Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Болгария. Часть 5-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Высказывание газеты «Свобода» очень симптоматично. Тревогу правительственных кругов вызвало прежде всего утверждение неизвестной театральной труппой новых идей.
Небольшие пьесы острой политической направленности на сюжеты жизни простого труженика, или «живые картины», изображающие в условно-символической форме моменты из истории рабочего движения,— таков репертуар молодого коллектива, создававшийся самими его участниками.
Он был восторженно принят народной аудиторией, а правящие силы увидели в нем потенциальную угрозу.
«Расправа полиции с самыми активными членами труппы прекратила ее дальнейшую деятельность. Но начало идейно-политическому театру в Болгарии было положено. И через несколько лет социалистические организации в различных городах страны последовали примеру этой первой рабочей социалистической труппы».
Несмотря на враждебное отношение правящих кругов, вопрос о рабочей театральной самодеятельности вошел в повестку дня работы БРСДП. В конце 90-х годов почти при каждом партийном клубе и профсоюзном рабочем обществе действовали театральные труппы.
На первоначальном этапе они видели свою задачу в том, чтобы выработать новое сознание у вчерашнего землепашца, ставшего сегодня в ряды рабочего класса.
Одновременно предстояло расширить общественный и политический кругозор рабочего. Деятели БРСДП рассматривали рабочий театр не только как часть своей просветительско-пропагандистской работы, но и как средство связи с трудовым народом.
Особенно активизировалась деятельность рабочих театральных коллективов после 1903 г., когда произошел раскол партии и истинно революционные ее члены составили самостоятельную партию тесных социалистов.
На новом этапе социалистического движения рабочей самодеятельности предстояло сыграть немалую роль в подъеме классового самосознания рабочих, приобщить их к идеям партии путем активной пропаганды со сцены идей социализма.
В новую эпоху руководители социалистического и рабочего движения в Болгарии также принимают активное участие в формировании культуры молодого рабочего класса.
Основатель Болгарской социал-демократической рабочей партии Димитр Благоев был создателем первого рабочего театра в Пловдиве в 1898 г. и оставался его непосредственным руководителем вплоть до своего переезда в Софию в 1903 г.
После него театром руководил Басил Коларов — крупный деятель социалистического движения, будущий премьер-министр НРБ (В. Коларов еще в 1895—1897 гг. активно участвовал в организации любительских спектаклей в Пловдиве и сам играл в пьесе «Иванко, убийца Асеня I» Друмева).
Пловдивский Рабочий партийный театр просуществовал до 1923 г., когда его деятельность прекратил фашистский переворот. К сожалению, первые сведения в прессе о работе этого театра встречаются только в 1899 г. (партийная газета «Работнически вестник» от 15 октября) и в 1900 г. (та же газета от 18 февраля).
В первой заметке сообщается о вечере, который открыл Д. Благоев лекцией на тему «Искусство и его значение для рабочего». После официальной части были прочитаны стихи (в частности, «Низвергнутые кумиры» пролетарского поэта Димитра Полянова), выступал рабочий хор, исполнялась юмористическая сценка «В Народном собрании» и в заключение — комедия «Чорбаджия».
Труппа стала настолько популярной, что в нее перешли два актера из профессионального театра (Добри Дундаров и Коста Атанасов). И хотя она была любительской, работа велась регулярно.
Д. Благоев уделял большое внимание репертуару, возглавляя созданную для этой цели при городской партийной организации Комиссию по увеселительным мероприятиям.
«При выборе пьес у него был решающий голос,— рассказывает участник труппы актер Д. Дундаров.— Он внимательно изучал и отбирал пьесы, которые мы ему предлагали.
На нас производило впечатление то, что он их детально анализировал и останавливал свой выбор на наиболее революционно направленных. Не отказывался он и от некоторых комедий, которые могли развеселить рабочих».
В репертуар пловдивского Рабочего театра уже в первые годы его существования, наряду с одноактными пьесами, сочиненными участниками представлений, входили крупные произведения зарубежных и национальных авторов. Социально-направленный репертуар Рабочего театра помогал пловдивским социалистам в политическом воспитании трудового зрителя.
В годы перед Балканскими войнами и особенно после первой мировой войны пловдивский Рабочий театр набирает силы и приобретает огромное влияние. Выступления его становятся неотъемлемой частью рабочих вечеров и утренников.
Обычно перед началом этих культурно-просветительных мероприятий с лекциями и беседами по самым разным общественным, политическим и морально-этическим вопросам выступали видные деятели партии.
Периодическая печать начала нового века пестрит сведениями (к сожалению, в основном информационного характера) о рабочих театральных представлениях, организуемых по всей стране. Трудовой народ устремляется к театру и снова, как в эпоху национального Возрождения, создает своими силами свой театр.
В 1903 г. был основан Рабочий театр в Варне. Во главе его стояла культурно-просветительная комиссия местной организации БРСДП. Она ведала подбором актеров-любителей, репертуаром, оказывала финансовую поддержку. (Шестьдесят процентов дохода от спектаклей шли на содержание труппы, остальные — в фонд комиссии.)
Варненский рабочий театр также ориентировался на произведения социального содержания. На его сцене с большим успехом шли «Ткачи» Гауптмана (1903) и «На дне» Горького (1905), поставленные профессиональным актером Николой Гандевым.
Безработных в варненский театр пускали бесплатно. Интересно отметить, что сборы от представлений «На дне» поступали в пользу бастовавших в то время варненских табачников.
При профсоюзных рабочих организациях и при городском партийном комитете Варны периодически появлялись рабочие театральные коллективы (1911—1914).
Ко времени основания рабочего театра в Варне относятся и первые рабочие представления в городе Шумен. Сохранилось газетное сообщение о спектакле театральной труппы при местной партийной организации. В зале народной читальни, переполненном рабочими зрителями, впервые на болгарской сцене показывались «Ткачи».
Можно было бы сообщить ряд интересных фактов из деятельности рабочих театров в городах Русе, Кюстендил, Плевен, Ям-бол, Тырново, но особенно показательна история рабочего театра в Софии.
Положение его было наиболее стабильным. В 1903 г. в столицу переезжают руководители социал-демократического движения Д. Благоев, Г. Кирков и Г. Димитров.
Наряду с политической деятельностью они уделяют большое внимание рабочей самодеятельности, в частности созданной в 1902 г. по инициативе комиссии при рабочих организациях Софии театральной труппе «Борба» («Борьба»).
Особое место деятельности рабочих театров в Софии отводится на страницах прогрессивного журнала «Пролетна заря». Под рубрикой «Рабочий театр» и «Вечера и утренники» там систематически печатаются информационные заметки, репертуар для рабочего театра, примерные программы вечеров и утренников, а также своего рода руководства-напутствия для актеров по элементарной технике сценической игры.
Редакция журнала, внимательно следящая за первыми шагами еще неокрепшего коллектива «Борба», стремится всемерно поддержать его участников.
«Рабочий театр в Софии имеет будущее,— говорится в статье, напечатанной в конце 1904 г.— Нужны только усилия всех, чтобы вакрепить это хорошее начинание софийских рабочих».
В этом сезоне, как мы узнаем из заметки, коллектив показал с большим успехом в числе других спектакли по произведениям Чехова «Предложение», «Свадьба» и «Хирургия». А через несколько месяцев рецензент пишет о постановке театром «Борба» пьесы «На дне» Горького, осуществленной под руководством профессионального актера Н. Штырбанова.
В период с 1905 по 1914 г. на сцене театра «Борба» ставились пьесы подчеркнуто социальной направленности, такие, как «Жертва стачки» Г. Ге, «Юбилей» Э. Пречанга, «Эпидемия» О. Мирбо, «Гибель «Надежды»» X. Хейерманса, «Катастрофа» Мария Делла Грация.
С особым успехом шли пьесы русских драматургов: «На дне» М. Горького, «Женитьба» Н. Гоголя, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Медведь» и «Трагик поневоле» А. Чехова и др. Театр регулярно давал представления по субботам и воскресеньям на вечерах Софийского партийного комитета.
Театр «Борба» стал для софийских рабочих не только любимым местом отдыха и развлечения, но и своеобразным центром просвещения.
Деятельность рабочего театра «Борба», по-видимому, в какие-то периоды прерывалась.
Основание для такого предположения дает статья известного болгарского общественного деятеля и драматурга Крума Кюлявкова, напечатанная в журнале «Театър» («Театр») в 1952 г. В ней описывается работа тесняцкой театральной труппы в Софии, которая, по его словам, была создана в 1908 г. группой активных деятелей культурного фронта в партии.
К 1911 г. труппа активизировала работу, несмотря па чрезвычайно трудные условия существования. Репетировать приходилось в разных местах партийного клуба, ибо зал с маленькой досчатой сценой был почти каждый вечер занят каким-нибудь совещанием.
Большую поддержку коллективу оказывал Георгий Димитров. Так, в одной из бесед с актерами-любителями он говорил: «Условия, в которых вы работаете сейчас, действительно тяжелые. Но тем ценнее результаты вашего труда. Вы первые легионеры в этой области.
Придет день, когда мы покроем всю нашу страну прекрасными рабочими, социалистическими театрами». Временно прерванные войной выступления тесняцкой театральной труппы Софии возобновились с новой силой в 1918 г.
В день открытия XXII съезда партии (май 1919 г.) труппа показала пьесу «Накануне великой ночи» советского автора Л. Кампфа.
На примерах деятельности упомянутых нами театральных коллективов можно установить основные черты рабочих театров начала нового века. Это прежде всего их тесная связь с деятельностью партии, подчинение их работы целям и задачам партии на том этапе.
Видные руководители БРСДП принимают непосредственное участие в организации, подготовке представлений и главное — в подборе репертуара. Отсюда — постановка на сцене прогрессивно направленной, социально-обличительной драматургии, могущей выполнять задачи культурного просвещения рабочих масс и пропаганды социалистических идей.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +