Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Болгария. Часть 4-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Ведя борьбу за «абсолютную чистоту» пролетарского искусства, представители марксистской эстетической и критической мысли в Болгарии не смогли на том этапе дать ясного обоснования путей развития социалистической литературы, в частности, и потому, что, зачеркивая объективную ценность творчества крупных писателей-реалистов, они были не в состоянии сплотить демократические силы болгарской литературы.
Лишь в годы первой мировой войны, приобретя опыт революционной борьбы и постепенно преодолевая сектантство в политике на основе ленинской теории и практики революционного движения, болгарские марксистские критики существенно пересмотрели свои позиции.
Их путь можно охарактеризовать как движение от идей Плеханова к ленинским положениям в области теории научного социализма и эстетики. Эту эволюцию ускорила Великая Октябрьская революция в России.

ТЕАТР

Появление социалистического качества в театральном искусстве Болгарии было подготовлено рядом факторов культурно-исторического и общественного развития страны. И прежде всего оно обусловлено своеобразием развития болгарского театра.
Он родился лишь в середине XIX в., в период активизации борьбы болгарского народа за освобождение от османского ига, в эпоху Национального Возрождения.
Театр возник в форме любительских представлений, устраивавшихся при народных читальнях — своеобразных культурно-просветительных организациях в городах и селах.
Вокруг них группировались местные демократические силы, учителя, молодежь. Поэтому одной из характерных черт театра той эпохи становится его непосредственная связь с народом, что определило прогрессивный и демократический характер театрального искусства.
Представители формирующейся революционно-демократической идеологии рассматривали читальни и театральные кружки при них и как очаги просвещения и воспитания народа, и как средство пробуждения его национального самосознания и призыва к вооруженной борьбе за освобождение.
Многие болгарские революционеры начинали свою деятельность в читальнях и нередко принимали участие в любительских представлениях.
Денежные сборы от таких спектаклей шли на поддержку читален и нужды просвещения, на помощь народным борцам за свободу и покупку оружия для готовящегося восстания.
Таким образом, первоначальные шаги болгарского театра связаны с национально-освободительной борьбой. Ее целям служили пьесы, написанные часто самими участниками представлений, народными учителями.
Они носили либо подчеркнуто нравоучительный характер, представляя любовь к отечеству как высшую добродетель, а измену ему как тяжкое преступление, либо имели революционно-призывное звучание, направляя внимание зрителей на борьбу против османских завоевателей и их прислужников чорбаджиев — представителей зарождавшейся сельской буржуазии (ростовщики, крупные землевладельцы).
Народ, создавший свой театр, ценит в нем прежде всего его общественную миссию. Сцена для болгарина того времени — это место, где он решает вопросы своей судьбы, и решает их в определенном политическом плане.
Эстетические проблемы не занимали ни организаторов представлений, ни зрителей 60—70-х годов XIX в., когда всю страну охватывает «своего рода театральная эпидемия и когда театр действительно становится своеобразной манифестацией национально-освободительных настроений».
Спектакли того времени нельзя оценивать вне атмосферы, в которой жило общество, вне идей, которые волновали умы и души народа. В театре той поры болгарин чувствовал себя не только зрителем, но и участником событий.
Такое отношение к театру вызвало рождение нового театрального жанра — современной, так называемой гайдуцкой драмы.
Одним из первых авторов таких пьес был Любен Каравелов, воплотивший свои идейно-художественные убеждения в драме на сюжет из современной революционной борьбы народа «Хаджи Димитр Ясенов» (1872), в основу которой положен подвиг отважного вождя гайдуцкой дружины, погибшего в неравном бою с османскими войсками.
Отличительной чертой этой и ряда других гайдуцких драм была прежде всего их современность и появление нового героя — народного мстителя.
Образ гайдука — верного сына своего народа, храброго и бескорыстного борца за его интересы выражал дух сопротивления и протеста болгарского народа, его революционные настроения.
Пьесы этого жанра имели революционно-пропагандистский характер, призывали к вооруженной борьбе н освобождению от чужеземного ига и от гнета чорбаджийства.
Не случайно представители реакционного чорбаджийства твердили о вреде и ненужности театра. И не случайно горячими энтузиастами болгарского театра были революционные демократы Любен Каравелов, Христо Ботев и др.
Высоко оценивая роль театра в деле революционной пропаганды, активизации и организации масс, они принимали участие в театральной жизни.
«Нет никакого сомнения в том,— пишет историк болгарского театра Пенчо Пенев,— что театр до Освобождения, ставя на своей сцене преимущественно патриотические драмы, ускорил процесс революционизирования сознания широких народных масс и вместе с целым рядом общественно-политических, экономических, многих внешних и внутренних факторов толкнул развитие болгарского народа вперед».
Любительский театр эпохи национального Возрождения являлся не только выражением культурных потребностей болгарского народа, но и важнейшим центром революционно-пропагандистской деятельности передовой болгарской интеллигенции. И в этом его историческое значение.
Характер раннего театра определяет специфику театрально-эстетических поисков и после Освобождения страны в 1878 г. Отношение к театру как общественно-политическому институту характеризует и возникший в 80-е годы прошлого века профессиональный театр, и театральное любительство.
Театральная самодеятельность всегда занимала значительное место в народной культуре. «Массовость театрального любительства свидетельствовала о массовой потребности в культуре, к тому же содержащей в себе признаки идейной оппозиции социально-политическому порядку».
Особенно сильно проявлялась тяга народа к театру в периоды обострения социальных противоречий. Как пишет болгарский театровед Н. Инджева, «спонтанно нарастающий интерес болгарского народа к театру — это своеобразный сейсмограф, указывающий на приближение политических потрясений, на созревание социального или нравственного протеста».
Так было в период наивысшего подъема национально-освободительного движения в 70-е годы, так было и в конце века, когда в стране начался бурный процесс классовой дифференциации.
И если в эпоху национального Возрождения народ выражал в театре свой порыв к идеалу в форме мечты о свободе, то теперь он снова устремляется к сцене, чтобы выразить свое отношение к происшедшему, чтобы «рассказывать о жизни, протестовать, укреплять свою веру и снова мобилизовывать силы на изменение своей судьбы».
В 90-е годы любительское театральное движение развивается особенно бурно. Оно сосредоточено главным образом вокруг читален и школ — этих своеобразных культурно-просветительных центров болгарского народа.
Параллельно с развитием традиционной народной самодеятельности приблизительно с середины 90-х годов начинают появляться рабочие театральные коллективы при партийных клубах местных организаций Болгарской рабочей социал-демократической партии.
Эти театральные коллективы явились, с одной стороны, выражением органической необходимости рождающегося нового класса пролетариев в своем театре, с другой стороны, они были результатом организационной работы партии. В отличие от старых самодеятельных трупп рабочие коллективы предложили новые идейные и эстетические принципы.
Так, создание театра «Согласие» при Общем рабочем товариществе «Братство» в Софии находится в прямой связи с развитием социал-демократического движения в Болгарии.
По существу, это был первый политический театр после Освобождения, идейно связанный с борьбой против стамболовского режима. Участники труппы — рабочие и студенты, восприимчивые к передовым воззрениям времени, увлеченные социалистическими идеями.
Среди них — будущий известный писатель Стоян Попов и актер театра «Слеза и смех» Стоян Иванов. Именно эта труппа положила начало рабочим вечерам и утренникам, ставшим в Болгарии традиционными.
25 октября 1893 г. труппа «Согласие» дала свой первый «рабочий литературно-развлекательный вечер» в помещении театра «Зора». Сцену украшали портреты Маркса и Лассаля.
Переполненный зал на три четверти состоял из рабочих, актеров вызывали на сцену повторно и заставляли исполнять номера сверх программы.
«И это не удивительно,— писала социалистическая газета «Другар»,— ибо на сцене была показана повседневная жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами». Острое политическое Содержание программы было причиной обыска, который полиция устроила в клубе «Братство», и ареста нескольких участников представления (артист Стоян Иванов был брошен в тюрьму, а затем исключен из труппы театра «Слеза и смех»).
Однако труппа дала еще несколько представлений, в том числе в связи с 15-летием со дня смерти Любена Каравелова (24 января 1894 года).
Правительственная газета «Свобода» недвусмысленно отозвалась о деятельности участников труппы: «Их представления благодаря низкой входной плате посещает почти исключительно бедное и простое население, которое само не в состоянии оценить дурные последствия от них».
Под этими последствиями подразумевалось «непочтение к законам и властям».

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +