Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Болгария. Часть 3-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Развивавшийся под знаком реалистических традиций и заветов революционных демократов болгарский критический реализм вливался в широкое общедемократическое движение эпохи. Вобрав в себя лучшие черты национальной литературы, он стал естественным переходным этапом к новому искусству — искусству социалистической направленности.
Историческая необходимость появления социалистического искусства остро ощущалась в начале XX в., когда до предела обострились социальные противоречия внутри страны, когда рабочее и социал-демократическое движение набирало силу.
К 1903 г. борьба внутри социал-демократии между ее революционным крылом и оппортунистическими, реформистски настроенными элементами закончилась расколом партии и оформлением БРСДП (тесных социалистов) в истинно рабочую партию, в отличие от мелкобуржуазного крыла «широких» социалистов.
Кончился первый период в истории партии, характеризовавшийся «усиленной и упорной пропагандой социалистических идей и непрестанной борьбой с буржуазными и мелкобуржуазными идеологами». Начался новый период, так называемый тесно-социалистический (1903—1919).
Изменился социальный состав партии. Если до 1903 г. в ее рядах было около 30% рабочих, то уже через три года рабочая прослойка выросла до 60%.
Главная задача партии в этот период состояла в пропаганде, агитации и организации рабочих.
Организаторы и руководители социалистического движения Д. Благоев, Г. Кирков, Г. Димитров, В. Коларов часто выступали с докладами и сообщениями в рабочих партийных клубах перед началом представлений, устраиваемых любительскими театральными труппами. Такие коллективы были созданы почти при каждом партийном клубе и серьезно помогали партии в организации рабочих, просвещении и подъеме их классового самосознания.
Влияние тесных социалистов повсеместно росло. Их авторитет еще больше вырос в годы первой и второй Балканских войн (1912—1913) и первой мировой войны, в которой Болгария играла роль опоры немецкого империализма на Балканах.
Тесняки развили активную антивоенную пропаганду в армии, разъясняя захватнические цели войны и способствуя тем самым пробуждению революционного самосознания народа.
Однако в эти годы обнаружились и недостатки в политической и тактической линии тесняков. Борясь за мир, они не выдвигали задач революционного выхода из войны, свержения власти буржуазии путем вооруженного восстания. Социалистическая революция была для них отдаленным будущим.
Недостатки теснячества в области политической борьбы, в частности игнорирование революционных возможностей других демократических слоев, кроме рабочего класса, неумение диалектически связать классово-пролетарское и общенародное вели к ряду ошибочных положений в их эстетических и литературно-критических взглядах.
Наиболее крупные представители марксистской мысли в Болгарии Д. Благоев и Г. Бакалов, правильно находя преемственную связь новой, пролетарской литературы с революционными художниками прошлого, все же недооценивали творчество крупнейших писателей демократического литературного направления — И. Вазова, П. Славейкова, П. Яворова.
Правда, в период Балканских войн и особенно к началу первой империалистической войны творчество писателей критического реализма стало терять былую силу общественного звучания. Давала о себе знать их идейная ограниченность.
Увлекавшиеся передовыми социалистическими идеями в конце прошлого века, многие из писателей демократического лагеря впоследствии отошли от них.
«Никто из них не поднялся до понимания исторической миссии пролетариата и закономерностей общественного развития. Их представления о социализме были по преимуществу народническими, мелкобуржуазными, абстрактно-гуманистическими».
Именно в это время внутри широкого демократического литературного движения формируется и набирает силы новое явление — пролетарская литература. Уже у истоков она была поддержана критиками-марксистами Д. Благоевым и Г. Бакаловым.
В тот момент, когда пролетарская поэзия и публицистика находились еще в начальной стадии развития, когда на страницах социал-демократической печати появились лишь первые стихотворения Д. Полянова и сатирические фельетоны Г. Киркова, Д. Благоев прозорливо усмотрел в этих зачатках новой литературы перспективный путь развития болгарского искусства.
В статье «Эротика и социализм» (1898) он писал: «Социалистическая лирика все больше и больше наполняется жизненными силами, светлой радостью... Эта лирика и вообще социалистическая художественная литература у нас зарождается; ей принадлежит будущее».
Обосновав закономерность появления пролетарской литературы, связав ее возникновение с выходом на историческую арену нового героя — пролетариата, Благоев не смог еще в тот период преодолеть известной ограниченности своих взглядов.
Он считал, что только пролетарская литература революционна, поэтому многих крупных писателей-демократов причислял к буржуазному лагерю.
Верно ставя вопрос о партийном характере литературы, он не смог правильно решить проблему единства партийности и народности. И тем не менее статьи Благоева по вопросам литературы — высшее достижение болгарской эстетической мысли в конце XIX — начале XX в.
Теоретические ошибки Д. Благоева объяснимы состоянием социалистического движения в Болгарии. В практической же деятельности Д. Благоев, как и Г. Бакалов, часто преодолевал ограниченность своих теоретических воззрений.
Георгий Бакалов (1873—1939) — один из самых видных представителей болгарской марксистской эстетической и критической мысли — выступил в конце прошлого века активнейшим пропагандистом и распространителем социалистической политической и художественной литературы.
Он вел большую работу по организации социал-демократических печатных органов, являясь издателем, редактором, переводчиком и автором.
Г. Бакалову принадлежит инициатива издания популярных брошюр в целях пропаганды социалистических идей среди городского рабочего и сельского населения. В эти годы он много переводит.
В созданном им издательстве «Знание» вышли его переводы первого тома «Капитала» Маркса, работ Энгельса, Плеханова, Чернышевского, а также художественных произведений, среди которых особое место занимают творения русской литературы.
«Русские писатели 60-х годов,— писал Г. Бакалов,— были нашими первыми учителями по социализму». Ни один болгарский публицист, переводчик и издатель не сделал так много для распространения и популяризации русской литературы, как Бакалов.
Г. Бакалов был одним из первых марксистских критиков, кто увидел, что в болгарской литературе наряду с широким демократическим фронтом писателей «зарождается другое направление и оно будет стоять ближе к народным массам, ибо отражает интересы того класса, который борется за свободу», замечает в рецензии на его книгу «Болгарская литература и социализм» один из критиков журнала «Наблюдател».
Литературно-критическая деятельность Г. Бакалова неразрывно связана с его общественно-политической работой. В своих критических статьях уже на конкретных литературных примерах он часто продолжал доказывать свои ранее высказанные в печати политические положения.
И в этом, как мы видим, болгарские критики-марксисты продолжают славные традиции эпохи национально-освободительной борьбы. Г. Бакалов также рассматривает литературу и искусство как оружие в общественной борьбе. В своих эстетических взглядах Г. Бакалов исходил из идей Г. В. Плеханова, которого считал своим учителем.
Он усвоил плехановский «эстетический кодекс» со всеми его достоинствами и слабостями.
Влияние Плеханова особенно ощущается в книге статей Г. Бакалова «Болгарская литература и социализм» (1911), посвященной «обзору болгарской художественной литературы с социалистической точки зрения».
Печать плехановского отождествления литературно-эстетических явлений с процессами политической и экономической жизни лежит почти на всех литературно-критических трудах Бакалова, особенно в первый период его деятельности (до 20-х годов).
Следует, однако, подчеркнуть, что известный вульгарно-социологический подход к анализу художественных явлений был данью времени и свойствен многим болгарским критикам-марксистам.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +