Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Болгария. Часть 7-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Неразвитость революционного социалистического движения, отсутствие опыта классовых битв, организованных революционных выступлений пролетариата (рабочий класс по существу еще только формировался в Болгарии) сказались на судьбе рабочего театра того времени.
В рабочих пьесах пролетарий изображен прежде всего как угнетенный и страдающий, а не как представитель класса, способного на активное сопротивление.
Новый общественный идеал имел еще весьма туманные очертания и рисовался как некая абстрактная мечта о справедливом социальном устройстве, которое связывалось с социализмом.
Можно согласиться с мнением Н. Инджевой, что содержание этих пьес «выражает скорее спонтанный протест народа против окружающей его действительности, с примесью слезливого сострадания к себе и абстрактного бунтарства», что оно «не раскрывает глубину классовых противоречий и почти лишено активного, действенного вмешательства в жизнь».
Ценность этих произведений заключалась в том, что именно в них утвердились новые герои, новые идеи. Именно в них происходило накопление тех элементов и черт, которые позже привели к формированию социалистической драматургии.
На первоначальном этапе становления рабочих театров пролетарская драматургия, создававшаяся, как правило, непрофессионалами, была связана с конкретными политическими задачами партии тесняков.
Она должна была служить целям просвещения и образования рабочих, повышения их политической сознательности. Этим целям служили и пьесы, переведенные с других языков (немецкого, венгерского, русского, чешского, польского).
С большим успехом ставились все три одноактные пьесы первого профессионального драматурга германской социал-демократии Эрнста Пречанга: «Его юбилей», «Дочери труда» и «Блудный сын», а также «Дочь прокурора» редактора социал-демократического журнала Макса Кегеля. Эти пьесы ценились рабочими театрами главным образом за постановку актуальных общественно-политических вопросов, за новых героев, взятых из современной жизни.
Переводные пьесы печатались в издаваемых Георгием Бакало-вым сериях популярных брошюр и сборников, пропагандировавших идеи социализма («Библиотека научного социализма», «Народное чтение» и др.).
Одной из типичных пьес, рекомендованных для постановки в рабочих театрах при партийных клубах, была драма польского автора Я. Казакевича «Шахтеры», напечатанная в библиотеке «Народное чтение» (1900, № 9).
Пьеса рассказывает о забастовке. Ее отличает идейная ясность и четкость композиционного построения. Итог пьесы: рабочие побеждены, но дух их не сломлен. Нужна крепкая организация, которая бы просвещала, воспитывала и руководила рабочей массой.
Небезынтересна реакция того же зрителя на постановку «Ткачей» Гауптмана. Пьеса не случайно была очень популярна в рабочих театрах Болгарии.
В политической атмосфере тех лет рабочие восприняли картины страшной нищеты, нужды и страданий ее героев не только как безрадостную аналогию собственной жизни, но и как призыв к борьбе, к изменению уродливых общественных отношений. Журнал «Ново време» и здесь стремился помочь своим читателям разобраться в глубинной сути произведения.
Димитр Благоев опубликовал перевод статьи лидера французских социалистов Жана Жореса «Социальный театр», где говорится «о театре как средстве социальной борьбы, как средстве ускорения разложения буржуазного общества и подготовки развития нового общества».
Оценивая пьесу Гауптмана, Жорес подчеркивал, что «есть произведения, которые не содержат явно выраженного революционного заключения, но в сегодняшней атмосфере, проникнутой духом революционного социализма, объективно подводят, возможно помимо воли своих авторов, к революционным выводам».
Именно такое политическое звучание приобретала пьеса «Ткачи» на рабочих сценах Болгарии.
Наиболее сильное влияние в первое десятилетие XX столетия оказала на развитие рабочего театра, а в известном смысле и профессионального театра Болгарии драматургия Максима Горького.
В этот период ставятся его пьесы «На дне», «Мещане», «Враги», «Дети солнца», «Дачники» — почти сразу же вслед за их постановками в России.
Триумфальное шествие пьес Горького по сценам рабочих театров началось с лета 1903 г., когда передвижной театр под руководством Матея Икономова поставил «На дне» (через шесть месяцев после ее появления в МХТе).
В Болгарии в то время не было почти ни одного писателя, который бы не испытал на своем творчестве благотворное влияние Горького. Это влияние ощутимо в двух направлениях.
Критик-марксист Георгий Бакалов отмечает, что на передовые слои мелкобуржуазной интеллигенции Горький влияет как «освежающая струя», помогая им «вырваться из удушливой атмосферы мещанства и почувствовать себя на свободном просторе... вступить на новые общественные рельсы».
Прогрессивно настроенная интеллигенция и рабочие увидели в Горьком художника-новатора, впервые почувствовавшего величие наступающих событий и впервые изобразившего сознательных борцов за пролетарскую революцию.
Огромный успех выпал на долю спектакля «На дне» в постановке «Современного театра» («Съвременен театър»), гастролировавшего в Софии летом 1903 г. Каждое представление сопровождалось бурными манифестациями болгарской молодежи. Очевидец, известный профсоюзный деятель Йордан Милев, пишет об этом спектакле как о «небывалом событии».
Современники рассматривали восторженный прием демократическими зрителями спектакля «На дне» как «выражение бунта народа против личного режима царя Фердинанда и его кукольного правительства. Это была настоящая политическая демонстрация против правительства».
Вслед за пьесой «На дне» в репертуар профессиональных и рабочих любительских театров вошла пьеса «Мещане». В 1908 г. были поставлены «Дети солнца», а в следующем году любительская труппа при социалистической организации города Плевен дала первое в мире представление «Последних» — пьесы, запрещенной русской царской цензурой. Перевод ее сделала жена Георгия Бакалова, его сопровождала статья Плеханова о Горьком.
Болгарам принадлежит пальма первенства и в воплощении на мировой сцене романа «Мать» (в переводе Г. Бакалова). В 1914г. появилась первая в мире инсценировка романа, сделанная учителем Петыром Свраковым, членом партии «тесняков», в том же году с успехом поставленная на сцене рабочего театра в городе Кюстендиле.
Роль Павла Власова исполнял рабочий-социалист Станке Димитров-Марек, ставший впоследствии ближайшим сподвижником и соратником Георгия Димитрова. Это был талантливый агитатор и партийный организатор, крупный общественный и политический деятель.
В накаленной атмосфере кануна первой мировой войны спектакль имел большой резонанс. «Реплики и речи Павла Власова звучали в устах Станке как пламенные призывы к свободе, равенству и социальной справедливости». Болгарский трудовой зритель видел на сцене героев, дотоле еще неизвестных театру.
Это были уже не придавленные нуждой и страданием, угнетённые и приниженные труженики, а гордые люди, сознательные борцы, последовательные революционеры, беззаветно верящие в победу своего справедливого дела. Идеи социализма обрели конкретную художественную форму, воплотились в яркие индивидуальные образы.
В постановке пьес Горького справедливо усматривают зачатки качественно нового, социалистического искусства в театре Болгарии. И то, что к горьковским пьесам обращались профессиональные театры, делало их союзниками социалистического искусства на том этапе.
Таким образом, первые два десятилетия XX в. характеризуются, с одной стороны, усилением демократической направленности профессионального театра, что привело к созданию Союза болгарских артистов во главе с Г. Димитровым (1919). С другой стороны — последовательным накоплением опыта рабочими театрами при партийных клубах и организациях.
Рабочие театральные коллективы выполняли функции своего рода партийного просвещения. Однако жизнь настоятельно выдвигала требования нового содержания и новых форм искусства. Агитационно-поучительный характер пьес рабочих театров, просто рассказ о бедственном положении трудящихся и сочувствие к их страданиям были уже недостаточны.
И к концу первой мировой войны, в период резкого обострения классовой борьбы и открытых столкновений пролетариата с буржуазией рабочий театр с его социальным репертуаром оказался недостаточно революционным, недостаточно активным в общественно-политической жизни. Должно было появиться искусство качественно новое, революционно-действенное.
Рабочие театры явились как бы первой ячейкой на пути становления искусства социалистического реализма. Они подготовили почву для истинно революционных театров в Болгарии в 30-е годы.

МУЗЫКА

Социалистическое искусство Болгарии унаследовало богатую революционную традицию. Многовековое освободительное движение в порабощенной стране, слившее неразрывно борьбу за национальную независимость с активными социально-критическими тенденциями, вспоило живительными соками литературу, поэзию, живопись, музыку.
Первый по времени пласт болгарского революционного музыкального искусства составили народные песни — героико-эпические «юнацкие» (богатырские) и гайдуцкие песни протеста.
Освободительный пафос текстов и яркое своеобразие напевов определили жизнестойкость этих песен, особенно гайдуцких, которые продолжали бытовать в годы рабочего движения, получили многообразное претворение в творчестве композиторов-профессионалов при воплощении народно-героической, эпической тематики.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +