Качественно иной и очень значительный вклад в революционную художественную традицию внесен эпохой болгарского Возрождения. На основе творчества выдающихся деятелей этой эпохи, революционеров-демократов — Д. Чинтулова, П. Р. Славейкова, Л. Каравелова, X. Ботева — вырос новый, специфический для Болгарии жанр, получивший название «возрожденческой песни». Продолжив традиции юнацкого и гайдуцкого фольклора, эти песни сконцентрировали в себе все революционные и патриотические устремления нации в период высшего подъема борьбы за независимость.
Революционная поэзия обусловила боевой пафос и гражданственность песен Возрождения. Их главные идейно-образные аспекты — гневный протест против иноземных и местных угнетателей, осуждение социальных пороков общества, призыв к сопротивлению, прославление борцов за свободу родины. В отличие от юнацких и гайдуцких песен «возрожденческие» — продукт городского быта. В них новая, по сравнению с традиционным фольклором, поэтическая структура «городского» типа, с тоническим стихосложением, рифмой. Вместе с тем поэты, о которых идет речь, опирались на народную поэзию и песню. Среди ранних песен Возрождения наибольшей убеждающей силой отличались «чинтуловы песни». Бунтарские стихи Добри Чинтулова еще с 40—50-х годов прошлого века публиковались в сборниках, тут же перекладывались на мелодии романсов, песен, маршей (нередко русских и украинских) и получали массовое распространение. Поныне любимы в болгарском народе его мужественная и подъемная «Восстань, восстань, юнак балканский», патетическая «Где ты, верная любовь народная», лирическая песнь о родине «Болгария, милая мать», суровый боевой гимн «Ветер воет, Балкан стонет» с призывом: «Пришло время, вставайте, просыпайтесь! Долой рабство и тиранию, все к оружию!»
Высокий накал патриотических чувств и сила протеста обеспечили всенародную популярность, песням на стихи Л. Каравелова «Прекрасен ты, мой лес», «Не рождай меня, мать», «Собирайтесь, девушки, невесты»; его сатирическая «Чорбаджия и хыш» вошла в русло социально-критических песен Возрождения. В приподнято-романтическом строе каравеловской поэзии органичны лозунговые моменты — например, в гордой, вольнолюбивой песне «Свобода, а не экзарх!» (экзарх — глава Синода болгарской церкви).
О музыке эпохи болгарского Возрождения и об этих песнях см.: Петров Стоян. Музыкальная культура в период национально-освободительного движения в Болгарии (1856—1876).— Сборник статей болгарских музыковедов. М., 1962.
В нескольких «возрожденческих» песнях распеты стихи выдающегося писателя и поэта Ивана Вазова; его «Песнь панагюрских повстанцев», призывавшая «смять врагов», доказать им «смело и дружно, что мы уже не покорные рабы», стала подлинным гимном народного восстания перед Освобождением 1878 г. и в дальнейшем неизменно воодушевляла народ.
Ценная часть освободительных песен болгарского Возрождения рождена поэзией Христо Ботева. Все его 20 стихотворений, овеянные мятежным духом и романтикой борьбы, едва возникнув, перекладывались на музыку. Среди них — героико-патриотические: «Борьба», «Казнь Басила Левского», «На прощанье» («Не плачь, мать, не кручинься, что стал я гайдуком, бунтовщиком»); социально-обличительные: клеймящая церковников «Моя молитва», «В корчме» с ее гневными строками «Грабят подлый чорбаджия, хитрый вор — торговец жадный, поп, зовущий к литургии». Необычайно сильное воздействие оказывала на массы песня «Жив он, жив» по балладе «Хаджи Димитр», воспевшая бессмертие героя, который «в грозной битве пал за свободу». «Двадцать его песен,— писал видный болгарский марксист Г. Бакалов,— стали программой для поколений молодых интеллигентов после освобождения, они воодушевляли и крепили ряды первых социалистов Болгарии».
Напевы большинства «возрожденческих» песен — городского происхождения: они сочинялись анонимными авторами, а чаще всего подбирались к тому или иному стихотворению из разных источников, питавших городской музыкальный быт. Нередко использовались мелодии акклиматизировавшихся в Болгарии инонациональных песен и маршей, арий из опер и оперетт. Часто музыка оказывалась по художественному уровню ниже стихов, однако черты городской песенности — лапидарность и четкость интонационно-ритмического рисунка, квадратность структуры, простота формы — делали эти песни пригодными для массового, коллективного исполнения (в противовес сельским напевам, нередко сложным и прихотливым).
Большой музыкально-поэтической целостности достигают революционные песни болгарского Возрождения в тех довольно частых случаях, когда используется напев маршевого склада с энергичной, волевой мелодикой и упругой ритмикой. Сельский фольклор Болгарии не знал маршей; они пришли в страну с первыми духовыми оркестрами в эпоху болгарского Возрождения. В условиях роста освободительной борьбы и повстанческого движения жанр этот как нельзя лучше вьшолнял «социальный заказ» эпохи, потому и получил колоссальное распространение. Среди лучших песен Возрождения много маршей («Песнь панагюрских повстанцев», «Ветер воет, Балкан стонет», «Не ищем богатства» и др.). Симптоматично, что из множества мелодических вариантов, на которые распевалась баллада «Жив он, жив», подлинно всенародной песней стала та, в которой к пламенным стихам счастливо подобралась запоминающаяся динамичная мелодия маршевого склада.
Случалось, что старые романсовые или плясовые напевы, будучи соединены с революционными текстами и превращаясь в боевые песни, переакцентировывались в чеканные маршевые ритмы. Такую трансформацию пережили, например, некоторые русские мелодии: лирическая песня «Не слышно шуму городского», ставшая героическим маршем «Восстань, восстань, юнак балканский», хороводная «Во поле береза стояла», на основе которой возникло несколько маршевых песен («Грозная битва смолкает», «Кровь юнаков больше не льется»).
Некоторые из песен болгарского Возрождения (особенно на стихи Каравелова) по музыкальному облику ближе к сельскому фольклору; напев «Не рождай меня, мать» выдержан в жанре народного танца «рученица», «Собирайтесь, девицы, невесты» использует мелодию старой хороводной песни в одном из своих вариантов и близка к протяжной лирической — в другом. Среди нескольких мелодических версий песни «Свобода, а не экзарх» одни ближе исконному фольклору, другие — маршу. Все эти песни были одинаково любимы и в городе, и на селе. В ряде «возрожденческих» песен черты городского и сельского фольклора сливаются: в популярнейшей «Пушечка грянула», по верному наблюдению В. Крыстева, в присущую городским песням четкую квадратную структуру и куплетную форму «уложен» напев традиционного прихотливого рисунка с асимметричной метроритмикой.
Таким образом, с песнями Возрождения в традицию революционного искусства Болгарии входит не только крупный пласт новых идей и образов, по и новый для этой традиции «интонационный словарь», опирающийся на городскую демократическую кулыуру. Его слияние со стилистикой сельского фольклора образует тот сплав, на основе которого складывается затем творчество первых болгарских композиторов-профессионалов.
«Возрожденческие» песни сыграли действенную роль не только в эпоху Освобождения от османского ига, когда они возникли, но и на всех этапах освободительной борьбы, являясь средством политической агитации и оказывая мобилизующее действие на широкие слои народа. Недаром эти песни подвергались запретам властей, а за их пение и публикацию грозил арест.
По содержанию, музыкальной стилистике и социальной функции «возрожденческие» песни непосредственно предшествовали в Болгарии пролетарскому, социалистическому искусству, а затем стали и органической составной его частью. На первых порах развития социалистического движения, когда пролетарская песня в стране еще только зарождалась, песни Возрождения выполняли ее роль; но и позднее они охотно распевались на рабочих сходках и демонстрациях, широко входили в репертуар рабочих хоров. Они жили в тюрьмах среди политзаключенных, в партизанских соединениях во время второй мировой войны. Приговоренные к смерти антифашисты, коммунисты шли на казнь с песней «Жив он, жив».
На рубеже XIX—XX вв. зарождается творчество первых болгарских композиторов-профессионалов Э. Манолова, А. Букорештлиева, П. Пипкова, А. Морфова, Г. Атанасова и наиболее крупного представителя этой плеяды Д. Христова. Оно выросло на базе развитого любительского музицирования и было представлено прежде всего жанрами, доступными этому исполнительству и для него предназначенными (хоровая песня и «венок песен» на собственные или народные темы, фортепианные миниатюры, а также марши для духовых оркестров). В сфере более крупных форм делаются только первые шаги. Находясь в тесном контакте с широкими городскими кругами (все названные композиторы работали либо капельмейстерами хоров и духовых оркестров, либо учителями музыки), приняв эстафету передовых принципов от деятелей болгарского Возрождения, пионеры композиторской школы способствовали укреплению национального самосознания болгар. Они сочувствовали народу и высоко ценили его духовные сокровища, исповедовали идею просветительской миссии искусства и его призвания служить родине; у них находили отклик и идеи социального протеста. Источником образности и стилистики для них служили болгарский фольклор и музыка городского быта. По всей своей демократической направленности эти композиторы выступают предшественниками социалистического искусства, которое пробивает себе русло позже, в 20—30-е годы. А некоторыми произведениями «прорываются» непосредственно в это русло еще в рассматриваемый период. Э. Манолов создал множество известных в стране хоровых песен, маршей и обработок фольклора: «Учительский марш», «Приди, браток», «Вперед, жизнь — это сраженье» — вошли в репертуар рабочих хоров. Манолову принадлежит попытка создать первую болгарскую оперу: его «Нищая» (1900 г., не закончена) на сюжет баллады Вазова примечательна отчетливой социальной окраской. Будучи дирижером любительского хора и духового оркестра в Казанлыке, композитор близко соприкоснулся с социалистической организацией города, возглавляемой видным впоследствии революционером-марксистом Г. Кирковым, и принял участие в деятельности руководимого Кирковым рабочего хора. Для этого хора Манолов в 1899 г. написал (и сам же разучил с ним) свой «Рабочий марш».
Песня оказалась настолько яркой, что сразу вытеснила все прежние мелодические варианты, на которые были распеты эти стихи Киркова, и стала национальным пролетарским гимном. От музыки «Марша», с ее энергичной пунктирной ритмикой, волевым квартовым затактом, широко развернутой мелодией «крупного штриха», веет ощущением силы и мужества.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.