Произведения, связанные с темой свободного человека, ищущего гармонию мира и жаждущего использовать свои нераскрытые жизненные потенции, можно найти и у других живописцев «восьмерки». При всем различии пластических воплощений эти стремления художников приобретали, как правило, общий им всем социальный смысл. Их творчество, хотя и в опосредствованной
форме, отражало недовольство окружающей действительностью буржуазного общества и утверждало гуманистические идеалы. Живописные образы «восьмерки» не ограничивались пантеистической влюбленностью в мир (ранние картины Кернштока, натюрморты). Зрелые композиции отнюдь не были бегством в счастливую Аркадию.
В произведениях «восьми» накапливается заряд динамической энергии, чтобы получить размах неудержимой экспрессии в таких произведениях, как возникший в 1919 г. знаменитый плакат Пора «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» с изображением двух обнаженных гигантов под знаменами революции. Или в другом плакате — «К оружию!» Роберта Береньи — в фигуре красноармейца со знаменем, устремленного вперед в революционном порыве.
Определенная общность идейных и пластических тем и мотивов, разрабатываемых группой живописцев в предреволюционную пору и в годы Венгерской Коммуны, сам ход эволюции ведущих художников объединения «восьми», их сложное и мучительное движение к идеалам общества, раскрепощенного от гнета и духовного порабощения, имело весьма существенное значение для рождения социалистического искусства Венгрии.
В разных жанрах живописи давали себя знать прогрессивные поиски, рожденные предчувствием революции, зарождались идеалы и принципы, в дальнейшем послужившие для возникновения социалистического искусства. «Пустая бессодержательная красота, самоцельные стилистические упражнения не имели права на существование в нашей стране, беременной революцией»,— пишет Г. Погань.
Кроме упомянутых картин у мастеров «восьмерки» появлялись и композиции, более конкретно обращенные к явлениям действительности. Активную роль играло у них портретное искусство. Групповые и одиночные портреты, написанные этими художниками, остро запечатлели в себе существенные особенности духовно-интеллектуальной атмосферы 1910-х годов, царящее в ней напряжение. Среди других работ в этом жанре выделяется написанный Пором в 1909 г. групповой портрет «Семья». В образах рано повзрослевшего юноши, старого интеллигента, двух стоящих девушек и других персонажей картины Пора доминирует атмосфера тревоги, напряженного размышления. Есть в этой панораме характеров и более определенный нравственный аспект моральной ответственности человека в мире назревающих перемен. Недаром критик Имре Дери пишет о монументальности этой картины, об отразившемся в ней трагическом ощущении мира. «Тяжелое прошлое, мучение предыдущих десятилетий, борьба и ее надломленность, нищета и горечь, своеобразная застылость этих живых людей, отражающая гибель многих надежд».
В других своих Портретах участники объединения «восьми», напротив, пытаются более активно представить личность, полную внутренней ответственности, пытающуюся осознать жизненные судьбы общества, найти свое место среди противоречий и борьбы. Таков портрет известного венгерского поэта-демократа Эндре Ади, созданный Дежё Циганем. Широкоплечая фигура Ади занимает почти все полотно. Задумчивое лицо выступает из темноты фона, привлекая внимание своим обаянием, благородной сосредоточенностью. Это лицо проникнуто большой верой, убежденностью, что «надо отвоевать свободу и порядок для нашей доброй маленькой отчизны. Когда кругом, кровоточа, несутся миры, века, народы-великаны, колеблются предания и троны» 9.
Совсем иными приемами — широтой композиции, динамичным характером целого — отмечен «Автопортрет» Дежё Циганя. Художник изобразил себя в движении крупным планом на фоне пейзажа с уходящей вдаль дорогой, которая точно увлекает его за собой. Фигура чуть сдвинута по отношению к центру картины. Отчасти благодаря этому вся композиция приобретает особую пространственную широту, играя немалую роль в воплощении темы активной личности, деятельно связанной с миром.
Общим для двух названных портретов является понимание высокой ценности человека как подлинной основы жизни и надежд на будущее.
Период первой мировой войны, оказавшийся рубежом для всей жизни страны, повлиял на процесс формирования социалистического искусства.
Венгерские авторы отмечают, что картины о войне создавали художники, в чьем творчестве и раньше чувствовались критические мотивы. Как правило, это были мастера, независимые от различных художественных школ. Так, у Иожефа Эгри отклик на войну проявился в экспрессионистических произведениях, в которых запечатлены моменты социальной критики. В том же направлении эволюционизирует живопись Меднянски. Картины Яноша Вассари, изображающие фронт, отличает пафос общественного обвинения. У Дьюлы Руднаи возникают в эти годы новые приемы типизации в изображении людской массы. Складывается интересная ситуация: антивоенное звучание приобретали образы, созданные в основном мастерами, отнюдь не левых художественных направлений. Однако в целом стиль творчества этих живописцев явно переменился. В нем нарастает драматизм, сгущенность сопоставлений, экспрессия колорита.
Это заметно, например, у Ласло Меднянски (1852—1919), известного пейзажиста, создавшего ряд полных щемящего настроения полотен в своей излюбленной коричневатой гамме.
Фронтовые зарисовки Меднянски — это экспрессивное обобщение, полное документальной убедительности. Ободранные, покрытые лохмотьями, как будто заброшенные на край света люди предстают в них в обаянии нравственной красоты. Эти образы излучают такую человеческую силу, такую гуманную мечту о будущем, такую неистребимую надежду, что в них по праву видишь предвосхищение передовых исканий последующих поколений художников.
Меднянски верил в людей, в тяжелые минуты испытаний сохранивших свое человеческое достоинство. Но его фронтовые изображения воспринимались одновременно и как свидетельство страшного неблагополучия мира под гнетом помещичье-буржуазной власти. В них видится упорное стремление прорваться сквозь трагизм современности к новому будущему.
На выставке тысячелетия венгерского искусства в Москве в 1971 г. одной из наиболее сильных работ венгерской живописи XX в. оказалось полотно Яноша Вассари «Военнопленные» (1916). Изображение массы солдат, с понурыми головами идущих на гибель на фоне серого неба, через которое отчаянно пробиваются не то всполохи солнца, не то отсветы пожарищ, создает настроение глубочайшего трагизма. Традиционность и вместе с тем космичность пейзажа позволяют воспринять это монотонное шествие как символ неизбежности гибели миллионов людей. Нора Аради замечает: в пору войны для художников разных стран основной темой была тема жизни и смерти. Для наиболее прогрессивных из них она оборачивалась образом массовой бойни.
Антивоенными настроениями было проникнуто и движение активистов. В него входили и художники, прямо утверждавшие в своем творчестве социалистические идеи, и имевшие о них весьма отдаленное представление, входили как сторонники реалистической изобразительности, искавшие ее новые формы, так и люди, видевшие в экспериментаторстве возможность протеста против буржуазного мира. Идейные воззрения активистов находились в разной и часто далеко не прямой связи с их художественной практикой. Но существовало нечто их всех объединяющее — отрицание буржуазного общества, стремление его разрушить, поиски идеала грядущего. Здесь были свои оттенки, противоречия, расхождения. Однако в целом активисты настаивали на решительном изменении существующих общественных отношений. Еще одной чертой объединения была приверженность к экспрессивной выразительности, существенным элементом которой было освоение опыта кубизма и футуризма и некоторых других течений, возникших в XX в. Стремясь передать атмосферу беспокойства и нарастание социального недовольства, активисты в особенности обращали внимание на практику экспрессионизма. Они хотели создать искусство, всей своей структурой воздействующее на зрителя как призыв, как будитель его чувства, совести, разума.
Активизм прошел в своем пазвитии несколько стадий. Вклад, внесенный этим движением в формирование социалистического искусства, определяется исканиями периода подготовки Венгерской революции 1919 г., произведениями, возникшими в дни Венгерской Коммуны, и, наконец, прогрессивной линией художественного творчества революционной эмиграции. Мы останавливаемся здесь только на первом этапе, связанном с деятельностью групп интеллигенции, сложившихся вокруг журналов «Тэтт» и «Ма».
Активизм — следующая и противоположная «Сецессии» ступень развития художественного процесса — отразил общественное беспокойство, разлад человека с буржуазным миром.
В ноябре 1915 г. начал выходить журнал «Тэтт», просуществовавший совсем недолго (до апреля 1916 г.). Он был запрещен за «антимилитаризм и клевету на родину». Стихотворение «Мастер», опубликованное Кашшаком, хорошо выражало один из важных пунктов эстетической концепции литераторов и художников, группировавшихся вокруг журнала,— идею космического изменения мира руками человека. Это гуманистическое и революционное начало чувствуется и в работах художников, сотрудничавших в «Тэтт»,— Б. Уица, И. Ламперта, Ш. Бортника.
Характерным для «Тэтт» явились работы Б. Уица (1887—1972). Его картина «Купальщицы» свидетельствует о приверженности художника к поискам гармонического идеала. Мощные фигуры, выдвинутые на первый план и представленные на фоне цветущей природы, имеют явную связь с образами Ренессанса. Удивительно монументально это изображение с его поэзией широкой привольной жизни, здоровых и сильных людей. Здесь безусловно сыграли свою роль впечатления, полученные от поездки в Италию. Тема картины навеяна искусством Микеланджело. Сходство тут не только в характере образа, но и в мотиве (фигура стоящей женщины на первом плане с закинутыми за голову руками). Воздействие Микеланджело, традиции Возрождения ощутимы и в других работах активистов. Юлия Сабо верно замечает, что «в отличие от немецких экспрессионистов, принципиально отрицавших в своем искусстве наследие Возрождения, венгерские активисты явно испытывали к нему влечение, в особенности к искусству Луки Синьорелли, Сандро Боттичелли, Микеланджело. Ибо оно выражало стремление к нервной диссонансной выразительности или монументальной мощи».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.