Изживание влияния академического романтизма в Венгрии затянулось на длительный период, вплоть до десятых годов нашего века. Первый и сильный удар по нему был нанесен Мункачи и другими художниками, так или иначе связанными с тенденциями критического реализма.
Мункачи создавал свежие композиционные построения, смело используя впечатления, почерпнутые из жизни, искал напряженные цветовые контрасты, эмоциональную драматургию цвета в картине. Как колорист он, безусловно, прокладывал новые пути живописного искусства. Освободив свои картины от пестроты и самоцельной колористической маэстрии, по-новому вспомнив о таинственных темных фонах Рембрандта, о работах старых мастеров, Мункачи создавал изысканные и драматические сочетания чистых тонов цвета, наделенные силой обобщения.
Новаторство социального видения шло у этого художника рука об руку с новым пониманием пластики, цвета, композиции. И не случайно полвека спустя полотна Мункачи стали в Венгрии символом гражданской честности, смелого подхода к задачам искусства во всей их сложности.
Исследователи венгерского искусства отмечают нарастание в нем протеста против существующей действительности, особенно усиливающегося в последние годы XIX в. В это время появляются «Забастовка» (1895) Мункачи, «Ардские мученики» Я. Торнаи, «Агитатор в заводской лавке» (1897) К. Кершптока и «Хлеба!» (1894) И. Ревеса. Было бы непростительным схематизмом видеть в этих картинах непосредственные истоки социалистического искусства. Мункачи, Ревес, Торнаи увидели в борьбе рабочих, в социальном возбуждении масс зримую сторону событий, еще не осознавая и не показывая ее глубинной сути. Однако передавая свою искреннюю взволнованность происходящим, они по-своему отразили возникновение социальных сдвигов в венгерском обществе, участившиеся в эти годы коллективные выступления рабочих.
Эта борьба трудовых масс, поиски новых общественных идеалов оказывали влияние на эстетическое сознание. При известной наивности созданных художниками картин, в которых агитаторы, носители нового, представали как фанатики, проповедники, образы эти имеют принципиальное значение.
Появление «Забастовки» Мункачи после серии его салонно-описательных картин симптоматично. Оно свидетельствовало о возрастающей чуткости художников к жгучим социальным вопросам венгерской действительности. Замысел картины Мункачи возник под впечатлением спектакля, поставленного по драме Сиглигети «Забастовка» (отсюда, очевидно, своеобразная «театральность» ее композиции). Как и в картине «Последний день приговоренного», здесь переданы самые разные настроения людей — от энтузиазма до равнодушия. Авторской оценки изображаемого события нет, но его приподнятая атмосфера остро почувствована. Заметим, что тема забастовки в этот период популярна в искусстве разных стран. В произведении Мункачи она
трактована в духе синтеза жанрового реализма конца XIX в. и романтических традиций.
В картине К. Кернштока «Агитатор в заводской лавке» раскрывается иная грань общественной ситуации рубежа двух веков. Впервые в венгерской живописи изображен пролетарий как активный характер. Правда, Керншток, передавая типы фабричных, акцентирует прежде всего их физическую силу, но так или иначе — это попытка передать тип новой социальной среды. Важно и другое: художник изобразил «сознательную сходку людей» (Н. Аради).
Еще одна особенность борьбы против буржуазной эксплуатации отображается в венгерской живописи конца 90-х годов — растущая массовость движения, в котором люди все чаще осознают себя как единое целое, противостоящее угнетателям. В изображении групп крестьян в «Хлебе» Имре Ревеса, монолитно стоящих на земле на фоне тревожного неба, есть и сознание силы, и эмоциональный накал, предшествующий взрыву.
В развитии рабочего движения Венгрия отстала от таких стран, как Германия и Россия, поэтому эмоциональная определенность произведений венгерских мастеров естественно уступает типическим изображениям Ярошенко и Касаткина. Однако, как видим, у них складывались свои методы, с помощью которых можно было передать в искусстве тему сплочения угнетенных масс.
Новый этап в осмыслении перспектив социалистического искусства в Венгрии начинается на рубеже XIX—XX вв. Развитие изобразительного творчества в это время усложняется. Возникают новые художественные направления и искания. Борьба за идеалы справедливого общественного устройства, за социальное освобождение человека приобретает в искусстве множественность форм. В большинстве случаев произведения венгерской живописи не содержат теперь прямой социальной тенденции. Они указывают, однако, на сознательное или инстинктивное тяготение художников к гуманистическим идеалам, чуждым буржуазной действительности, осуществимым в жизни лишь в условиях ликвидации эксплуататорского строя.
Борьба против консервативных установлений буржуазно-помещичьего государства, против официального искусства шла в самых разных сферах. Одной из важных сфер этой борьбы было обновление самого художественного языка.
В обзоре венгерской живописи XX столетия Г. Э. Погань указывает, что на рубеже веков тяготение к новаторству формы нередко перерастало в политическую оппозицию. В аспекте нашей проблемы важны прежде всего искания, в которых преодоление устаревших и открытие новых форм связывалось с воплощением демократических и революционных идей, широких гуманистических замыслов. К значительным явлениям этого порядка на новом этапе эволюции венгерской живописи относится надьбаньская школа. Ее представители Ш. Симон Холлоши, Карой Ференцй и другие поселились в местечке Надьбанья, поставив своей целью создание искусства — живого и непосредственною, получающего импульсы от окружающей жизни. Они выступали против официальной Академии, против давления, которое оказывало на художественное творчество правительство земельных магнатов и буржуазии. Они восставали против помпезности, засилия исторических мифов. Одним из лозунгов в их поисках иной выразительности стало просветление колорита. Осваивая достижения западноевропейских живописцев предимпрессионистического периода, а затем импрессионистов, мастера Надьбаньи действительно в немалой мере способствовали прогрессивным сдвигам в венгерской живописи, обретению ею пластического языка, соответствующего вновь возникшим задачам, одной из которых было правдивое изображение повседневной жизни.
Надьбанцы обращались к повседневным явлениям жизни, стремились подобно французским импрессионистам изображать их с естественностью и поэтической простотой. Правда, изучение прогрессивного французского опыта смешивалось с воздействием других течений и школ, среди которых немалое место занимал всегда тяготевший к компромиссам Мюнхен. Вначале у мастеров Надьбаньи преобладали пасторальные сцены, в которых добросовестное восприятие мюнхенской школы соединялось с увлечением Бастьен — Лепажем. Постепенно, однако, появилось тяготение к большим композиционным полотнам.
Надьбанья сразу оказалась в центре венгерской художественной борьбы рубежа XIX—XX вв. и была воспринята как явление общественное. Казалось бы, для нее создается благоприятная атмосфера. Как пишет Г. Э. Погань, «даже большая часть венгерской буржуазии была тогда на стороне естественного тона». Однако правящая верхушка реагировала резко отрицательно, министр внутренних дел граф Альберт Апоньи хотел выселить художников Надьбаньи в Африку. Все это демонстрирует, сколь специфической была сложившаяся ситуация вокруг передовых течений венгерского изобразительного искусства, сколь напряженной оказалась атмосфера происходящих в нем прогрессивных творческих поисков.
Существует традиция объявлять Надьбанью чуть ли не главным носителем демократических тенденций венгерского искусства. Эта позиция ощутима, например, в книге А. Н. Тихомирова «Венгерское изобразительное искусство XV—XX вв.». Уже указывалось, что мы рассматриваем формирование социалистического искусства как сложный исторический процесс, имеющий ряд этапов. В. этом плане необходимо оценивать и опыт Надьбаньи. Надьбаньская школа живописи не имела широких программных основ, тем более — ясных социальных концепций.
Немало талантливых ее представителей ограничивалось в своем отношении к жизни созерцательным любованием, у других колористические поиски становились чем-то самодовлеющим. В начале XX в. большинство надьбаньцев вообще отходит от своих прогрессивных устремлений. Тем не менее в практике этой школы были и явления социально-направленного, демократического искусства, представляющие интерес в свете предмета нашего исследования.
Обратимся к двум крупным художникам Надьбаньи, пользующимся мировой известностью. Одного из них — Симона Холлоши (1857—1918) считают основателем колонии. Будучи талантливым живописцем, Холлоши обладал еще недюжинным талантом педагога. Ученикам он не только пропагандировал передовую живописную систему, но и воспитывал их в духе свободолюбия, веры в народ, верности его демократической борьбе. Холлоши начинал с жанровых сцен вроде «Лущилыцицы кукурузы», привлекших зрителей живой наблюдательностью и не в последнюю очередь поэтической просветленностью колорита. Позднее некоторые его замыслы приобрели социальную широту. Долгое время работал Холлоши над большой картиной «Марш Ракоци», в которой стремился воплотить свою веру в народ, в его историческое будущее. Сохранившиеся материалы к этой картине открывают нам мир духовной озаренности, оптимистической устремленности, внесенные мастером в изображение народного шествия. Холлоши безраздельно передает это радостное движение вперед. В 1897 г., иллюстрируя стихотворение Иожефа Киша «Огни», он изобразил революционную толпу, идущую на штурм старого мира. В лучших произведениях этого мастера последовательный демократизм, ненависть к официальному искусству сочетается с революционной энергией.
Другая фигура, также характерная, но значительно более противоречивая,— Карой Ференци (1869—1917). В предисловии к Каталогу своей персональной выставки 1903 г., отражавшей иное направление в Надьбаньи, Ференци объявляет себя сторонником «чистого искусства». Знаменательно, что эта эстетская позиция художника также не удовлетворяла правительство, покровительствующее традиционному академизму. В искусстве Ференцй, часто вопреки его теориям, господствует ясный, оптимистический взгляд на жизнь. Лучшие его пейзажи и картины излучают светлую атмосферу жизни, изображая в лучах красного заката идущих среди деревьев лесорубов, чарующий ковер цветов в саду, серьезные и задумчивые лица художника и его друзей.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.