В то же время следует отметить, что «между рабочей самодеятельностью и профессиональным театром Болгарии никогда не было догматически закрепленной грани; на практике эта грань была всегда подвижна, относительна, переменчива. Связь между профессиональным театром и любительскими рабочими театрами поистине примечательна. Профессиональный театр Болгарии вырос по существу из рабочей самодеятельности. Ибо ядро первой профессиональной труппы, созданной в 1883 г., составили актеры-любители из театрального коллектива при Рабочем товариществе печатников в Пловдиве. Среди его участников, большей частью типографских рабочих и служащих издательства, были будущие известные артисты Иван Попов, Борис Пожаров, Никола Краварев и др.
Большинство актеров были выходцами из народной среды, с которой они оставались тесно связанными. Органичная потребность в духовном общении с народом накладывала отпечаток на все их творчество, придавала ему глубоко демократический характер. Лучшие актеры этого поколения сохраняли свободолюбивый дух апостолов культуры болгарского Возрождения. Демократические традиции той эпохи были очень сильны. Поэтому актеры государственного театра болезненно переживали упрочение буржуазных отношений в стране: они остро ощущали зависимость театральной политики от прихода к власти каждой новой партии, которая могла использовать театр для своих политических целей и коммерческих комбинаций.
В знак протеста против казенной обстановки и существования на положении чиновников они не раз уходили из театра, создавая независимые творческие коллективы. Впервые это случилось в 1905 г., когда группа талантливых артистов во главе с воспитанниками русских театральных школ Христо Ганчевым, Атанасом Кирчевым, Адрианой Будевской и Крыстю Сарафовым организовала «Свободный театр» на коллегиальных началах.
И хотя этот театр просуществовал всего одиннадцать месяцев, сам факт его деятельности продемонстрировал способность актеров к действенному сопротивлению официальной политике и к защите принципов идейного и демократического искусства. Правда, социалистическое движение эти актеры воспринимали «сквозь призму романтической мечты, которую они воплощали на сцене на базе своего прогрессивного понимания искусства и жизни», как заметил Пенчо Пенев. Сила их сценического искусства была в правдивом, реалистическом показе жизни народа, в сострадании и гневе, в умении придать общественное звучание своим образам. Именно эти черты сближали их искусство с формировавшимся рабочим театром. И не случайно многие прогрессивные актеры принимали непосредственное участие в его деятельности.
В рабочем театре «Борба» участвовали видные профессиональные актеры Т. Стойчева, В. Тенев, П. Димитров, Б. Донева, М. Манчева, а Б. Пожаров и Н. Штырбанов выступали и в качестве режиссеров. Активную помощь софийскому рабочему театру оказывал Стефан Киров. В варненской рабочей труппе при партийной организации тесняков работали актеры В. Трандафилов и М. Богданов. Некоторые из этих актеров и начинали путь на сцене рабочих партийных театров, что оказало несомненное воздействие на их мировоззрение и отношение к своему труду. Многие крупные актеры выступали на партийных вечерах и утренниках для рабочих.
Это обстоятельство создавало благоприятные условия и для укрепления рабочего театра, и для демократического развития профессионального театра в Болгарии. Рожденный в народе в эпоху национально-освободительной борьбы, театр на заре своего существования выполнял функции просвещения и революционной пропаганды. В новое время, после Освобождения, передовые деятели культуры продолжали рассматривать его как «большую школу, доступную всем сословиям, возрастам и умам». Это одна из специфических черт болгарского театра.
На рубеже веков в болгарской драматургии определились две основные линии. Одна была связана с изображением событий национально-освободительной борьбы и наследовала ботевские традиции геройко-романтического плана. Другая, сложившаяся в условиях капитализирующейся Болгарии, характеризовалась преобладанием социально-обличительных тенденций. Но их объединяла связь драматургов с жизнью, с запросами времени, беспокойство за народную судьбу.
Театр и драматургия Болгарии развиваются ускоренными темпами. Переход от наивно романтических драм театра национального Возрождения к критическому реализму Ивана Вазова произошел весьма быстро, чему способствовала интенсивная социальная жизнь страны после Освобождения. А в социально-психологических пьесах Пейо Яворова («У подножия Витоши», 1911; «Когда гром ударит», 1912) впервые слышатся отзвуки социалистических идей.
Художественное творчество критических реалистов приобретает в эти годы сильно выраженную социально-обличительную направленность. Связав свое искусство с жизнью народа, они впервые обнажили в своих произведениях противоречия буржуазного общества, раскрыли растущую пропасть между богатством и нищетой. Гуманизмом, сочувствием трудной доле народа, неприятием и критикой буржуазной действительности их творчество причастно историческому процессу зарождения социалистического искусства в Болгарии.
Демократизм писателей, принимавших участие в развитии молодого национального театра, связь многих из них на разных этапах их творчества с социалистическими идеями, а также утверждение пролетарской идеологии и пролетарской литературы ограничили распространение модернистских течений в искусстве, появившихся в Болгарии в конце 90-х годов прошлого столетия. Правда, часть талантливых художников переживала глубокий идейный кризис. Одни испытывали растерянность, внутреннее смятение. Другие поддались шовинистической буржуазной пропаганде и оказались в плену националистических идей.
Болгарская рабочая социал-демократическая партия в первые же годы своего формирования уделяет серьезное внимание вопросам развития национальной литературы и театра. В этой связи небезынтересна редакционная статья в партийном журнале «Ново време» о деятельности единственного государственного театра в стране — «Слеза и смех» в Софии, затрагивающая широкий круг вопросов, касающихся репертуара труппы, творческих кадров, их подготовки и культуры, организационной структуры театра и т. п. Прежде всего отмечается «отсутствие правильного руководства труппой», в дела которой самовольно вмешиваются представители каждой приходящей к власти буржуазной партии и чиновники. Редакция журнала требует, чтобы театральный комитет труппы и ее руководство были представлены художниками, которых волнуют судьбы национального искусства.
Статья оказала несомненное воздействие на работу столйчёогО театра «Слеза и смех». Не случайно уже в первые годы нового века заметно улучшается его репертуар, а период с 1907 г. до начала первой мировой войны рассматривается в истории театра как период расцвета этой труппы.
Традиции эпохи национально-освободительного движения, идеи революционно-демократические на рубеже веков как бы накладываются на идеи нового, рождающегося класса, идеи социалистические, и этот процесс плодотворно отражается на всем дальнейшем развитии культуры Болгарии.
Особенно ярко он проявился в деятельности рабочих театров при местных партийных организациях. Именно они в годы Балканских войн и первой мировой войны продолжили лучшие демократические традиции болгарского театра.
Партийная печать с одинаковым вниманием относилась к профессиональным и рабочим театрам. Она горячо поддерживала рабочие театральные коллективы при партийных организациях, «видя в них новое явление и считая, что они не только участвуют в освободительной борьбе, но и оказывают серьезное влияние на профессиональные театры».
В эти годы появилось значительное число социальных пьес профессиональных авторов, выходцев из демократической интеллигенции. Они отличались резко критическими настроениями по отношению к существующему миропорядку. Гневно разоблачая общественные пороки, они не утрачивали своего доброжелательного отношения ко всему болгарскому, национальному. Однако порою острая критика и обвинение сглаживались верою в возможность исправить общество, вернуть утраченную гармонию в жизни человека. (Такими были, например, пьесы лидера партии «широких социалистов» П. Джидрова.) В этих пьесах отразились социальные сдвиги в обществе начала нашего века, процесс его расслоения на общественные классы и группы, рост социальных противоречий. Ставились они главным образом на сценах рабочих театров, существовавших при партийных организациях «широких социалистов».
Спектакли рабочих театров «тесных социалистов» отличались более острой постановкой вопросов. Они выводили на сцену новых героев, преимущественно из низших слоев населения (в то время как «социальные» пьесы в основном разоблачали господствующие классы общества). Правда, они ограничивались лишь описанием тяжкой доли и страданий трудящихся, показывали их жертвами угнетения и нищеты. Измученный нуждой и терпящий всяческие несправедливости пролетарий вызывал естественное сочувствие и сострадание зрителей. В этом и видели свою задачу авторы пьес. Такой была, например, драма Ст. Мавродиева «Старый надзиратель» (1912), в которой рассказывается о крупной стачке железнодорожных рабочих в 1906 г. Тема забастовки вызвала к жизни и ряд других рабочих пьес.
Пьесы рабочих театров первых двух десятилетий XX в. в известном смысле близки к критическому реализму. На раннем этапе социалистического искусства, каким является искусство пролетарское, авторы пьес оставались в основном на уровне отрицания и обвинения. Гневное обличение, едкая насмешка составляют пафос их произведений.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.