Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Венгрия. Часть 17-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Бела Уиц олицетворял в этих исканиях «микеланджеловскую» линию. В искусстве Восточной Европы XX в. обращение к Микеланджело возникает у Коненкова и Голубкиной, у румынского ваятеля Пачури и югославского скульптора Мештровича.
Такое повышенное внимание не случайно. Многие художники видели в творениях великого итальянца черты, созвучные переживаниям и помыслам человека, тянущегося к гуманистической гармонии и вместе с тем испытывающего силу потрясений современной эпохи.
О многостороннем видении Уицем наследия Микеланджело свидетельствует и другой его рисунок, репродуцированный в журнале «Тэтт»,— «Плач». Обобщенные по своим формам фигуры, образующие треугольную композицию, возникают из темноты фона, словно высвеченные ярким светом.
Удивительная ясность целого свидетельствует о том, что Уиц воспринял достижения итальянского пластического искусства в решении одной из главных своих задач — укрупнить форму, выявить ее конструктивную основу и освободить от ненужных деталей.
Геометризация отдельных частей изображения убеждает, что Уиц использует и школу кубизма как фундамент экспрессивной выразительности. Это скульптурное переплетение тел полно напряжения. Такая атмосфера создается не только контрастом светотени, но и обостренной подвижностью линейных контуров.
Изображение мужчины, объятого темнотой ночи, поддерживающего рукой голову (в основе здесь также микеланджеловский мотив), как бы воплощает беспросветную скорбь. Необходимо сказать еще об одной грани искусства художника: Уиц искал монументально-обобщенное изображение трудящегося человека.
В рисунке «Прачка» (1912; аналогия картине Пикассо) он создает образ, сочетающий в себе утверждение физически здорового, деятельного человека и лирическое обаяние.
Преувеличение объема, острота ракурса не исключают в этом изображении классической цельности. Человек труда понят здесь без идеализации, в активном осознании своей силы и перспективы.
Уже во время короткого существования «Тэтт» начали выявляться различные идейные аспекты активизма. Редактор журнала Кашшак выступал против войны. В то же время представление о новом обществе у него сложилось на основе весьма отвлеченных нравственных принципов.
В дальнейшем, в пору работы в журнале «Ма» и в венской эмиграции Кашшак-художник выступает как представитель анархического крыла активистов. Принципы кубизма, как указывалось, играли в поисках группы, объединившейся вокруг журнала, большую роль.
Кашшак воспринял главным образом идею кубистического разложения формы, что в конечном счете привело его к абстракционизму. Но это произошло позднее. Поначалу экспрессионистский стиль таких работ заставлял видеть в них анархический протест, но в свете художественной эволюции XX в. они должны восприниматься как явление, принципиально далекое от борьбы масс и идей социалистического переустройства.
Что касается кубизма, то отношение к нему художников, группировавшихся вокруг журнала «Ма», было далеко не одинаковым. В 1917 г. в журнале была опубликована статья французского критика Ривьера. Обосновывая принципы кубизма, которые должны спасти художника от «ига» светотени и перспективы, Ривьер выступает, однако, против аналитического разложения формы.
Он призывает указывать «внутреннюю иерархию предметов», то есть создавать синтетические образы. Бела Уиц, Иожеф Ламперт и другие сотрудники журнала «Ма» стремились сохранить — при всем экспрессивном напряжении своего стиля — образ человека как основу прогрессивного искусства.
Для них это было необходимо, чтобы противопоставить свой революционный гуманизм старому миру. Формальные эксперименты были подчинены у них задачам идейной борьбы.
Художником, который наиболее последовательно и определенно отразил революционные настроения, проявившиеся в журнале «Ма», был Шандор Бортник (1893—1976).
В его работах программно трактуются темы борьбы рабочего класса, образы его вождей. Появление таких произведений в самый канун венгерской социалистической революции было закономерно. Накаленность общественной атмосферы, поляризация социальных сил должны были получить преломление в изобразительном творчестве не только в поисках нового гармонического идеала или в протесте по отношению ко всем существовавшим формам живописи, но и в искусстве, ясном в своей классовой направленности.
Образы рабочих Шандора Бортника — новая ступень после произведений К. Кернштока и А. Феньеша в национальном художественном движении первых двух десятилетий XX в., ознаменовавшаяся прославлением рабочего, проникнутого революционным сознанием.
Сам путь Бортника, начавшего свою деятельность с изготовления парфюмерных знаков в захолустном городке и сравнительно быстро пришедшего в поисках общественно значимого искусства в лагерь активистов, очень показателен для кануна революции, когда общественные процессы невероятно ускорились.
Быстро познавал молодой художник и новые стилевые принципы. Осваивая кубистическую условность, он не столько в ту пору отдавал дань увлечению группы «Ма», сколько воспринимал ее как средство активной выразительности, позволяющей поэтизировать атмосферу борьбы и утверждать передовые общественные идеалы.
Более всего эти намерения осуществлялись в созданных художником линогравюрах «Красное знамя» (1918), «1 Мая» (1919), «Ленин» (1918).
Уже сама символика Бортника («красное знамя», «красная фабрика») говорит о его попытке искать новые приемы изображения борьбы пролетариата. Эта символика, как, впрочем, и все искусство Бортника, рассчитано по существу на плакатное воздействие.
Его графика, далекая от изысканной декоративности, безусловно показывает закономерное выдвижение в предреволюционную пору изобразительных средств, насыщенных активным общественным пафосом и понятных широким массам. В линогравюре «Красное знамя» обобщенно представлены фигуры трех рабочих со знаменем.
Энергичные очертания фигур, их повторяющийся ритм позволяют почувствовать твердую поступь рабочих — завтрашних хозяев мира, монолитность их рядов. В то же время отношения черно-белого, порой звучащие диссонансом, передают ощущение тревоги, взвинченность чувств.
С именем Бортника связан первый в венгерском искусстве образ Ленина. Среди гравированных портретов вождей мирового пролетариата этот лист отличается концентрацией выразительных средств. Ясная композиция геометрических форм, экспрессивные подчеркивания призваны передать ленинскую волю и целеустремленность.
Изобразительное искусство Венгерской республики 1919 г. безусловно явилось скачком в сравнении с предшествующим развитием живописи. Но этот скачок был подготовлен ранее всем предшествующим опытом передовых венгерских художников, мечтавших об освобождении человека от социального гнета, о раскрепощении его духовных сил.

АРХИТЕКТУРА

Важная роль в процессе зарождения социалистических тенденций в архитектуре Венгрии, связанном, как и повсеместно, с ростом рабочего класса и развитием революционного движения пролетариата, отчетливо прослеживаемом лишь с 60—70-х годов XIX столетия, принадлежит комплексу идей и понятий, рожденных национально-освободительным движением.
Общедемократические идеи борьбы за национальное освобождение и национальную культуру сохраняют неизменную актуальность на протяжении всего XIX и начала XX в. К ним в первую очередь и восходят истоки социалистической архитектуры в Венгрии.
Развитие прогрессивных тенденций венгерской архитектуры первой половины XIX в. связано с борьбой за утверждение международного престижа венгерской культуры, а также с зарождением в стране — в условиях полуфеодальных отношений — элементов капитализма.
В начале XIX в. широко разворачивается строительство в Пеште, причем в интересах рационального роста и развития города в 1808 г. была организована специальная комиссия по украшению Пешта, проработавшая до 1857 г. и способствовавшая стилевому единству и регулярному началу застройки.
Интерес к целостной функциональной и художественной организации застройки районов, улиц и площадей, а не только к архитектуре отдельных уникальных сооружений знаменовал возникновение в архитектуре тенденций, несущих в себе элементы демократической культуры.
Развитие венгерской архитектуры этого периода отмечено выдвижением новых архитектурных тем, связанных с вступлением страны на путь буржуазных реформ и преобразований, а также с задачами подъема национальной культуры.
Ведущими объектами нового строительства становятся здания городского или областного управления (Ратуша в Пеште), высшие учебные заведения и школы, музеи и другие учреждения культурного назначения.
Стилевая направленность венгерской архитектуры первой половины XIX в. определялась эстетикой классицизма, созвучной ведущим идеям эпохи просветительства и буржуазных реформ.
В то же время архитектура классицизма, формировавшаяся в Венгрии под воздействием идей национального самоутверждения и независимости, в противоборстве с влиянием традиций и авторитета австрийского зодчества, а также с 20-х годов XIX в. под воздействием идей романтизма, получила свои национальные черты — простоту, теплоту, мягкость, человечность.
Эти черты в известной мере характерны уже для первых сооружений венгерского классицизма, например построенных архитектором Михаем Пехи (1755—1819) зданий церкви и коллегии в Дебрецене (начало XIX в.).
Огромное значение в широком распространении в Ёенгрий архитектуры классицизма имела деятельность венгерского архитектора Михая Поллака (1773—1855), построившего много крупных зданий, в их числе первые в Венгрии многоэтажные доходные дома, ряд сооружений общественного назначения и, вместе с английским инженером Кларком,— Цепной мост в Будапеште.
Последнее сооружение, характерное применением прогрессивной металлической конструкции, знаменует вступление венгерской архитектуры на путь технического прогресса, связанного с развитием национальной промышленности.
Некоторые из построенных М. Поллаком сравнительно скромных по своему масштабу и декоративному убранству «замков» (в Алксуре, в Сексарде и Деге) напоминают провинциальные усадьбы позднего классицизма в России и Польше, свидетельствуя о преодолении влияния австрийской архитектурной школы и о проникновении в Венгрию влияния близких по духу народно-демократических тенденций славянской культуры.
В то же время пафос патриотических чувств венгерского народа, достигший максимального накала в годы, предшествовавшие революции, в ходе ее развития (1848—1849) и в период жестоких репрессий после ее подавления, способствовал распространению в архитектурном творчестве эстетических идеалов и творческих принципов романтизма.
Наряду с наложением элементов романтизма на стилевую систему классицизма в архитектуре формируется и самостоятельное романтическое направление.
Однако, если писатели, поэты и художники Венгрии, работавшие в духе романтизма, широко использовали темы и образы героического прошлого страны для выражения патриотических чувств и мобилизации народа на дальнейшую борьбу за национальную независимость, то архитекторы, лишенные возможности использовать сюжетные аналогии, обратились к вызывающим столь же определенные героико-патриотические ассоциации формам народного и средневекового зодчества.
Борьба за создание национального стиля, ставшая определяющей задачей венгерского архитектурного романтизма, явилась крупным вкладом зодчих в дело борьбы за национальную культуру и искусство, формой выражения и стимуляции патриотических чувств и национально-освободительных идей.
Высокие освободительные цели нового архитектурного течения нашли выражение уже в первом значительном сооружении венгерского архитектурного романтизма — церкви в с. Фот (1845—1855), построенной архитектором Миклошем Иблем (1814—1891).
Это сооружение характерно использованием мотивов и форм средневекового зодчества, обладает незаурядными художественными достоинствами и самобытностью.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +