Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Болгария. Часть 9-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Демократизм творчества таких композиторов, как А. Букорештлиев, Д. Христов, Г. Атанасов, сказался в актуальном для того времени утверждении моральных ценностей народа, любовном изображении родины, ее патриархального уклада, душевного облика простого болгарина.
Это проявилось в хоровой лирике Букорештлиева и Христова, вошедшей в золотой фонд болгарской музыки, в лирико-бытовых операх Атанасова.
Лучшие из них — «Гергана» (1916), «Заброшенная мельница» и «Цвета» (начало 20-х гг.) на сюжеты, почерпнутые из прошлого страны, ее легенд, крестьянского быта,— раскрывают силу и свежесть чувств крестьян, рисуют картины народных обычаев и празднеств.
Атанасову принадлежит и пролетарская революционнная песня — мелодически яркий, эмоционально-приподнятый «Молодежный марщ» (слова С. Румянцева).
В музыке Добри Христова, ученика А. Дворжака по Пражской консерватории, складывается ставшая затем традиционной для болгарского искусства линия героико-патриотическая.
Ей посвящены многие песни двух его хоровых сборников — «Балканские песни» (1913) и «Неделимому родному краю» (1917), появившихся как отклик на недавно прогремевшие войны — Балканскую и первую мировую.
Здесь целый ряд песен-маршей, близких массовой песне; в первом сборнике — «Поклон тебе, родина», «Навстречу цодвигам и славе», «Осажденный Одрин», и особенно воинственный суровый марш «Идем, идем!», ставший позднее, с новыми стихами, песней болгарских партизан-антифашистов «Партизан идет сражаться»; во втором сборнике — «Знаешь ли тот край» и еще некоторые.
Здесь же встречаем и величественные гимны родине, воплощенные средствами самобытной крестьянской мелодики и ставшие народными песнями: «Пирин-гора» в первом сборнике и «Единственный слышен зов» — во втором.
Дань национально-героической образности Христов приносит и оркестровыми сочинениями. В увертюре «Ивайло» (1906) он поднимает актуальную тему крестьянского бунта; правда, замысел раскрыт не до конца убедительно, что объясняется прежде всего отсутствием традиций симфонизма в тогдашней Болгарии, но все же здесь видится первое прозрение в будущее, которое родит множество болгарских симфонических полотен, посвященных освободительной борьбе разных эпох.
Все явственнее звучат у Христова и современные революционные мотивы. Еще в 1902 г. он пишет «Песню народа», текст которой содержит пламенную народную клятву отплатить свинцом тирану, «будь он наш иль чужеземец», за страдания масс, отстоять честь и «милую свободу» на баррикадах, где «храбро сражаются рядом и стар и млад», «умереть, но победить врага»
Эта развернутая, профессионально сделанная композиция для четырехголосного хора выделяется из всей массы революционных песен. Форма здесь — не обычная для песен куплетная, а сложная (синтез двухчастной с куплетно-варьированной, имеется вступление), фактура развитая, с весьма самостоятельными голосами и небольшими соло.
Палитра интонационных и ладовых средств оттеняет детали текста: суровые унисоны и компактные аккорды-возгласы во вступлении, моторная энергичная мелодика в первых, минорных разделах, где речь идет об угнетении, и
-------------------------------
Стихи Храброго (псевдоним поэта-любителя Д. Филова, автора нескольких текстов революционных песен). Опубликована «Песня народа» впервые в издании: Кауфман Н. Песни на българското работническо движение, 1891—1944. София, 1959. Это самая полная и научно документированная антология болгарских революционных песен — от «возрожденческих» до антифашистских. Данное издание, а также книга того же автора «Българската революционна песен» (София, 1965) служат важным источником сведений о революционной песне Болгарии.
-------------------------------
песенная кантилена в просветленном одноименном мажоре — в заключительных, где выражены вера в будущее и призыв к борьбе. Позже Христов обрабатывает «возрожденческую» песню «Хаджи Димитр», сочиняет марш на стихи социалистического содержания «Красное знамя».
Многие обретшие популярность композиторские сочинения не революционного, а общедемократического характера, вселяющие бодрость и веру в будущее, были взяты на вооружение пролетариатом, социалистической пропагандой.
Широко звучали на митингах и собраниях, на проводимых партийными ячейками утренниках и вечерах для рабочих, укоренились в репертуаре рабочих хоров «Гимн Кириллу и Мефодию» П. Пипкова, песни и марши Морфова, «Студенческий марш» Христова, его же гимн Союза народных хоров, в котором позднее слова «Родная песня нас навеки породнила» были заменены на «Коммунизм нас породнил навеки», вышеназванные песпи Манолова.
Таким образом, ведущие болгарские композиторы «первого поколения» не только закладывают основы демократического национального искусства, но и оказываются так или иначе творчески причастными к делу революционного пролетариата, внеся свою лепту в его песенную сокровищницу.
Пути возникновения и распространения пролетарских песен в Болгарии в общем те же, что и в других странах Восточной Европы. Первоначально становились известными (в оригинале, а затем и в переводе на болгарский) инонациональные песни — русские, немецкие, французские, польские.
Это были «Интернационал» и «Марсельеза», «Варшавянка» и «Смело, товарищи, в ногу», «Марш социалистов» и «Красное знамя» и многие другие. Одновременно на старые знакомые мелодии распеваются новые стихи социалистического содержания, а затем рождаются собственно пролетарские песни со специально сочиненными текстами и напевами.
Такова приблизительная схема широкого процесса, в котором участвовала демократическая интеллигенция, деятели социал-демократии, музыканты — руководители местных хоров, учителя пения, композиторы.
Лидеры социал-демократии, сознавая, насколько велик пропагандистский потенциал революционной песни, посвящали ее созданию и распространению немало внимания. Особо значителен здесь вклад Г. Бакалова и Г. Киркова. Бакалов переводит многие русские революционные песни и первым в Болгарии выпускает сборники революционных стихов и песенных текстов.
В первый
-----------------------------
«Интернационал» прозвучал впервые в Болгарии в 1897 г., его пели сначала по-французски, потом по-русски; в 1919 г. по заданию партии Л. Дюгмеджиев перевел «Интернационал» на болгарский язык (см. сообщение Б. Игнатова в болгарском еженедельнике «Антени» от 12 апреля 1974 г.).
-----------------------------
из них — «Песни революционера» (Ямбол, 1805) вошли 26 текстов. Это болгарские революционные стихотворения (в том числе и собственное бакаловское, ставшее затем любимой песней борцов,— «Крестьянин, довольно рабства!» с призывом к союзу крестьян и рабочих), а также переводы («Замучен тяжелой неволей» под названием «Последнее прости» и с посвящением Н. Г. Чернышевскому, польское «Красное знамя»).
В предисловии составитель писал: «Освобождение человечества от вериг капитализма — цель социализма. Сознательная организация и борьба рабочего класса — средства. Помочь его пробуждению — такова цель этого сборника. Посвящаю его от всего сердца рабочим. Да живет их светлое дело освобождения!... Ныне — стих, завтра меч».
В том же году в Сливене Бакалов выпускает аналогичный сборник «Да здравствует социализм!», а в 1901 г. в Варне — «Лучи поэзии», сборник стихов гражданского и социально-критического содержания (в том числе — поэтов болгарского Возрождения). Девять стихотворений уже тогда были популярными в стране революционными песнями.
Посвятив сборник рабочему классу, составитель в предисловии выражает пожелание, чтобы публикуемые стихи будили в массах «благородный гнев против вековой несправедливости..., вселяли веру и мужество в сердца борцов за всемирное счастье».
В том же году и в той же Варне вышел бакаловский «Сборник рабочих песен», включивший 16 текстов известных в пролетарской среде песен, от «возрожденческих» до социалистических.
И наконец, в 1902 г. там же этот неутомимый «пропагандист средствами песни» выпускает еще один сборник — «К свободе», по жанру и идейной направленности продолживший линию, начатую «Лучами поэзии».
Неоценим вклад этих изданий в развитие свободолюбивой революционной песни в Болгарии. Бакалов нередко, особенно в молодые годы, сам разучивал эти песни с рабочими.
Именно он познакомил в 90-е годы прогрессивную общественность города Сливена с русскими революционными песнями.
Кирков, как упоминалось, в 90-е годы организовал в Казанлыке хор рабочей молодежи. Будучи любителем музыки, он разучил с этим хором песни революционного пролетариатаи. Киркову принадлежат первый болгарский перевод знаменитого немецкого «Марша социалистов», помещенный в сборниках Бакалова, тексты песен «На борьбу» и «Рабочие, работницы», получивших широкое хождение во множестве музыкальных версий, а главное, тексты двух национальных гимнов болгарского рабочего движения — «Рабочего марша» и «Дружной песни».
Оба эти стихотворения, мобилизующие, полные вольнолюбивого пафоса («Да рухнет рабство и вовек свободен будет человек!» — поется в «Рабочем марше»), провозгласившие главу труду («Дружная песнь»), будучи опубликованы (1898 и 1899, рабочее издание «Червонен календар»), зазвучали как революционные песни, во множестве мелодических вариантов.
О «Рабочем марше» уже шла речь. «Дружная песнь» распространилась по всей стране после того, как в 1900 г. 17-летний социалист, руководивший рабочим хором в Кюстендиле, Георгий Горанов положил ее на музыку четырехголосного хора.
Талантливый музыкант-любитель, автор ряда сочинений, рано погибший от туберкулеза, этот «болгарский Руже де Лилль» (В. Крыстев) — весьма типичная для эпохи фигура.
Его «Дружная песнь», развернутая трехчаст-ная композиция с кодой, с разнообразной хоровой фактурой, для массового пения оказалась, однако, сложна. В практике удержалась только наиболее мелодически яркая, широкого дыхания тема ее первой части. Песня эта неизменно пелась на рабочих манифестациях, празднествах, во время стачек, а затем в тюрьмах политзаключенными. Перешагнув границы, она стала интернациональной.
В создании и распространении революционных песен была велика роль рабочих хоровых коллективов и их руководителей, музыкантов-профессионалов и любителей. В 1890—1900-е гг. такие хоры существовали почти в каждом городе. Нередко уровень их был довольно высок, что не в последнюю очередь обусловлено общим серьезным, развитием хорового искусства в стране (более всего в школах и читалищах).
Рабочие хоры пользовались вниманием и поддержкой комитетов социал-демократической партии, которые стремились придать их деятельности социалистическую направленность.
Хоры выступали на вечерах и утренниках для рабочих, участвовали в представлениях рабочих театральных трупп; «живые картины» никогда не обходились без музыки и пения. Подчас хору аккомпанировал инструментальный ансамбль.
В их репертуаре с течением времени все большее место занимает революционная пролетарская песня, часто рожденная или адаптированная в недрах хора, для его нужд, под пером его руководителя.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +