Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Болгария. Часть 2-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Димитр Благоев (1856—1924) был первым, «кто принес и посеял в крестьянской Болгарии зерна революционного социализма»,— писал впоследствии Басил Коларов.
Воодушевленный идеями и живым неукротимым духом национально-освободительного движения родины, Благоев углубляет и развивает свои революционные взгляды в годы учения в Одессе (1878—1879) и в Петербургском университете (1880—1885).
Здесь он устанавливает связи с революционными студенческими организациями, изучает марксистскую литературу и ведет пропаганду социалистических идей среди рабочих петербургских заводов.
В 1883 г. им был создан один из первых в России социал-демократических кружков («Группа Благоева», выступавшая под названием «Партия русских социал-демократов»), находившийся в контакте с группой Г. В. Плеханова «Освобождение труда».
Высланный в 1885 г. царским правительством из России как «нежелательный иностранец», Благоев продолжает революционную деятельность на родине.
Организованные им марксистские группы объединяются в Болгарскую социал-демократическую партию. Заложив основы партии, предстояло выдержать борьбу с буржуазными националистами и реакционным пародпичеством.
Первые — ярые защитники монархии, призывавшие к созданию «Великой Болгарии» путем внешних авантюр — были открытыми врагами трудящихся.
Бороться со вторыми, находившимися под влиянием русской эмиграции, русского народничества, было сложнее. А именно они насаждали взгляды об отсутствии в Болгарии — стране мелкотоварного хозяйства — почвы для рабочего движения и социалистических идей.
В известной степени идейный расчет с ними был подготовлен работами Плеханова и Ленина. В брошюре «Что такое социализм и имеет ли он почву у нас?» (1891), излагая в доходчивой форме основы учения Маркса и Энгельса, Благоев разбил народнические теории и доказал неизбежность развития социал-демократического движения в Болгарии.
Эта работа Благоева послужила теоретической основой созданной в том же году Болгарской социал-демократической партии.
Болгарское рабочее движение к этому времени все более приобретало политический характер. Росло и крестьянское движение, возникали первые крестьянские организации.
В 1899 г. основан Болгарский земледельческий народный союз (БЗНС). В 1904 г, был создан Общий рабочий союз синдикатов (ОРСС), в который вошла значительная часть организованных в профсоюзы рабочих.
Важную роль стала играть социал-демократическая печать, на страницах которой печатались первые статьи и художественные произведения о жизни рабочего класса и его исторической миссии.
Начало распространению социалистических идей положил журнал «Сывременний показател», издававшийся в 1885 г. в Пловдиве Д. Благоевым и его женой Белой Благоевой — первой женщиной-марксисткой в Болгарии.
В 90-е годы выходило уже несколько печатных органов социалистической направленности: журналы «Ден» (1891-1896) и «Дело» (1894—1897), газеты «Работник», «Социалист» и др.
Наиболее эффективная пропаганда социалистических идей велась на страницах журнала «Ново време», редактировавшегося Д. Благоевым, и газеты «Работпически вестник под редакцией Георгия Киркова. Оба центральных органа БРСДП выходили с 1897 до 1923 г.
На рубеже 80-х и 90-х годов появляются первые переводы трудов Маркса, Энгельса, Плеханова, Лассаля. Характерно, что в начале XX в. по количеству изданий марксистской литературы Болгария стояла на четвертом месте после России, Германии. Франции.
Это не могло не отразиться благотворно на развитии рабочего и социалистического движения в стране.
К началу нового века в Болгарии окончательно оформились классы пролетариата и буржуазии. Каждый из них вырабатывал свою идеологическую платформу. Относительное спокойствие в идеологической жизни первого десятилетия после Освобождения, когда процесс классового расслоения еще только начинался, на рубеже столетий сменилось яростной борьбой двух противоположных идеологий.
Особенно остро проявилась эта борьба в литературной критике, отразившей борьбу материалистической и идеалистической эстетик.
Представителем материалистической эстетики был Димитр Благоев, основы идеалистической отстаивал Крыстю Крыстев (1866—1919), воспитанный на немецкой классической философии.
Ожесточенная, непримиримая борьба между ними развернулась на страницах социал-демократического журнала «Ново време» и редактируемого Крыстевым журнала «Мисъл» (1892—1907), ставшего в начале века поборником модернистских течений в болгарском искусстве.
Первый болгарский критик-марксист Д. Благоев выступил против эстетических воззрений К. Крыстева, изложенных в статье «Эстетика как наука» (1896) и сводившихся к отрицанию реализма в искусстве.
Критикуя взгляды Крыстева, Благоев, с одной стороны, защищал литературно-эстетическое наследие эпохи национального Возрождения, с другой стороны, демократическую литературу современности.
Благоев принял эстафету от болгарских революционных демократов Л. Каравелова и X. Ботева, подняв их эстетическую мысль на новую высоту, дав ей качественно новую, марксистскую основу.
Развивая эстетические положения Каравелова и Ботева о реализме, народности и прогрессивной идейности литературы, о ее общественно-исторической роли в борьбе за национальное и социальное освобождение болгарского народа, Благоев рассматривает литературу в новых исторических условиях как мощный двигатель развития общества, как «одно из великих средств прогресса».
«Литература служит проводником идей и мыслей в обществе; она является, с одной стороны, продуктом общественного развития, с другой — сама влияет на общественную жизнь»,— писал он в своей первой литературно-критической статье «Наша литература», напечатанной в журнале «Сывременний показател» в 1885 г.
Конкретно-исторический подход к анализу явлений общественной жизни и литературных произведений присущ и всем последующим работам критика.
Благоев требует от художника четкого выражения своего отношения к описываемым явлениям. «В художественном произведении важно, каково отношение художника к ним (к фактам.— А. М.), с какой точки зрения он их рассматривает, какой смысл в них видит»,— подчеркивает он в статье «Гласный ответ».
Как идеолог рабочего класса, он со всей присущей ему определенностью заявил в предисловии к своей книге «Общественно-литературные вопросы»: «Все мои статьи являются плодом моих стремлений приложить к различным общественно-литературным вопросам социалистическую точку зрения и объяснить их с этой точки зрения».
Так Благоев подошел к вопросу о партийности литературы, исходя из лспинского высказывания о том, что партийность обязывает «при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы».
Ведя непримиримую борьбу против идеалистической теории «искусства для искусства», подчеркивая, что она призвана скрыть классовый характер буржуазной культуры, Благоев ценил в художнике прежде всего понимание общественного развития, умение видеть движущие силы истории.
Однако, показывая классово-партийный характер литературы, Благоев считал, что социалистическая литература будет создана исключительно писателями — выходцами из рабочего класса.
А между тем прогрессивное общественное движение закономерно включало в себя и выдающихся писателей критического реализма — И. Вазова, А. Константинова, А. Страшимирова, С. Михайловского, Ц. Церковского, П. Яворова, П. Славейкова и др.
Критический реализм был основным направлением в болгарской литературе, начиная с 90-х годов прошлого столетия вплоть до конца первой мировой войны.
Глубокий демократизм и социальный гуманизм, унаследованные от искусства эпохи национально-освободительной борьбы, не позволили развиться на болгарской почве декадентским течениям, появившимся в европейском искусстве в конце прошлого века, и в то же время способствовали особой восприимчивости демократического искусства к передовым идеям времени.
Почти все крупные болгарские писатели испытали на себе влияние социалистических идей, особенно в конце XIX в., когда прогрессивную интеллигенцию объединял общий дух протеста против монархо-полицейской диктатуры.
Увлеченность передовыми идеями времени обусловила серьезные изменения в искусстве. Это сказалось на углублении социально-критического начала в литературе, живописи, музыке, театре.
Особенно сильное воздействие новых, социалистических идей испытали болгарские писатели демократического лагеря, такие, как А. Страшимиров, С. Михайловский, П. Яворов, Ц. Церковский, Елин Пелин и др.
Одни из них были непосредственно связаны с социал-демократическим движением, другим социалистические идеи помогли по-новому увидеть факты и события современной жизни и определить к ним свое отношение.
В литературе критического реализма усилились тенденции обличения буржуазного общественного порядка. Наряду с сочувственным изображением трудового народа, его тяжкой доли и страданий появилась тема протеста народных масс и борьбы против социальной несправедливости и новых угнетателей — буржуа.
Нередко пафос обличения буржуазного мира сочетался с ге-роико-патриотическими мотивами, с верой в силы народа («Поэма о болгарском народе» С. Михайловского, «Сизиф» П. Яворова, «Зов» Ц. Церковского, «Андрешко» Елина Пелина и др.).
В творчестве ряда писателей звучали подчас и открыто революционные призывы, как в «Прологе к книге рабов» С. Михайловского (1900).
Самый крупный представитель критического реализма Иван Вазов (1850—1921) на протяжении своей полувековой творческой деятельности оставался подлинно народным писателем-демократом и гуманистом.
Высокий героико-патриотический и революционный пафос его произведений, посвященных эпохе национально-освободительного движения («Под игом», «Эпопея забытых» & др.), сочувственное изображение социальной жизни крестьянина в условиях капитализирующейся Болгарии конца XIX в. («Песни скитальца») дополняются антибуржуазным пафосом его сатирико-обличительных комедий («Службогонцы», «Кандидаты славы») и стихотворений («Дипломированные», «Средство не иметь врагов» и др.).
И хотя Вазов не поднялся до понимания нового общественного идеала и не увидел нарождавшихся общественных сил, способных изменить ход исторического развития, он, как чуткий к общественной борьбе художник, не мог не испытать на себе влияние передовых идей времени.
Именно это обстоятельство позволило советскому ученому Д. Ф. Маркову утверждать, что «социальный пафос творчества И. Вазова объективно сближал его с социалистами...».

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +