Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Венгрия. Часть 15-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Влюбленность в живое очарование мира, демократическое мировоззрение некоторых лучших представителей Надьбаньи, их протест против подавления изобразительного творчества со стороны правительства — все это не прошло даром для последующих поколений.
Конечно, немало живописцев увидели в опыте Надьбаньи лишь сумму формальных открытий. Но были и такие, кто унаследовал и развил ее прогрессивные начинания.
Два представителя семьи Ференци — Бени и Ноэми, выросшие в этой атмосфере, впоследствии связали свою судьбу и многие творческие тенденции с задачами борьбы против эксплуатации, с прославлением нравственного величия пролетария.
Традиции семьи Ференци воспринимаются сегодня как важное слагаемое в возникновении социалистического искусства в Венгрии. Это особенно осознавалось на московской выставке «Семья Ференци» в 1969 г.
И в рассматриваемый период, и в дальнейшем судьбы искусства складывались в Венгрии отнюдь не однолинейно. В истоках социалистического искусства многие начинания определялись среди сложных исканий, противоречивых позиций, интуитивных стремлений значительно чаще, чем под знаком программной определенности.
Почва для рождения нового социалистического искусства возникла в совокупности самых различных исканий, эволюции демократических художественных течений, прогрессивного развития живописных жанров.
Поэтическое проникновение в повседневную жизнь народа, в его глубокое чувство к родной земле также способствовало укреплению демократизма венгерского искусства. Речь идет теперь в основном о пейзаже альфельдских мастеров.
Альфельд — большая венгерская равнина, издавна ставшая излюбленной темой национальной живописи. «Альфельд, может быть, единственная область в Венгрии, где со всей полнотой проявился народный характер в его сложном многообразии.
Сердца его жителей неотделимы от судьбы родного края, велика их любовь к своей земле, и естественно, что художники стремились в первую очередь передать эту глубокую общность народа и неповторимой красоты просторов Альфельда».
Созвучие народному чувствованию, эмоциональное ощущение трудной доли народа, необыкновенная чистота и гуманизм сделали живопись Альфельда причастной к историческому процессу зарождения демократического, а впоследствии социалистического искусства.
Когда в конце XIX в. в Альфельде, Сольноке, Кечкемете, Хёдмезевашархейе были созданы общины художников, самым популярным жанром у них стал пейзаж.
Изображение Хортобадьской степи, работающих на полях сельских тружеников, пирамидальных тополей, романтически одиноких колодезных журавлей пропущено живописцами Альфельда сквозь призму переживаний венгерского крестьянина неразрывно связанного с судьбой страны.
Широко известно полотно Яноша Торнаи «Горькая венгерская доля». Степь, голая степь до горизонта, темное тревожное небо. Лишь с трудом пробиваются сквозь бегущие облака отблески солнца. На первом плане силуэт понуро стоящей лошади. Вспоминаются строки Эндре Ади: «Он, полный рабством, кровью, потом, простор венгерский, бедный, скорбный».
В середине 90-х годов в Альфельде началось крестьянское движение, которое приобрело огромный размах. Из крупных событий силой протеста масс выделяется восстание в Хёдмезевашархейе.
Поводом к выступлению послужила конфискация книги листовок местного союза сельскохозяйственных рабочих. Кровавые столкновения полиции и войск с крестьянами были отмечены многочисленными жертвами. События в Хёдмезевашархейе получили известность за границей, в частности в России.
Вся атмосфера Альфельда была проникнута в начале XX в. демократическими настроениями. Она ощутима и в живописи. Предметом изображения служили не только крестьяне.
У отдельных мастеров можно найти подчас выразительные социальные характеристики и городской бедноты. В этом отношении интересен Адольф Феньеш. Среди множества жанровых полотен («Лущение бобов», «Девушка-швея») он создал две небольшие картины, посвященные нарождающемуся пролетариату.
Большое впечатление производит карандашный рисунок к картине «Поденщик». Художник увидел в этом венгерском пролетарии решительный и непреклонный характер, сознание своей силы.
В трудных процессах обретения живописью своей новой общественной миссии важную роль сыграли поиски «группы восьми». В состав ее входило несколько одаренных художников: Роберт Берень, Дежё Цигань, Бела Цобель, Карой Керншток, Эден Маффи, Дежё Орбан, Берталан Пор, Лайош Тихани.
Большинство участников объединения пробовали свои силы в различных жанрах живописи, графики, плаката, настойчиво решали задачи монументального искусства.
В значительной мере «группа восьми» возникла как реакция на кризис надьбаньской школы, которая все больше приобретала черты своеобразного академизма.
Тема слияния человека и природы, заявленная членами этой колонии как протест против академической условности, превратилась теперь в каноническое требование, ограничивающее возможности познания новых жизненных связей и отношений.
Поздние представители Надьбаньи отрицали всякие художественные искания, выходящие за рамки импрессионизма. Между тем утверждение новой гармонии и выразительности не могло быть достигнуто импрессионистической передачей виденного.
Образы, проникнутые только лирическими настроениями, не могли передать обостренной сложности человеческих переживаний, накал идейно-философских исканий, характерный для десятилетия, предшествующего революции 1919 г.
Пластической основой для «группы восьми», как и для большинства направлений, возникших в первые два десятилетия XX в., стало освоение открытий Сезанна. Живописная система Сезанна воспринималась тогда по-разному.
Она использовалась и для воплощения ясного конструктивного видения мира, и в попытках представить действительность как анархический хаос, и для познания вещественности и динамики окружающих нас предметов, и для самоцельной деформации.
Эти тенденции нередко остро сталкиваются. Художественные направления, идущие от принципов Сезанна, развивались под влиянием различных факторов, среди которых факторы общественные играли далеко не последнюю роль.
Можно отметить немало случаев, когда, начав с как бы замкнутых в себе формальных построений, художники в дальнейшем все чаще связывали свои эксперименты с социальными проблемами и прогрессивными нравственными идеалами.
Именно так было в Венгрии: мастера «восьмерки», как правило, подчиняли свои пластические разработки своеобразно понятой общественной миссии искусства.
Они добивались конструктивного построения картины, ясных пространственных отношений фигур, плоскости, пейзажа, стремились в целом к обобщению формы, к ее монументальному звучанию. В лучших произведениях Кернштока, Береня, Пора традиция Сезанна осмыслена творчески и отнюдь не узко.
Более непосредственное увлечение живописью Сезанна можно проследить в натюрморте — жанре, в котором этот выдающийся французский мастер воплотил свои принципы с особой последовательностью. Для многих первые уроки Сезанна начинались именно с натюрморта.
Подобно русским живописцам «Бубнового валета», которые, используя элементы сезанновской системы, создавали интересные самостоятельные произведения, получающие ныне растущее признание, художники «восьмерки» оказались в своих работах достаточно индивидуальными.
Конечно, среди них не было талантов со столь мощным ощущением монументальной пластики, каким, например, показал себя Лентулов, тончайших колористов, подобных Кончаловскому или Фальку. Их полотна содержали свое восприятие мира, темпераментно воплощенное средствами живописи.
Как уже отмечалось, сезанновская система была избрана «восьмеркой» отнюдь не случайно. Опираясь на нее, участники этого объединения пытались утвердить свои идейно-нравственные позиции, свой прообраз счастливого общества как нечто устойчивое, монументальное.
Верность гуманистической теме, активной действенной роли человека в мире отличает произведения Кернштока, Пора, Береня от работ тех сезаннистов, которые механически воспринимали устройство мира.
Обратимся к творчеству К. Кернштока (1873—1940). Это автор картины «Агитатор в заводской лавке» (1907), отражавшей наряду с упомянутыми нами композициями Мункачи и Ревеса обострение противоречий венгерской жизни й возникновение новых общественных сил.
В дальнейшем, однако, художник тяготеет к иному. Он все чаще изображает обнаженную человеческую фигуру в пейзаже. В картине «Всадники у воды» (1910) Керншток создает своего рода динамическую гармонию, стремление к которой отличало «восьмерку» от художников Надьбаньи.
Во взаимоотношениях человека и природы акцент делается теперь не на природе, а на человеке. Контрастные движения фигур, всадников, людей на фоне реки и растущих вдали деревьев, сочетание чистых синих, бледно-красных и зеленоватых тонов делает полотно Кернштока живым воплощением мечты о гармоничной жизни в единстве с природой.
На первом плане возвышаются фигуры обнаженных юношей, мускулистых и стройных. Так поэтизируется героическое начало. Если Петров-Водкин в «Купании красного коня» вспоминал бесплотные фигуры итальянского Проторенессанса, то Керншток и некоторые другие участники «восьмерки», изображая развитое тело атланта, обращаются к фрескам высокого Возрождения, прежде всего к работам Микеланджело.
Вначале в своих монументальных поисках мастера «восьмерки» больше обращались к монументально-декоративной стилистике сецессии, чем к живописной системе Сезанна.
Так, в витражах Кернштока для виллы Шеффер легко распознать типичные для начала века стилизованные фигуры и графически-живописную систему символизма, которые вполне укладываются в границы типичных декораций интерьеров особняков 1910-х годов.
Но в контексте некоторых устремлений «восьмерки» и эволюции самого Кернштока оно симптоматично, ибо свидетельствует о желании связать свои искания с более широкой массовой аудиторией.
Обратимся к работам Берталана Пора (1880—1964) — еще одного члена «восьмерки». Мощь человека-творца, размышление, обращенное в будущее,— таков смысл его картины «Нагорная проповедь» (1911).
Решенная в сине-лиловых тонах, горизонтальная по своему формату, она изображает мощные фигуры на фоне голубого пустынного пейзажа. Б. Пор выносит фигуры на первый план, создавая в то же время иллюзию огромного пространства.
«Эта картина излучает из себя веру, вознесенную в обществе, которое переживает период перемен»,— пишет Кристина Пашут. Трактуя религиозный мотив как призыв к размышлению и ответственности человека, Пор по-своему отразил сложные поиски передовых нравственных и общественных идеалов в Венгрии начала XX в.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +