Большими достижениями в формировании национальной специфики венгерского зодчества отмечена деятельность крупнейшего мастера романтизма — Фридьеша Фесля (1821—1888). Его лучшее сооружение,— концертный зал «Вигадо» в Будапеште (1858—1864) — обладает ярким своеобразием и необычной праздничностью. Узорчатость и щедрость объединенных Феслем в гармоническое целое архитектурных форм восточной (мавританской) и венгерской средневековой архитектуры оказались созвучными эмоциональному темпераменту и героическому характеру венгерского народа, и здание вошло в золотой фонд архитектуры страны. Не основанное на конкретных традициях венгерского зодчества, сооружение обогатило эти традиции и само стало традицией, подхваченной и часто используемой в начале XX в.
Таким образом, прогрессивные тенденции в развитии венгерской архитектуры, проявившиеся в начале XIX в. в завоеваниях международного уровня, в середине века выражались уже в определенных сдвигах в сфере формирования ее национальной специфики.
Процесс капиталистического развития страны и ее индустриализации, сопровождающийся ростом рабочего класса и революционного движения, имел определяющее значение для формирования социальной и художественной программы архитектуры в годы послереволюционных буржуазных реформ, особенно после заключения в 1867 г. компромиссного соглашения между правящими классами Австрии и Венгрии.
Во второй половине XIX — начале XX в. в архитектуре отчетливо выражаются новые демократические тенденции, происходят изменения в соотношении значения отдельных типов зданий, выдвигаются никогда прежде не стоявшие перед зодчими социальные проблемы архитектуры и т. д. Так, борьба за национальное освобождение сообщила особую значительность и смысл широко развернувшемуся в Венгрии строительству сооружений, по-своему олицетворяющих буржуазно-демократические свободы,— парламента, общественных культурно-просветительных и других учреждений. Рост жилищного и промышленного строительства способствовал развитию градостроительного проектирования и осуществлению первых попыток введения планового начала в развитие крупных городов, объективно вдохновлявшихся желанием умерить или свести на нет недостатки предпринимательского домостроительства и частной собственности на землю. Важные истоки развития будущей социалистической архитектуры представляют собой и осуществленные на рубеже XIX и XX вв. мероприятия, направленные на преодоление жилищного кризиса, связанные со строительством рабочих жилищ и рабочих поселков.
Как и новые тенденции в области градостроительства, они знаменовали огромный переворот во взглядах на социальную миссию архитектуры.
Возрастающая роль пролетариата в исторической жизни общества, ожесточение классовой борьбы во всех странах Европы выдвинули на первый план проблему не просто обеспечения жильем трудящихся, но создания для них жизненной среды, соответствующей современному уровню комфорта, гигиены и благоустройства. В годы, предшествовавшие первой мировой войне, в архитектурно-строительной практике промышленно развитых областей Центральной Европы — Германии, Венгрии, Польши — эта новая социальная задача архитектуры получила сравнительно широкую (в условиях существующего общественного строя) реализацию.
В конце XIX — начале XX в. зодчие Венгрии приступили также к решению новых социальных задач, связанных с потребностью в развитии строительства транспортных сооружений, бытовых, культурных и медицинских учреждений для обслуживания широких слоев городского населения. Возникли также принципиально новые задачи рационального регулирования и рациональной планировки значительно увеличившегося по объему строительства крупных городов, в первую очередь Будапешта.
В новой градостроительной деятельности рождались и развивались прогрессивные социальные идеи, ориентированные на разрешение потребностей широких слоев городского населения, формировались типы экономичных жилых домов и массовых зданий общественного и бытового назначения, в том числе и связанных с потребностями рабочего класса (детские сады, ясли, столовые), складывались и новые, отвечавшие современным социально-техническим требованиям и возможностям приемы планировки и застройки городов.
Так, в 1880 г. в Венгрии были построены первые жилые дома с коридорной системой планировки и малометражными квартирами для рабочих и мелких служащих, а в конце XIX в. здания социально-бытового назначения (больницы, школы, детские сады и общественные столовые), отчетливо свидетельствовавшие о зарождении интереса к решению утилитарно-функциональных и экономических задач гражданского строительства, а главное — о демократизации его тематики.
Той же общедемократической тенденцией в архитектуре и строительстве Венгрии последней трети XIX в. порождено обращение к прогрессивным строительным конструкциям и техническим приемам. Частично на основе привлечения иностранных инженеров и фирм в Венгрии строится крупнопролетный зал нового Западного вокзала с 44-метровым пролетом металлического каркаса (1874—1877), новые мосты через Дунай с современными металлическими конструкциями (мост Маргариты, 1872—1875, и Железнодорожный, 1873—1877) и, наконец,— первое в Европе - будапештское метро (1896).
Главным поприщем формирования градостроительных принципов, отвечающих новым требованиям и техническим возможностям, стал Будапешт, образованный в 1873 г. на основе объединения Буды, Пешта и Обуды, а затем — с 1880 г.— отстраиваемый после разрушений от наводнения город Сегед.
Под руководством созданного в 1870 г. Совета Публичных работ Будапешта и на основе проведенного Советом международного конкурса на планировку города в столице были предприняты и к концу XIX в. осуществлены большие работы по сносу части старой, чрезмерно плотной и обветшалой застройки и прокладка нового Лучевого проспекта (ныне улицы Народной Республики) и улицы Лайоша Копгута, образовавших две главные оси городской застройки. Важным градостроительным мероприятием была также пробивка пересекающих эти магистрали двух кольцевых бульваров — внутреннего и внешнего. В последней трети XIX в. в городе было расширено и создано большое число промышленных предприятий, построен ряд крупных общественных зданий и ансамблей, в значительной мере определивших — вместе с новой сетью магистралей и площадей города — его нынешний облик крупной, современной и красивой столицы государства. Естественно, что по мере роста и украшения центрального района города рос и усугублялся контраст благоустроенной и богатой центральной части столицы и окраин города с лишенными удобств стихийно росшими кварталами и районами рабочих жилищ.
Прогрессивной особенностью парадной архитектуры последней трети XIX столетия явилось свойственное ей ансамблевое начало. Нарядные общественные здания Будапешта, построенные талантливым зодчим Миклошем Иблем здание целебных ванн Маргариты, Варкетбазар и знаменитый оперный театр, находившиеся на уровне современных им сооружений развитых европейских стран, выделялись удачной связью с окружающим застройку ландшафтом, крупным масштабом и выразительным силуэтом, обеспечившим им ведущую роль в ансамбле центра столицы.
Особенно большое значение в общем ходе кристаллизации специфических и самобытных особенностей венгерской архитектуры и в развивающейся художественной структуре Будапешта получило здание венгерского парламента, построенного архитектором Имре Штейндлем (1885—1904), и ансамбль, созданный архитектором Альбертом Шикенданцем (1846—1914) в сотрудничестве с архитектором Ференцем Герцогом и скульптором Дьердем Зала, состоящий из трех сооружений — Галереи искусств (1894), памятника тысячелетию Венгрии — Миллениума (1897—1905) и Музея изобразительных искусств (1900—1906). Этот ансамбль Будапешта явился наглядным свидетельством интереса венгерских зодчих к художественным проблемам градостроительства и высокого уровня мастерства пространственной композиции, а также примером удачного использования ряда приемов народной архитектуры (многокрасочный майоликовый фриз Галереи искусств).
Здание парламента выделяется сложным динамичным силуэтом и многоплановостью объемной композиции, подчиненной градостроительному замыслу — обогатить силуэт города и создать яркую художественную доминанту в общем облике городской застройки. Грандиозный объем сооружения, вытянутого вдоль набережной Дуная, представляет живописную картину с бесчисленными готическими островерхими башенками и членениями и высоким барочным куполом в центре. Тяготение к сказочности и живописности, понимаемым как национальные свойства венгерской архитектуры, отличают и сооружения архитектора Фридьеша Шулека «Бастион Рыбака» и церковь Матиаша, составившие вместе еще один характерный и своеобразный ансамбль Будапешта.
В начале XX в. в обстановке обострившейся классовой и политической борьбы, подъема рабочего движения, усилившегося под влиянием русской революции 1905 г., национального сопротивления Австрии обостряется и борьба идеологических и эстетических течений во всех видах искусства.
Исторические реминисценции маститых архитекторов, исполняющих заказы господствующих классов, подвергаются наступлению со стороны оппозиционных течений, отмеченных исканием новых, современных функциональных решений и новых композиционных закономерностей. Общей вдохновляющей целью этих новаторских поисков и устремлений было создание демократической, отвечающей вкусам и потребностям народа и потому апеллирующей к народным формам венгерской архитектуры.
Крупным выразителем новых архитектурных исканий становится архитектор Эден Лехнер (1845—1914). Весь его творческий путь связан с процессом борьбы против отживающих, но укоренившихся в практике и сознании архитектурных систем и закономерностей и поисками новых архитектурных закономерностей и выразительных средств. Прогрессивная тенденция его творчества заключалась в активном использовании в качестве художественных средств композиции утилитарно-полезных элементов сооружений, прежде всего крыш и окон. Это было характерно для народного зодчества и перекликалось с демократическими и реалистическими тенденциями и идеями передовых школ и течений других видов венгерского искусства рубежа XIX и XX столетий. Большое значение в композиции сооружений Лехнера имеет также пластичная лепка целого из разновысотных — выступающих и заглубленных объемов, башен и ризалитов, завершенных различными по форме, выполненными из узорчатой черепицы декоративными покрытиями.
Ряд произведений Лехнера, например Ратуша в Кечкемете (1892) или Институт земледелия в Будапеште (1898—1899), вызывает ассоциации с несколько более поздними или одновременными композициями русского зодчего Ф. Шехтеля. Оба зодчих придавали большое значение выразительности силуэта крыш и успешно сочетали обновление традиционных форм оконных проемов с новыми приемами их ритмической группировки и повторов. Оба охотно применяли в композиции фасадов и интерьеров сооружений декор, выполненный из цветной керамики с использованием народных мотивов.
Особенно важную роль в развитии венгерской архитектуры по пути прогресса сыграл талантливый создатель венгерского модерна — архитектор Вела Лайта (1875—1920). Значительно превзойдя своего учителя Лехнера, он явился подлинным новатором предвосхитившим многие идеи и принципы утвердившейся в Европе лишь в 20-х годах нашего столетия архитектуры функционализма. Проектируя сооружения самого различного назначения — жилые, общественные и торговые, он широко использовал выразительные возможности сочетания различных по фактуре и цвету строительных материалов — облицованных кирпичом и оштукатуренных поверхностей, грубой и гладкой кладки, рваных квадров. В поисках национальной специфики он использовал в композиции фасадов выполненные по народным мотивам деревянные резные вставки, накладки из кованого железа, цветные металлические элементы и т. д. Придавая большое значение функциональной логике планировки сооружений и согласованности форм с характером материалов и конструкций, Лайта значительно обогатил художественный язык архитектуры, продемонстрировав в своем творчестве большие выразительные возможности, заложенные в строительных материалах, конструкциях и функционально-необходимых элементах сооружений.
Намного опередив свою эпоху, работая в годы еще не изжитой эклектики, Лайта получил официальное признание лишь от Венгерской Советской республики, правительство которой предложило ему университетскую кафедру.
Таким образом, в первые десятилетия XX в. в архитектуре Венгрии были сделаны важные шаги по пути ее демократизации, ибо в основе признания важного формообразующего значения утилитарно-функциональных и конструктивных основ сооружений лежали идеи создания доступной для всех, прекрасной среды повседневного обитания, социалистические идеи передовых представителей европейского модерна — У. Морриса, Ван де Вельде и др.
Благодаря сложному и зависимому положению Венгрии в системе «двуединой» австро-венгерской монархии, из которой Венгрия вышла лишь в 1918 г. в качестве Венгерской Советской Республики, специфика развития в ней прогрессивных идей, к которым восходят истоки социалистической культуры, в области стилевых исканий заключалась в переплетении и сочетании общих для модерна всех европейских стран идей и концепций с идеями создания национального стиля.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.