Ярким выражением воинствующего антигабсбургского умонастроения Бартока явилась его симфония «Кошут», исполнение которой в Будапеште в январе 1904 г. вызвало живой общественный резонанс.
В последующие годы Барток и Кодай пришли к убеждению, что «настоящую Венгрию» надо искать «в музыкальной атмосфере деревни». Начиная с 1906 г. они по совместно разработанному плану приступили к систематическому собиранию венгерских народных песен, записывая их при помощи фонографа. Исследовав тысячи песен, они открыли древний пласт венгерской народной музыки со своеобразными особенностями интонаций, ритма структуры, исполнения. Как выяснилось позже, строение мелодий на основе пятиступенного, бесполутонового звукоряда (ангемитонной пентатоники) роднит их с музыкой народов Поволжья (марийцев, чувашей, удмуртов и др.).
В результате этих исследований обрисовались и укрепились и национальное своеобразие, и демократическая направленность творчества обоих композиторов. Посетив области со смешанным населением, Барток полюбил и стал собирать в 1907—1908 годах не только венгерские, но также словацкие и румынские, позднее — арабские, турецкие, украинские, сербе-хорватские народные песни и сделал, по его Словам, руководящей идеей своего творчества идею братства народов.
Барток, художник-новатор, стал одним из ведущих композиторов XX в. Новые звукосочетания, ритмы, принципы формы для него никогда не становились самоцелью. Он искал новых средств для выражения своих мыслей и чувств, не отбрасывая достижений прежних эпох. Острота и жесткость его мелодий, резкость контрастов и созвучий — выражение протеста против бесчеловечных условий жизни в современном ему обществе, их обличение, отражение борьбы.
Собирание и исследование рабочих песен на научной основе началось в Венгрии в 1950-е годы. К настоящему времени выяснены различные пути возникновения раоочей песни.
Лучше всего исследован путь от крестьянской к раоочей песне. Это объясняется особым значением культурных традиций крестьянства: капиталистическое развитие началось в Венгрии сравнительно поздно. Значительную прослойку пролетариата образовали сельскохозяйственные рабочие. В быт батраков, сезонных рабочих, вышедших из крестьян и наполовину еще остававшихся крестьянами, перешли традиционные народные песни, преимущественно крестьянские, и начали трансформироваться в рабочие песни.
Особый интерес представляют песни сезонных сельскохозяйственных рабочих. Во второй половине XIX в. в помещичьих латифундиях вошла в практику вербовка сезонных рабочих в более густо населенных районах страны и перевозки их на время в районы с недостаточной обеспеченностью рабочей силой. Возникали коллективы, связанные общими условиями совместной жизни и работы. Песня помогала им жить, переносить разлуку с семьей, нужду, тяжелую работу от зари до зари. Эмоциональный тонус песен почти всегда определяли недовольство своей долей, жалобы, требования, насмешки, проклятия, протесты. Вместе с тем в песнях пробивалась жизнерадостность молодежи, укреплялось чувство человеческого достоинства, развивалось классовое самосознание. Мелодии заимствовались значительной частью из общей сокровищницы народных песен: крестьянских, солдатских, в небольшой части также из популярных песен дилетантов, подвергаясь определенной переработке. Один и тот же текст поется часто с
разными мелодиями, и одну и ту же мелодию поют с разными словами.
У них есть только два общих свойства: структура АВВА и число звуков в каждой фразе (одиннадцать), соответствующее одиннадцатисложным стихотворным строкам. Однако обе мелодии сочетаются с одними и теми же текстами, которые в свою очередь могут существенно различаться между собой.
Иногда наблюдается устойчивая связь между мелодией и определенным кругом тем. Так, по окончании срока найма отъезжающий рабочий обещает вспоминать «господина управляющего» или «господина машиниста молотилки» — изредка добрым, чаще недобрым словом. Мелодия этой песни — фольклоризованный вариант хора Эркеля «Умер интриган». Превращение песни в сатирическую приводит к характерному изменению мелодии.
Песни сезонных сельскохозяйственных рабочих дают яркий пример того, каким образом бытовые песни рабочих переходят в песни протеста. Однако они не поднимались до силы обобщений политических песен.
Эти последние стали появляться вслед за возникновением классовых организаций и печати пролетариата.
Среди опубликованных в пролетарской печати творений рабочих поэтов одной из первых была тюремная песня, сочиненная портным Яношем Сопко (Szopko).
Я. Сопко был в числе руководителей Всеобщего рабочего союза арестован 13 июня 1871 г. за организацию демонстрации солидарности с Парижской Коммуной, где рабочие пели «Марсельезу» с добавлением слов «За новую революцию, за всеобщую революцию!»
Песню Янош Сопко сочинил в тюрьме на народную мелодию; текст был опубликован 15 июня 1873 г. в «Рабочей еженедельной хронике».
В социал-демократической газете «Непсава» впервые увидели свет стихи одного из первых значительных рабочих поэтов Шандора Чизмадиа (Csizmadia) — сельскохозяйственного рабочего, затем политического деятеля, журналиста.
В 1903 г. вышел сборник под названием «Пролетарская книга стихов» (Proletarok verseskonyve), содержавшая тексты многих песен, ставших широко популярными.
Среди мелодий венгерских рабочих песен этого периода на первом месте следует назвать «Песню о Кошуте». С этой мелодией пели знаменитую песню «К первому мая» 1892 г., затем большое, не поддающееся уточнению, число песен предвыборной агитации за кандидатов партии, а также за выдающихся вождей крестьянских движений (Янош Санто Ковач, Андраш Ахим и др.).
Огромное значение имела песня «Красное знамя наше» (Piros zaszlonk) со словами Йожефа Монуша, бывшего сапожника, одного из руководителей социал-демократической партии, и с мелодией, заимствованной из песни композитора-дилетанта XIX в. К. Шимонфи (1863). Ее слова были напечатаны впервые в листовке 1901 г.; большую роль она играла еще во времена Венгерской Советской Республики и даже при диктатуре Хорти.
Далее, благодаря интернациональным связям рабочего движения, у организованных венгерских рабочих появляются международные революционные песни с переводами текстов или же с текстами, значительно отличающимися от оригиналов. Среди этих песен на первом месте стоят «Марсельеза» и «Интернационал». Первая из целой серии «Рабочих Марсельез» на венгерском языке была опубликована с вполне оригинальным текстом Имре Гашпара в газете «Непсава» 30 марта 1879 г. Второй, тоже вполне оригинальный, более воинствующий и оптимистический текст «Марсельезы», получивший впоследствии наибольшее распространение, был создан около 1910 г. Шандором Чизмадиа. Уже в начале нашего века «Марсельеза» стала боевой песней венгерского пролетариата.
Оригинальные ноты «Интернационала» с французским текстом первой строфы и с переводом четырех строф Эрнё Брестовски были опубликованы Эрвином Сабо в 1904 г. в серии листовок под названием «Март». Однако популярность «Интернационал» получил в Венгрии лишь после буржуазно-демократической революции, осенью 1918 г.
Особую группу образуют рабочие песни, созданные венгерскими профессиональными композиторами. Видимо, первой такой песней был «Рабочий гимн» на слова Йенэ Мороца с музыкой Генриха Штарка, дирижера Будапештского Всеобщего рабочего хорового общества, позднее (1908—1911) также национального Союза рабочих хоровых обществ.
По данным газеты «Непсава», эта песня исполнялась уже в 1895 г., слова были впервые напечатаны в 1903 г. в «Пролетарской книге стихов», музыка сочинена первоначально для мужского хора.
В социал-демократической партийной пропаганде немалую роль играли рабочие хоровые общества. Будапештское всеобщее рабочее хоровое общество было основано 3 мая 1891 г. Учредительное собрание членов общества постановило, что «хоровое общество должно быть превращено в боевую, сознательную организацию рабочего класса», ибо «песня обладает большой силой, которая может творить чудеса, если она применяется на должном месте и в нужное время».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.