Первый в Болгарии рабочий хор возник в городе Ямболе в 1895 г. Его создатель, композитор, в будущем коммунист Манол Иванов посвятил много сил руководству рабочими хорами и созданию для них репертуара. Обратим внимание на совпадение времени и места создания ямбольского хора и публикации первого бакаловского сборника «Песни революционера»: болгарские исследователи полагают, что Бакалов и М. Иванов в тот период были связаны.
Сочиненные М. Ивановым песни и марши (наибольшую известность среди них приобрели «Новая песня», «Рабочий, брат мой», «Долой интервенцию!»), хотя и не обладали большими музыкальными достоинствами, быстро находили путь к сердцам революционно настроенных людей благодаря политической актуальности и призывному, энергичному звучанию. Писал Иванов и тексты пролетарских песен («Рабочая марсельеза»).
Серьезно была поставлена деятельность рабочего хора г. Пловдива, где партийная организация, созданная и руководимая в 1890—1900-е гг. Д. Благоевым, придавала большое значение культурной работе среди пролетариев. Хор этот возник в 1903 г. и функционировал вплоть до фашистского переворота 1923 г. С хором работал и молодежный духовой оркестр из рабочих, и ансамбль мандолин, также принимавшие деятельное участие в проведении рабочих манифестаций и празднеств.
Некоторые музыканты-профессионалы и любители, не будучи членами социал-демократической партии, но находясь под большим влиянием ее, внесли определенную лепту в развитие пролетарской революционной песни. Это относится не только к Э. Манолову и Д. Христову, но и к автору ряда песен, в том числе обретшего наибольшую популярность в массах варианта песни «Рабочий, брат мой» Хр. Антонову; к М. Тодорову, положившему на музыку стихотворение первого пролетарского поэта Д. Полянова (известная песня «Женский Интернационал»); к И. Лозанову, который в 1899—1902 гг. для руководимого им рабочего хора. Свиштова сложил песни воодушевляющего, бодрого характера. Они звенели многие годы по всей стране: «Живем, живем», «Вперед», «Рабочий Интернационал», «Красное знамя» (на тексты из сборников Г. Бакалова). За эту деятельность Лозанов получил благодарность от свиштовской социал-демократической организации.
Арсенал революционных песен не исчерпывался гимнами и маршами (хотя они, безусловно, доминировали). Охотно распевались лирические песни, как, например, любимая песня Д. Бла-гоева «Красныйчмак» или любимая Г. Димитровым «Одинокая лодка», лирические «возрожденческие». Продолжали жить традиционные крестьянские песни социального протеста и более новые сатирические, пародийные, клеймящие богачей и тиранов, как и песни антивоенные — хлесткие, язвительные по тексту, с бойкими, запоминающимися, часто плясовыми мелодиями. Таковы, к примеру, плясовая «Из Софии слышен глас», вальсовая «Когда я был жандармом», «Песня о мундире» и др.
Чрезвычайно важное место в рабочем движении Болгарии занимали русские революционные песни. Они звучали и на русском языке, и в переводах, и с «перетекстовкой». В отличие от песен народничества, чаще скорбных или драматических, русская пролетарская песня принесла в Болгарию идейно и эстетически пенные черты собственно социалистического искусства: могучий заряд протеста, утверждающий пафос и энергию призыва, решительность интонационно-ритмического облика. Показательно, что любимейшей песней болгарских пролетариев стала мужественная песня «Смело, товарищи, в ногу». Не случайно именно ей замечательный поэт-революционер Хр. Смирненский посвятил вдохновенные слова: «Смело, товарищи. Как громадная волна силы, пламени, музыки и красоты, несутся эти слова. Смело, товарищи. Это огненный гимн рабов. Это топот миллионов ног, это лес поднятых рук». Русские революционные песни стали «питательной средой» для рождающейся болгарской революционной песни, которая здесь находила свои музыкальные и поэтические истоки. Во всем этом видится один из аспектов широкого процесса тесного взаимодействия культур обоих народов-братьев, порожденного их исконными связями и особенно прочными революционными контактами. Большую роль сыграли обе русские революции (1905 г. и Великая Октябрьская), нашедшие горячий отклик среди болгарских трудящихся. Во многих песнях болгарский народ высказывал готовность постоять за свободу, как русские братья.
Таковы были предпосылки и первые шаги болгарского социалистического музыкального искусства, в силу исторических условий ограниченного в тот ранний период песенными жанрами. В дальнейшем шло энергичное завоевание все более сложных форм и жанров в русле молодого, но быстро крепнущего композиторского профессионализма. В этом процессе нашли свое место и лучшие из упомянутых песен — от гайдуцких и «возрожденческих» до пролетарских. Они служили и служат поныне источником образных и интонационных «ресурсов» для композиторов, обращающихся к темам гражданственного, героического и социалистического содержания.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Истоки социально-направленного, революционного по своему общественному значению изобразительного искусства возникли еще в лоне религиозного творчества, в пору затянувшегося средневековья, когда Болгария переживала тяжелые годы османского ига. Уже тогда наряду с изображениями традиционных «святых» на фресках и иконах возникали образы новых «местных святых». Это были люди, которые, вступив в неравную и тяжелую борьбу с поработителями, отдавали жизнь за свободу. В различных районах страны в конце XVIII — начале XIX в. появляются такие, например, «святые», как Георгий Новый, софийский, заживо сожженный в церкви св. Софии, Лазарь из села Дебелдел, габровский иеромонах Онуфрий, софийский сапожник Николай, мученически погибший в борьбе, и ряд других.
В церковной живописи появляются попытки отразить исторические события, связанные с борьбой народа. С конца 50-х годов XIX в., когда начинается новая мощная волна освободительной борьбы, и вплоть до Освобождения на общественную арену выходит новый герой — революционер, активный борец против иноземного ига. Таким образом, переход от художественной культуры средневековья к искусству нового времени в Болгарии происходит в тесной связи с подъемом народно-освободительной борьбы. Напряженная общественная атмосфера в последние десятилетия перед Освобождением содействовала тому, что в самих своих
истоках светское изобразительное искусство обрело место в общей революционно-освободительной борьбе и получило социально-направленные импульсы. Взятое в те годы направление развития художественной культуры в сторону гражданственности привело впоследствии, в условиях буржуазно-монархического государства, к укреплению ее социальных позиций, к ее революционизации. Эпоха болгарского Возрождения нашла отражение в архитектуре, живописи, графике и прикладном искусстве. Значительное оживление гражданского строительства в городах и крупных селах, вызванное развитием торговли и ремесленничества, предоставило широкое поле деятельности художникам, резчикам по дереву, кузнецам, гончарам, ковровщицам и другим мастерам. В этот период складываются самобытные художественные школы в Банске, Трявне, Самокове и др. Школа в Самокове выдвинула ряд выдающихся мастеров живописи, которым суждено было возглавить начало светского изобразительного искусства, проложить рубеж между религиозной живописью, сохранявшей средневековые эстетические идеалы, и новым, демократическим искусством, органично связанным с народными истоками.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.