Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Венгрия. Часть 11-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


В 1835 г. Лист пишет серию статей «О положении художников и об условиях их существования в обществе» — настоящий обвинительный акт против буржуазного общества, принесшего художникам «страдание, унижение, горечь, нищету, одиночество и преследование», содержащий также и программу реформы музыкальной жизни, осуществления которой Лист фактически добивался всю свою жизнь.
В этом смысле есть известная аналогия между общественными взглядами и стремлениями Листа и Вагнера. Музыкальное творчество Листа имело великое значение для зарождавшегося искусства революционной демократии.
Ряд его сочинений по своей тематике непосредственно связан, с одной стороны, с рабочим классом Франции и Германии, с другой — с национально-освободительной борьбой Венгрии.
Творческая связь Листа с Венгрией начинается с его приезда в Пожонь (теперь — Братислава) и Будапешт в декабре 1839 г., после более чем 16-летнего отсутствия. Венгерская общественность приветствовала и чествовала его как гениального музыканта и, вместе с тем, как горячего патриота, доказавшего свою преданность родине словом и делом.
Национально-освободительная сторона венгерской революции была Листу понятнее, чем ее социальная, демократическая сущность. К образам рабочего класса он обращался обычно в связи с событиями во Франции и Германии.
Так, в 1845 г. стихотворение в прозе Ф. Ламенне «Кузнец» вдохновляет Листа на создание кантаты — большого произведения для мужского хора, тенора и баса соло с аккомпанементом фортепиано. Символический образ кузнеца воплощен у Ламенне в предельно скупых строках рефрена:
Le fer est dur. Frappons, frappons!
(В эквиритмическом переводе: «Да, тверд металл! Ударь, ударь!») Основной текст, много раз прерываемый этими словами, делится на три части:
I. Картины прекрасной природы, идиллического счастья — «но не для нас, рабов голода». II. Рассказ о горькой доле рабочей семьи. III. Дословный перевод: «О, как жизнь сурова! Но любовь облегчает ее. Мужество, братья! Не отступим, будем бороться! Страдание сегодня, завтра покой, для наших сынов — лучшее будущее. Бог будет с нами, он смотрит на нас сверху». Стихотворение Ламенне — типический продукт идеологии «христианского социализма».
Но Лист создал произведение отнюдь не в духе христианского смирения.
Кантата «Кузнец» имеет форму свободной рондо-сонаты. Развернутая главная тема, доминирующая над всем произведением, создана на слова припева, повторяемые несколько раз подряд.
Это — героическая тема борьбы, с решительными, мужественными интонациями, ядро которых образует «атакующий» мотив.
Теме борьбы, появляющейся в многообразных вариантах, противопоставляются эпизоды недосягаемого, манящего, идиллического счастья (в экспозиции), страданий и жалоб (в разработке) , но ведущим началом остается «наступательный» мотив и в нем — образ непокоренного, сражающегося героя.
Главная тема повторяется еще и в начале репризы и в коде, перед самым окончанием кантаты, на этот раз в просветленном и динамизированном варианте гармонического мажора. А темы эпизодов возвращаются в этой, завершающей части кантаты в совершенно преображенном виде, мощно, торжествующе, победно.
Таким образом, в кантате «Кузнец» нашел замечательное отражение дух революционного подъема 1840-х годов, прочувствованный Листом интуитивно.
При жизни Листа кантата «Кузнец» не увидела свет. Она была инструментована дирижером, помощником Листа А. Конради (в Веймаре, 1848), однако первое исполнение состоялось лишь 22 апреля 1961 г, в Будапеште; издана в том же году под редакцией И. Селени.
По своей идее и жанру к «Кузнецу» примыкает «Хор рабочих» (Arbeiterchor), созданный Листом в 1848 г. для мужского хора и баса соло с аккомпанементом фортепиано.
Однако это произведение нельзя считать творческой удачей авторов. Оно представляет собой своеобразный гимн труду, написанный, по-видимому, под впечатлением первых побед мартовских революций в Вене, Берлине и других немецких городах.
Неизвестный автор текста воспевает в восторженных тонах радость труда, отечество, свободу и кончает призывом ко всеобщему братству людей под благословением бога.
В образах «Хора рабочих» отражались иллюзии, которым суждено было рухнуть очень скоро под огнем ружей и пушек правительственных войск.
Непонимание подлинного смысла событий наложило отпечаток и на другое произведение Листа, созданное, как и «Хор рабочих», в начальный период революции,— на кантату «Венгрия» (Hungaria) для баса, тенора, сопрано соло и мужского хора с аккомпанементом фортепиано.
Текст Ф. Шобера (на немецком языке), лишенный поэтических достоинств и исторической правды, отождествляющий венгров с гуннами, мог привлечь внимание Листа лишь тонусом заключительного призыва: «Вперед, Венгрия, к свету, ввысь!»
Но сочинение оказалось неубедительным, несмотря на техническое мастерство, использование фанфарного мотива из «Ракоци-марша», эффектные, полнозвучные заключительные аккорды хора на слова «Eljen! Eljen!» («Да здравствует»).
Как бы то ни было, симпатии Листа всецело на стороне восставшего народа. Высшее художественное воплощение этих чувств мы находим в фортепианной пьесе «Погребальное шествие» (Funerailles), созданной в конце 1849 г. в память героев венгерской революции.
Подзаголовок «Октябрь 1849» (дата казни героев) красноречиво свидетельствует о содержании этой пьесы, о событиях, в ней отраженных.
Из письма Листа к Каролине Витгенштейн от 28 сентября 1870 г. явствует, что он считал это произведение, как и симфоническую поэму «Венгрия» (1854) и ряд более мелких пьес, своим ответом на горячее патриотическое стихотворение, адресованное ему М. Вёрёшмарти в 1840 г.
«Погребальное шествие» — произведение потрясающей силы, со своеобразным, весьма характерным для Листа замыслом. По традиции скорбь первой и заключительной частей траурного марша смягчалась обычно лирической «серединой» — утешением. У Листа мажорная кантилена средней части переходит неожиданно в победные фанфары; отзвуками зовущих к борьбе фанфар и заканчивается «Погребальное шествие».
К нему примыкает симфоническая поэма «Плач о героях» («Heroide funebre», сочиненная в 1849—1854 гг., исполненная 10 ноября 1857 г. Согласно предисловию, она представляет собою первую часть симфонии 1830 г. (то есть «Революционной»).
Но поэма возникла из другого мироощущения, и контраст между нею и симфонией разительный. Если в эскизах 1830 г. господствовало бесстрашное стремление вперед, то здесь основные эмоции — скорбь, боль, оцепенение.
И все же в музыке симфонической поэмы проглядывает непокорный, несдающийся Лист. Он присутствует уже во вступлении и основной теме «Траурного марша» (первого раздела поэмы). Основная, много раз повторяемая и варьируемая фраза темы — это мрачный, страстный возглас.
Направление мелодии подчеркнуто восходящее, с окончанием на приведенном выше «наступательном» мотиве из «Кузнеца». Общий характер исполнения — marcatissimo.
Нет, это не только страдание, но и грозное предупреждение! Этот мотив и определяет характер «Плача о героях», а не только последующие жалобы и стоны. Знаменательно, что мажорный напевный раздел поэмы прерывается трубным сигналом, взятым из «Марсельезы».
В целом, несмотря на свое несогласие с насилием в революции, Лист не изменил своим идеалам: его «Плач» — это памятник борцам, погибшим за счастье, и гробовая тишина ее заключительных аккордов — символ лишь временного поражения.
Что именно таков был замысел Листа, в этом убеждает симфоническая поэма «Венгрия» и, сочиненная летом 1854 г., прямо вслед за «Плачем».
Эта симфоническая поэма Листа не снабжена развернутой программой или пояснением. Она представляет собой повесть о борьбе многострадальной Родины, завершаемую верой в ее конечную победу и торжество, о чем в те реакционные годы можно было лишь мечтать.
Широко используя венгерский музыкальный материал, Лист создал произведение, родственное его рапсодиям, заключаемое жизнерадостной пляской — образом ликующего народа.
Для развития революционно-демократических тенденций в венгерской музыке огромное значение имело общее новаторское направление творчества Листа: развитие бетховенских традиций служения программной музыки высоким гуманистическим идеалам; создание жанра симфонической поэмы; монотематизм в произведениях крупной формы, обогащение ладовых и гармонических средств выражения; использование некоторых интонаций венгерской народной музыки в различных жанрах профессионального творчества.
Решение этой последней задачи было затруднено тем, что научное собирание и изучение венгерского музыкального фольклора во время Листа еще не началось. В целях собирания народных мелодий он мечтал посетить, «один, пешком, с походным мешком за плечами, самые глухие уголки Венгрии».
Но лишь спустя двадцать лет после его смерти началось планомерное исследование подлинной крестьянской венгерской музыки, о существовании которой Лист смутно догадывался.
Немецко-австрийское влияние на культуру Венгрии усилилось после оформления двуединой австро-венгерской монархии (1867). В конце XIX в. начинается новый подъем национального движения за венгерскую культуру, за самостоятельность Венгрии.
В этой атмосфере формировалось мировоззрение двух виднейших композиторов — Белы Бартока (1881—1945) и Золтана Кодая (1882—1967).

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +