Тенденции, подготовившие формирование нового типа искусства в Болгарии, искусства социально направленного, революционного, можно обнаружить еще в период османского ига, в конце XVIII — начале XIX в., когда впервые в религиозно-живописном искусстве появляются попытки представить подлинные исторические события, связанные с борьбой народа. С конца 1850-х годов расширение национально-освободительного движения выводит на общественную арену нового героя — революционера, борца за свободу против османского владычества. Своего апогея этот процесс достигает в 70-х годах, в период наивысшего подъема национально-освободительного движения и связан с именами крупнейших политических и общественных деятелей Болгарии. Характерно, что многие из них органично сочетали революционную борьбу, участие в гайдуцких отрядах с литературной, художественной или просветительской деятельностью.
Это был период национального Возрождения (начавшийся в конце XVIII в.), когда формировалась болгарская нация, складывался болгарский литературный язык, создавались болгарские школы, развивалось книгопечатание, появились национальные художественные произведения. Многовековое политическое рабство и духовный застой были нарушены проникшим в Болгарию новым, буржуазным способом производства и пробуждающимся самосознанием болгарского народа.
Организаторы и руководители народной борьбы Георгий Ра-ковский (1821—1867), Басил «Невский (1837-1873), Любен Каравелов (1835—1879), вышедшие из недр народа и тесно с ним связанные, видели путь решения национального вопроса в народной революции, которая в условиях Болгарии того времени была одновременно решением национальных, социальных и экономических задач.
Выдающимся политическим деятелем и мыслителем Болгарии эпохи национально-освободительного движения был Христо Ботев (1848—1876) — последовательный революционный демократ. В своих статьях Ботев призывал к уничтожению национального и социального гнета путем народной революции. Успех ее он связывал с организованностью и массовостью всенародного восстания. Крепкими узами Ботев был связан с представителями революционно-демократической России. Его социально-политические воззрения опирались на теорию «русского социализма» А. И. Герцена и учение о крестьянской общине Н. Г. Чернышевского. Как и русские революционные демократы, он ошибочно усматривал в крестьянской общине социалистические начала. Позже, под влиянием развития рабочего движения на Западе, после прочтения первого тома «Капитала» К. Маркса, Ботев пришел к выводу, что пролетариат является «двигателем всех революций». Но экономическая отсталость Болгарии, отсутствие промышленного пролетариата не позволили Ботеву встать на позиции научного социализма. Под пролетариатом он подразумевал все то же разорившееся крестьянство и городскую бедноту. Понятия «пролетарий» и «эксплуатируемый» были для него тождественны. Революционный демократизм Ботева переплетался с идеями утопического социализма.
Общественно-политические взгляды Ботева, Невского и Каравелова оказали огромное влияние на развитие революционного движения и прогрессивной мысли Болгарии. Эти деятели обозначили путь борьбы за национальное и социальное освобождение. Они подготовили почву для восприятия и широкого распространения в стране идей научного социализма. Недаром идеологи болгарской партии тесняков считали их непосредственными предшественниками социал-демократии в Болгарии.
Значительный интерес представляют эстетические взгляды и литературно-критическая деятельность болгарских революционных демократов, неотделимые от их общественной работы. Борясь за свободу своего народа, они одновременно боролись за боевое, идейное и правдивое искусство.
И Каравелов и Ботев были последователями материалистической эстетики русских революционных демократов. Находясь под влиянием работ Чернышевского, главным образом его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», Каравелов рассматривал литературу как средство просвещения народа и преобразования социальной жизни.
Христо Ботев в своей литературно-публицистической деятельности идет дальше своего соотечественника и требует, «...чтобы и наука, и литература, и поэзия, и журналистика — словом, вся духовная деятельность его (народа.— А. М.) руководителей приобрела характер политической пропаганды».
Страстно выступая против идеалистической эстетики, против теории «искусство для искусства», революционные демократы призывали болгарских писателей наблюдать, изучать жизнь народа и правдиво отображать ее во всех своих проявлениях. «Только действительная жизнь должна стать предметом искусства»,— писал Л. Каравелов.
В работах Любена Каравелова и Христо Ботева, а также первого болгарского профессионального критика, человека прогрессивных убеждений Нешо Бончева (1855—1878) в Болгарии были сформулированы основные принципы реалистического искусства. Этим принципам они следовали и в своей литературно-художественной практике.
Поэзия Ботева и проза Каравелова были неразрывно связаны с задачами революционной борьбы. Общественным идеалом болгарского революционера Ботева был коммунистический строй, который «в состоянии уничтожить муки, нищету и паразитов рода человеческого» и утвердить «истину, свободу, братство, равенство и счастье на всем земном шаре».
Одна из заслуг Ботева состояла в том, что он пытался определить классовую природу буржуазного государства. В своих публицистических статьях он сумел вскрыть эксплуататорскую сущность буржуазного строя, буржуазного либерализма во всех его проявлениях.
Именно в ту эпоху были заложены традиции болгарской литературы: ее глубокий демократизм, высокая гражданственность, патриотизм, свободолюбие, проповедь гуманистических идей. Эстетическая программа русских революционеров-демократов — Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, их материалистическая эстетика и философия, воспринятая революционной демократией Болгарии, обосновала принципы идейного, народного и реалистического искусства, получившие дальнейшее развитие в Болгарии уже после освобождения от ига османских поработителей.
После освобождения с братской помощью русских войск в 1878 г. Болгария вступила в новый период своей истории — период бурного развития капиталистическоих отношений. Отставшая за века чужеземного владычества во всех сферах экономической и культурной жизни, страна наверстывала упущенное. Ее развитие осуществлялось в сжатых временных рамках.
G ликвидацией турецкого феодального землевладения Болгария превратилась в страну преимущественно мелкокрестьянского хозяйства. Русско-турецкая война, освободительная по своему характеру, сыграла для Болгарии роль буржуазно-демократической революции. Однако цели этой революции не были осуществлены полностью.
К 90-м годам большая часть крестьянства и мелкие ремесленники были разорены. В поисках заработка они направлялись в
города — на возникающие фабрики и заводы. На историческую арену выходил новый класс — пролетариат. Таким образом, в стране сложились необходимые условия для утверждения социал-демократической идеологии.
В 1887 г. князем (монархом) был избран ставленник австро-венгерской династии — Фердинанд Кобургский. Проводником реакционного курса его политики стал глава правительства Стамболов. Диктатуру Стамболова (1887—1894) отличал жестокий полицейский террор.
Гнет реакционного режима — с одной стороны, а с другой — демократические традиции национального Возрождения, революционно-демократическая идеология, созданная усилиями Каравелова, Левского, Ботева, способствовали развитию в Болгарии конца XIX — начала XX в. общедемократического движения и широкому распространению социалистических идей.
По существу, распространение социалистических идей началось еще до рабочего и социалистического движения. В середине 80-х годов через болгарские студенческие кружки в Швейцарии и через Димитра Благоева из России в Болгарию проникают идеи социализма.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.