Третья опера Эркеля «Банк бан», задуманная в революционные годы, создавалась после поражения революции, в трагической обстановке 50-х годов. В основу либретто Б. Эгрешши по драме Й. Катоны, выдающемуся произведению венгерской литературы, положены исторические события. Год 1213-й. Страной правит — в отсутствие короля — чужеземпая королева Гертруда. По ее милости над венграми глумятся иностранные вельможи: грабят народ, притесняют знать. Возникает заговор. Банк, наместник короля, отказывается встать во главе мятежа: он лоялен, надеется на добрые намерения королевы, на ее помощь. Но суровая действительность — надругательство брата королевы над женой Банка, рассказ крепостного крестьянина о страданиях народа — разрушают иллюзии героя оперы, у него созревает решение убить королеву. Отомстив за свой народ, за поруганную честь любимой жены, он сознает правоту своего дела, смело заявляет королю о содеянном. И все же восстание против «священного трона», против «любимого государя» для него неразрешимое противоречие. Его силы на исходе; увидев безжизненные тела жены и ребенка, он умирает.
Премьера, состоявшаяся 9 марта 1861 г., была горячо принята публикой. Как пишет ученик и биограф Эркеля Корнель Абрани, опера «в период оцепенения нации будила ее волю и силу... служила мощной заменой политических речей, которые не могли быть произнесены ввиду насильственного роспуска Государственного собрания».
«Банк бан» — вершина творчества Эркеля. Никогда более он не достиг такой человечности выражения, такой психологической глубины образов, такой действенности драматургии. Музыкальный язык композитора опирается на традиции итальянской оперы, на музыку вербункоша и на интонационный словарь венгерских композиторов-самоучек, творчество которых в середине столетия переживало свой расцвет.
Наибольшую популярность и историческое значение приобрела «Горькая застольная» Петур бана на слова Вёрёшмарти (I. акт), которая зовет не к веселью, а к «смелым, великим свершениям».
Если хор «Интриган умер» был маршевой песней, полной оптимизма, то здесь господствует суровая решимость, готовность к
предстоящей борьбе. Запев навеян фригийскими интонациями куруцких песен, мелодия припева мужественна и полна надежд — она ближе к популярным песням XIX в. Вместе с тем в судьбе обеих песен прослеживается известная аналогия. Первая быстро стала массовой песней и маршем революции 1848—1849 гг. Вторую пела на протяжении полувека вся страна с текстом оригинала, а в ноябре 1918 г. ее стали петь с новыми словами неизвестного автора: это был призыв к вооруженной борьбе. Спустя два месяца, под названием «Пролетарский марш», песня была напечатана вместе с «Интернационалом» в листовке Коммунистической партии Венгрии.
В поздних операх Эркель пытался обратиться к образам крестьян, простых людей из народа — в то время, когда венгерская знать, буржуазия и часть интеллигенции пошли на компромисс с габсбургским двором. Новая публика оперного театра оставалась равнодушной к поискам композитора, сам же он заблуждался, принимая за народные те городские «популярные песни», которые сочиняли дилетанты.
«...Он дошел до стремления создать народную драму,— пишет современный музыковед Янош Мароти,— но он не осознал, что жизнь народа — не такая, какой она рисуется его воображению... и что для настоящего изображения народа необходимо открыть его жизнь, его людей и не в последнюю очередь — и его музыку».
Линия поисков Эркеля, так и не пришедшего к полному познанию крестьянского искусства, была продолжена в начале XX столетия Белой Бартоком и Золтаном Кодаем, открывшими неизвестную ранее богатейшую сокровищницу венгерского музыкального фольклора. Личность гениального венгерского пианиста и композитора Ференца Листа (1811—1886), игравшего огромную роль в развитии мировой музыкальной культуры эпохи романтизма, многогранна и противоречива. Полна противоречий и обширная литература, посвященная его жизни и творчеству.
Лист был убежденным демократом, он горячо сочувствовал эксплуатируемым, но его взгляды на пути общественного развития были религиозно-утопическими. Искусство его — гуманистическое, героическое, оптимистическое; руководящая идея его творчества — «смелое стремление к высочайшим целям, которые человеческий дух способен штурмовать», исконная борьба доброго начала со злом.
Основа и сущность венгерского патриотизма Листа в том, что он сердцем и умом чувствовал и сознавал себя частью венгерского народа, участником его борьбы за национальное и социальное освобождение.
7 мая 1873 г. Лист писал своему венгерскому другу барону Анталу Аугусу, большому ценителю его искусства: «Да будет мне позволено (заявить), что я, несмотря на свое достойное сожаления незнание венгерского языка, от рождения до могилы сердцем и умом остаюсь мадьяром и посему желаю серьезно способствовать развитию венгерской музыкальной культуры».
Период яркой творческой активности Листа начинается с парижской июльской революции 1830 года. 27, 28, 29 июля — днями восстания — датированы эскизы его симфонии, которая вошла в музыковедческую литературу под именем «Революционной».
Хотя замысел остался неосуществленным, эскизы заслуживают внимания — в них уже намечается программный принцип, ставший впоследствии основным для зрелых симфопических произведений композитора. Лист намеревался использовать в симфонии чешскую гуситскую песню, немецкий хорал М. Лютера «Господь — могучий наш оплот» (названный Энгельсом «Марсельезой XVI века») и французскую «Марсельезу». Ему виделась грандиозная картина исторической борьбы многих народов разных времен. На полях нотных эскизов есть словесная программа:
«Возмущение — мщение — ужас — свобода»...
«Марш королевской гвардии — сомнение — наступление — сражение — марш национальной гвардии»...
Заключительная часть с девизом: «Энтузиазм, энтузиазм, энтузиазм» должна была стать апофеозом и увенчаться звуками «Марсельезы».
Первое законченное произведение Листа с революционной программой — фортепианная пьеса «Лион», сочиненная в 1834 г. и имеющая в качестве эпиграфа девиз восставших ткачей (1831 и 1834): «Жить работая или умереть сражаясь!» Основная музыкальная тема этой пьесы — маршеобразная, родственная массовым песням Великой французской революции. Таким образом, и в эскизах «Революционной симфонии», и в пьесе «Лион» убедительно и страстно запечатлена солидарность Листа с восставшим народом.
Около 1830 г. Лист посещает в Париже лекции («проповеди») сен-симонистов и проникается их идеями о вопиющих несправедливостях жизни, об антагонизме богатых и бедных. На всю жизнь он запомнил знаменитые слова Сен-Симона: «Все социальные установления должны иметь целью моральное и материальное улучшение жизни наиболее многочисленного и наиболее бедного класса. Каждому по его способностям, каждой способности по ее делам. Тунеядство уничтожается».
С другой стороны, проповедь сен-симонистов «полного уничтожения антагонизма», «всемирной ассоциации», «братства всех людей», которые могут быть достигнуты только путем убеждения и христианской любви к ближним, также нашла отклик у Листа. Лист был в дружеских отношениях и с аббатом Ламенне, автором нашумевшей книги «Слова верующего» (1834), одним из идеологов «христианского социализма», отлученным от церкви специальным указом папы. Под его влиянием Лист написал свой первый литературный труд «О будущей церковной музыке». Предшественницу этой музыки Лист видел в «Марсельезе», что, конечно, трудно совместить с утопическим мирным путем разрешения всех конфликтов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.