Ведя борьбу за «абсолютную чистоту» пролетарского искусства, представители марксистской эстетической и критической мысли в Болгарии не смогли на том этапе дать ясного обоснования путей развития социалистической литературы, в частности, и потому, что, зачеркивая объективную ценность творчества крупных писателей-реалистов, они были не в состоянии сплотить демократические силы болгарской литературы. Лишь в годы первой мировой войны, приобретя опыт революционной борьбы и постепенно преодолевая сектантство в политике на основе ленинской теории и практики революционного движения, болгарские марксистские критики существенно пересмотрели свои позиции. Их путь можно охарактеризовать как движение от идей Плеханова к ленинским положениям в области теории научного социализма и эстетики. Эту эволюцию ускорила Великая Октябрьская революция в России.
ТЕАТР
Появление социалистического качества в театральном искусстве Болгарии было подготовлено рядом факторов культурно-исторического и общественного развития страны. И прежде всего оно обусловлено своеобразием развития болгарского театра. Он родился лишь в середине XIX в., в период активизации борьбы болгарского народа за освобождение от османского ига, в эпоху Национального Возрождения.
Театр возник в форме любительских представлений, устраивавшихся при народных читальнях — своеобразных культурно-просветительных организациях в городах и селах. Вокруг них группировались местные демократические силы, учителя, молодежь. Поэтому одной из характерных черт театра той эпохи становится его непосредственная связь с народом, что определило прогрессивный и демократический характер театрального искусства.
Представители формирующейся революционно-демократической идеологии рассматривали читальни и театральные кружки при них и как очаги просвещения и воспитания народа, и как средство пробуждения его национального самосознания и призыва к вооруженной борьбе за освобождение.
Многие болгарские революционеры начинали свою деятельность в читальнях и нередко принимали участие в любительских представлениях. Денежные сборы от таких спектаклей шли на поддержку читален и нужды просвещения, на помощь народным борцам за свободу и покупку оружия для готовящегося восстания.
Таким образом, первоначальные шаги болгарского театра связаны с национально-освободительной борьбой. Ее целям служили пьесы, написанные часто самими участниками представлений, народными учителями. Они носили либо подчеркнуто нравоучительный характер, представляя любовь к отечеству как высшую добродетель, а измену ему как тяжкое преступление, либо имели революционно-призывное звучание, направляя внимание зрителей на борьбу против османских завоевателей и их прислужников чорбаджиев — представителей зарождавшейся сельской буржуазии (ростовщики, крупные землевладельцы).
Народ, создавший свой театр, ценит в нем прежде всего его общественную миссию. Сцена для болгарина того времени — это место, где он решает вопросы своей судьбы, и решает их в определенном политическом плане.
Эстетические проблемы не занимали ни организаторов представлений, ни зрителей 60—70-х годов XIX в., когда всю страну охватывает «своего рода театральная эпидемия и когда театр действительно становится своеобразной манифестацией национально-освободительных настроений». Спектакли того времени нельзя оценивать вне атмосферы, в которой жило общество, вне идей, которые волновали умы и души народа. В театре той поры болгарин чувствовал себя не только зрителем, но и участником событий.
Такое отношение к театру вызвало рождение нового театрального жанра — современной, так называемой гайдуцкой драмы.
Одним из первых авторов таких пьес был Любен Каравелов, воплотивший свои идейно-художественные убеждения в драме на сюжет из современной революционной борьбы народа «Хаджи Димитр Ясенов» (1872), в основу которой положен подвиг отважного вождя гайдуцкой дружины, погибшего в неравном бою с османскими войсками.
Отличительной чертой этой и ряда других гайдуцких драм была прежде всего их современность и появление нового героя — народного мстителя. Образ гайдука — верного сына своего народа, храброго и бескорыстного борца за его интересы выражал дух сопротивления и протеста болгарского народа, его революционные настроения. Пьесы этого жанра имели революционно-пропагандистский характер, призывали к вооруженной борьбе н освобождению от чужеземного ига и от гнета чорбаджийства.
Не случайно представители реакционного чорбаджийства твердили о вреде и ненужности театра. И не случайно горячими энтузиастами болгарского театра были революционные демократы Любен Каравелов, Христо Ботев и др. Высоко оценивая роль театра в деле революционной пропаганды, активизации и организации масс, они принимали участие в театральной жизни.
«Нет никакого сомнения в том,— пишет историк болгарского театра Пенчо Пенев,— что театр до Освобождения, ставя на своей сцене преимущественно патриотические драмы, ускорил процесс революционизирования сознания широких народных масс и вместе с целым рядом общественно-политических, экономических, многих внешних и внутренних факторов толкнул развитие болгарского народа вперед». Любительский театр эпохи национального Возрождения являлся не только выражением культурных потребностей болгарского народа, но и важнейшим центром революционно-пропагандистской деятельности передовой болгарской интеллигенции. И в этом его историческое значение.
Характер раннего театра определяет специфику театрально-эстетических поисков и после Освобождения страны в 1878 г. Отношение к театру как общественно-политическому институту характеризует и возникший в 80-е годы прошлого века профессиональный театр, и театральное любительство.
Театральная самодеятельность всегда занимала значительное место в народной культуре. «Массовость театрального любительства свидетельствовала о массовой потребности в культуре, к тому же содержащей в себе признаки идейной оппозиции социально-политическому порядку».
Особенно сильно проявлялась тяга народа к театру в периоды обострения социальных противоречий. Как пишет болгарский театровед Н. Инджева, «спонтанно нарастающий интерес болгарского народа к театру — это своеобразный сейсмограф, указывающий на приближение политических потрясений, на созревание социального или нравственного протеста». Так было в период наивысшего подъема национально-освободительного движения в 70-е годы, так было и в конце века, когда в стране начался бурный процесс классовой дифференциации. И если в эпоху национального Возрождения народ выражал в театре свой порыв к идеалу в форме мечты о свободе, то теперь он снова устремляется к сцене, чтобы выразить свое отношение к происшедшему, чтобы «рассказывать о жизни, протестовать, укреплять свою веру и снова мобилизовывать силы на изменение своей судьбы».
В 90-е годы любительское театральное движение развивается особенно бурно. Оно сосредоточено главным образом вокруг читален и школ — этих своеобразных культурно-просветительных центров болгарского народа.
Параллельно с развитием традиционной народной самодеятельности приблизительно с середины 90-х годов начинают появляться рабочие театральные коллективы при партийных клубах местных организаций Болгарской рабочей социал-демократической партии. Эти театральные коллективы явились, с одной стороны, выражением органической необходимости рождающегося нового класса пролетариев в своем театре, с другой стороны, они были результатом организационной работы партии. В отличие от старых самодеятельных трупп рабочие коллективы предложили новые идейные и эстетические принципы.
Так, создание театра «Согласие» при Общем рабочем товариществе «Братство» в Софии находится в прямой связи с развитием социал-демократического движения в Болгарии. По существу, это был первый политический театр после Освобождения, идейно связанный с борьбой против стамболовского режима. Участники труппы — рабочие и студенты, восприимчивые к передовым воззрениям времени, увлеченные социалистическими идеями. Среди них — будущий известный писатель Стоян Попов и актер театра «Слеза и смех» Стоян Иванов. Именно эта труппа положила начало рабочим вечерам и утренникам, ставшим в Болгарии традиционными.
25 октября 1893 г. труппа «Согласие» дала свой первый «рабочий литературно-развлекательный вечер» в помещении театра «Зора». Сцену украшали портреты Маркса и Лассаля. Переполненный зал на три четверти состоял из рабочих, актеров вызывали на сцену повторно и заставляли исполнять номера сверх программы. «И это не удивительно,— писала социалистическая газета «Другар»,— ибо на сцене была показана повседневная жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами».
Острое политическое Содержание программы было причиной обыска, который полиция устроила в клубе «Братство», и ареста нескольких участников представления (артист Стоян Иванов был брошен в тюрьму, а затем исключен из труппы театра «Слеза и смех»). Однако труппа дала еще несколько представлений, в том числе в связи с 15-летием со дня смерти Любена Каравелова (24 января 1894 года). Правительственная газета «Свобода» недвусмысленно отозвалась о деятельности участников труппы: «Их представления благодаря низкой входной плате посещает почти исключительно бедное и простое население, которое само не в состоянии оценить дурные последствия от них». Под этими последствиями подразумевалось «непочтение к законам и властям».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.