приподнятость в трактовку этого подлинного исторического события.
Болгарские патриоты стремительно спускаются с горы, заросшей лесом, напоминая «небесных воинов», несущих справедливую кару жестоким поработителям.
Клубящиеся облака выстрелов и взрывов, скрывающих очертания горного склона и переходящих в гряды облаков на небе, усиливают это ощущение.
И здесь художник усиливает светотеневой контраст, выделяя светлыми бликами фигуры болгар и усиливая темные, тревожные тени первого плана, где расположены вражеские цепи. Знамя повстанцев с клятвой — «Свобода или смерть!» — осеняет картину боя.
Художник стремился увековечить образ народных героев в большом плакате-литографии «Сладко умереть за Отечество» (1870?), состоящем из семи медальонов-портретов виднейших борцов за освобождение.
Некоторые литографии Г. Дембицкого были посвящены истории древней Болгарии, победам ее войск над врагами, например, «Симеон Великий вступает в Царьград — 924 год» (1870?).
Обращение к легендарным героическим страницам прошлого также служило важным средством воспитания патриотизма, утверждения национального самосознания в пору последнего и самого кровопролитного периода борьбы за освобождение. Эта композиция явилась одновременно и первой исторической картиной, о чем писала газета «Свобода». Картина исполнена в традициях батальной академической школы.
Помимо литографических композиций, положивших начало новому для Болгарии жанру станковой графики, Дембицкий работал и в области карикатуры и сатиры. В газете «Тыпан» (Барабан) и «Будилник», возникших в конце 60-х годов, он выступал с серией карикатур, бичующих позорное соглашение Англии, Франции и Австрии на Парижской конференции 1869 г. о превращении Турции в турецко-болгарскую державу.
К серии принадлежит, в частности, работа «На какое чудовище похоже правительство, предложенное «нотаблями»» (1869). Карикатура изображает льва с ослиной головой, оскверняющего былую славу Болгарии; ее олицетворение — руины Переслава, столицы первого Болгарского царства.
В другой сатире, «Турецкая амнистия в Болгарии» (1876), Дембицкий разоблачает мнимые реформы османского правительства, якобы облегчающие участь порабощенной страны.
Резко выступая против мировой буржуазии и Османской империи, стремившихся навязать Болгарии новое иго, художник не щадил и местных реакционеров и предателей, пытавшихся повернуть освободительную борьбу на рельсы, удобные болгарской буржуазии, расхищавшей общественные средства, собранные народом на ведение борьбы (сатира «Протест мертвых», 1869).
Длительная и плодотворная работа Г. Дембицкого заложила основы гражданского, социально направленного искусства графики. Его творчество, совпавшее с самым трудным временем становления нового национального изобразительного творчества, оказало влияние на сложение критериев боевой политической карикатуры.
Одновременно с деятельностью Г. Дембицкого в Румынии непосредственно в Болгарии работает талантливый художник, живописец и график Н. Павлович (1838—1894).
Он получил художественное образование в Вене и Мюнхене и в совершенстве владел академической школой рисунка и живописи. Возвратившись в Болгарию, Павлович пишет многочисленные портреты своих современников, чем обогащает галерею портретов этой эпохи.
Одновременно он разрабатывает исторические композиции, воспевающие героические походы Крума и Аспаруха, что утверждает достоинство болгарского народа, заставляет вспомнить о былой славе, будит патриотические чувства.
Исторические литографии Павловича получили поддержку представителей революционно-освободительного движения. Они вышли в свет впервые в Белграде (1860) при содействии Г. Раковского.
Н. Павлович делает также иллюстрации к популярной в эти годы повести русского писателя А. Вельтмана «Райна, княгиня болгарская», в которой рассказывается о любви Раины и русского князя Святослава, что перекликалось с общественным настроением в предосвободптельный период.
И после освобождения Болгарии от османского ига Н. Павлович продолжает работать над историческими литографиями, исполненными в условном ложноклассическом характере («Фракия, Болгария, Македония, разделенные на Берлинском конгрессе», 1881; «Соединение», 1886, и др.).
Заслугой Н. Павловича была организация художественного образования в Болгарии. Высший институт изобразительного искусства в Софии носит ныне имя Н. Павловича.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +