Развивавшийся под знаком реалистических традиций и заветов революционных демократов болгарский критический реализм вливался в широкое общедемократическое движение эпохи. Вобрав в себя лучшие черты национальной литературы, он стал естественным переходным этапом к новому искусству — искусству социалистической направленности.
Историческая необходимость появления социалистического искусства остро ощущалась в начале XX в., когда до предела обострились социальные противоречия внутри страны, когда рабочее и социал-демократическое движение набирало силу.
К 1903 г. борьба внутри социал-демократии между ее революционным крылом и оппортунистическими, реформистски настроенными элементами закончилась расколом партии и оформлением БРСДП (тесных социалистов) в истинно рабочую партию, в отличие от мелкобуржуазного крыла «широких» социалистов.
Кончился первый период в истории партии, характеризовавшийся «усиленной и упорной пропагандой социалистических идей и непрестанной борьбой с буржуазными и мелкобуржуазными идеологами». Начался новый период, так называемый тесно-социалистический (1903—1919). Изменился социальный состав партии. Если до 1903 г. в ее рядах было около 30% рабочих, то уже через три года рабочая прослойка выросла до 60%. Главная задача партии в этот период состояла в пропаганде, агитации и организации рабочих.
Организаторы и руководители социалистического движения Д. Благоев, Г. Кирков, Г. Димитров, В. Коларов часто выступали с докладами и сообщениями в рабочих партийных клубах перед началом представлений, устраиваемых любительскими театральными труппами. Такие коллективы были созданы почти при каждом партийном клубе и серьезно помогали партии в организации рабочих, просвещении и подъеме их классового самосознания.
Влияние тесных социалистов повсеместно росло. Их авторитет еще больше вырос в годы первой и второй Балканских войн (1912—1913) и первой мировой войны, в которой Болгария играла роль опоры немецкого империализма на Балканах. Тесняки развили активную антивоенную пропаганду в армии, разъясняя захватнические цели войны и способствуя тем самым пробуждению революционного самосознания народа.
Однако в эти годы обнаружились и недостатки в политической и тактической линии тесняков. Борясь за мир, они не выдвигали задач революционного выхода из войны, свержения власти буржуазии путем вооруженного восстания. Социалистическая революция была для них отдаленным будущим.
Недостатки теснячества в области политической борьбы, в частности игнорирование революционных возможностей других демократических слоев, кроме рабочего класса, неумение диалектически связать классово-пролетарское и общенародное вели к ряду ошибочных положений в их эстетических и литературно-критических взглядах. Наиболее крупные представители марксистской мысли в Болгарии Д. Благоев и Г. Бакалов, правильно находя преемственную связь новой, пролетарской литературы с революционными художниками прошлого, все же недооценивали творчество крупнейших писателей демократического литературного направления — И. Вазова, П. Славейкова, П. Яворова.
Правда, в период Балканских войн и особенно к началу первой империалистической войны творчество писателей критического реализма стало терять былую силу общественного звучания. Давала о себе знать их идейная ограниченность. Увлекавшиеся передовыми социалистическими идеями в конце прошлого века, многие из писателей демократического лагеря впоследствии отошли от них. «Никто из них не поднялся до понимания исторической миссии пролетариата и закономерностей общественного развития. Их представления о социализме были по преимуществу народническими, мелкобуржуазными, абстрактно-гуманистическими».
Именно в это время внутри широкого демократического литературного движения формируется и набирает силы новое явление — пролетарская литература. Уже у истоков она была поддержана критиками-марксистами Д. Благоевым и Г. Бакаловым. В тот момент, когда пролетарская поэзия и публицистика находились еще в начальной стадии развития, когда на страницах социал-демократической печати появились лишь первые стихотворения Д. Полянова и сатирические фельетоны Г. Киркова, Д. Благоев прозорливо усмотрел в этих зачатках новой литературы перспективный путь развития болгарского искусства. В статье «Эротика и социализм» (1898) он писал: «Социалистическая лирика все больше и больше наполняется жизненными силами, светлой радостью... Эта лирика и вообще социалистическая художественная литература у нас зарождается; ей принадлежит будущее».
Обосновав закономерность появления пролетарской литературы, связав ее возникновение с выходом на историческую арену нового героя — пролетариата, Благоев не смог еще в тот период преодолеть известной ограниченности своих взглядов. Он считал, что только пролетарская литература революционна, поэтому многих крупных писателей-демократов причислял к буржуазному лагерю. Верно ставя вопрос о партийном характере литературы, он не смог правильно решить проблему единства партийности и народности. И тем не менее статьи Благоева по вопросам литературы — высшее достижение болгарской эстетической мысли в конце XIX — начале XX в.
Теоретические ошибки Д. Благоева объяснимы состоянием социалистического движения в Болгарии. В практической же деятельности Д. Благоев, как и Г. Бакалов, часто преодолевал ограниченность своих теоретических воззрений.
Георгий Бакалов (1873—1939) — один из самых видных представителей болгарской марксистской эстетической и критической мысли — выступил в конце прошлого века активнейшим пропагандистом и распространителем социалистической политической и художественной литературы. Он вел большую работу по организации социал-демократических печатных органов, являясь издателем, редактором, переводчиком и автором.
Г. Бакалову принадлежит инициатива издания популярных брошюр в целях пропаганды социалистических идей среди городского рабочего и сельского населения. В эти годы он много переводит. В созданном им издательстве «Знание» вышли его переводы первого тома «Капитала» Маркса, работ Энгельса, Плеханова, Чернышевского, а также художественных произведений, среди которых особое место занимают творения русской литературы. «Русские писатели 60-х годов,— писал Г. Бакалов,— были нашими первыми учителями по социализму». Ни один болгарский публицист, переводчик и издатель не сделал так много для распространения и популяризации русской литературы, как Бакалов.
Г. Бакалов был одним из первых марксистских критиков, кто увидел, что в болгарской литературе наряду с широким демократическим фронтом писателей «зарождается другое направление и оно будет стоять ближе к народным массам, ибо отражает интересы того класса, который борется за свободу», замечает в рецензии на его книгу «Болгарская литература и социализм» один из критиков журнала «Наблюдател».
Литературно-критическая деятельность Г. Бакалова неразрывно связана с его общественно-политической работой. В своих критических статьях уже на конкретных литературных примерах он часто продолжал доказывать свои ранее высказанные в печати политические положения. И в этом, как мы видим, болгарские критики-марксисты продолжают славные традиции эпохи национально-освободительной борьбы. Г. Бакалов также рассматривает литературу и искусство как оружие в общественной борьбе.
В своих эстетических взглядах Г. Бакалов исходил из идей Г. В. Плеханова, которого считал своим учителем. Он усвоил плехановский «эстетический кодекс» со всеми его достоинствами и слабостями. Влияние Плеханова особенно ощущается в книге статей Г. Бакалова «Болгарская литература и социализм» (1911), посвященной «обзору болгарской художественной литературы с социалистической точки зрения».
Печать плехановского отождествления литературно-эстетических явлений с процессами политической и экономической жизни лежит почти на всех литературно-критических трудах Бакалова, особенно в первый период его деятельности (до 20-х годов). Следует, однако, подчеркнуть, что известный вульгарно-социологический подход к анализу художественных явлений был данью времени и свойствен многим болгарским критикам-марксистам.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.