Значительную часть народных песен в сборнике Хорвата представляют так называемые куруцкие песни, хранившие воспоминание об освободительной войне против Габсбургов (1703—1711), которую возглавлял Ференц Ракоци. Хорват одним из первых осознал значение венгерской народной музыкальной культуры.
Его сборник, несмотря на некоторые недостатки, является до сих пор ценнейшим источником бытовавших в его время венгерских песен.
В этот же период особым, вниманием общества, музыкантов в том числе, пользовался знаменитый в то время вербункош — инструментальная музыка нового жанра и нового стиля, оказавшая огромное влияние на все венгерское искусство.
Изначально вербункош был музыкой военного вербовочного танца, оформившегося около 1770 г. Но танцем «вербунк» и повстанцы 1848—1849 гг. привлекали людей в свои ряды. В творчестве трех скрипачей-импровизаторов и композиторов — Яноша Бихари, Яноша Лавотти и Антала Чермака — вербункош превратился из бытового танца в блестящую концертную пьесу. Предположение о древности этого танца оказалось неверным. Но важно то, что расцвет вербункоша в начале XIX в. стал и выражением и средством пробуждения национального самосознания венгерского народа.
Итак, с одной стороны — народные «плебейские» песни, с другой — инструментальный вербункош стали «строительным материалом» при первых попытках создания профессиональной венгерской музыки.
Во второй четверти XIX в., в так называемую эпоху реформ, музыка все более открыто выражает патриотические
идеи.
Яркий пример развития общественной функции музыки — история создания «Ракоци-марша», этого знаменитого произведения народного музыкального гения.
Что же нового в «Ракоци-марше»? Нов прежде всего образ, новы — характер, способ выражения, пульсация, темп, жанр. Это марш — не военный, но воинственный, не торжественный, но торжествующий. Отсюда акцентированная ритмика с четкой, напористой поступью, с синкопами, ясная трехчастная репризная форма.
Мелодически обновлена «заглавная» фраза марша. Это произведение, наполненное неистовой энергией, ликующий марш народа, нашедшего себя, уверовавшего в свою правду, свою силу.
Марш был впервые издан в 1821 г. в Вене военным капельмейстером Миклошем Шоллем. Однако подлинное авторство легенда приписывает Я. Бихари, по некоторым данным игравшему его уже в 1809 г. В 1828, 1830 и 1834 гг. «Ракоци-марш» публиковался в Берлине и Вене без указания композитора. В дальнейшем он стал маршем венгерской революции 1848 г. и ее музыкальным символом. Неоднократно запрещался цензурой, но исполнялся вопреки ей, в знак протеста. В мировую музыкальную литературу он вошел в обработках Ф. Эркеля, Ф. Листа и Г. Берлиоза.
Выдающееся историческое значение имела песня Бени Эгреглши «Призыв» (Szozat) на стихи Вёрёшмарти, близкая интонациям вербункоша. Написанная в 1843 г., она была популярна во время революции и долгое время после нее — в начале XX в. ее пели на рабочих сходках как протест против австрийского монархического гимна. Вторая знаменитая песня тех лет — «Гимн». Слова ее написал Ф. Кельчеи, музыку — Ф. Эркель. В настоящее время это гимн Венгерской Народной Республики.
В памяти народа сохранились песни, связанные с эпохой революции 1848 г.: песня против Меттерниха («Мы сломаем рога этому вельможе»), припев которой напоминает интонации «Марсельезы», своего рода музыкальной эмблемой революции стала песня о Кошуте (Kossuth-nota), возникшая в качестве вербовочной песни 1848 г. в городе Сегеде. В ней отразились небывалый патриотический подъем, стремление народа бороться за свободу. К этой популярной мелодии неизвестных авторов было создано свыше ста текстов. В 1895 г. историк Дьюла Калди писал, что «Кошут-нота» — самая популярная из всех венгерских народных песен. Причину этого следует искать, видимо, и в ее свободолюбивой направленности, и в интонационной близости к вербункошу и некоторым куруцким песням.
Некоторые вербовочные песни 1848 г., связанные с именем Кошута, до сих пор бытуют в народе. Так, один из вариантов вербовочной песни был записан в 1965 г. от 72-летнего крестьянина в селе Берхида Задунайской области (опубликован Л. Кишемв 1968 г.).
Для развития национально-освободительных и революционных тенденций в венгерской музыке очень значительна фигура создателя национальной оперы Ференца Эркеля (1810—1893).
Его творчествув присущи острая социальная направленность — национальная и революционно-демократическая в своей основе — и непрестанный поиск художественных средств для воплощения своих замыслов. Небезынтересна оценка, данная ему на склоне лет в дневнике управляющего Будапештского Оперного театра барона Фридеша Подманицкого: «Не обладая ни тактом, ни вкусом, Эркель никогда не был в состоянии судить о своих либретто, оценивать их; доброжелательные советы других людей он никогда, ни под каким видом не желал выслушивать, ни, тем более, следовать им. Удивительно, что среди его многочисленных опер нет ни одной..., которую бы можно было поставить по случаю какой-либо торжественной даты. Ни в одном из его либретто не обошлось без убийства короля или королевы, мятежа или волнений против аристократии или без национальных столкновений и распрей». Неплохая характеристика для народного композитора эпохи революции!
Эркель был известен как пианист и дирижер, с первых шагов связавший свою жизнь с венгерским Национальным театром в Будапеште. Для коллектива этого театра он пишет свои оперы, здесь он ими дирижирует, переживает свои триумфы, но также и неудачи, в последней трети жизни часто связанные с непониманием его творческих намерений.
Первая опера Эркеля «Мария Батори», поставленная 8 августа 1840 г., ответила на потребность общества в национальной опере, ощущавшуюся уже с начала столетия. Конфликт между чистой любовью и злодейским насилием тирании прозвучал с особой остротой как протест против угнетения, против общественного зла.
Музыка оперы значительно превосходит по своей художественной ценности прежние попытки в этом жанре, носившие еще дилетантский характер. Эркель владеет уже добротной профессиональной композиторской техникой и проявляет незаурядное музыкально-драматическое дарование. Вполне естественно, что он опирается, с одной стороны, на готовые формы западно-европейской оперы, с другой — на музыку вербункоша. Однако он пользуется национальными интонациями уже не только в жанровых номерах, но и в развернутых драматических сценах. Знаменателен суровый заключительный «хор мести» над безжизненным телом Марии — как бы проба сил для позднейших оперных хоров Эркеля, которым суждено было стать боевыми песнями народных уличных демонстраций.
В опере «Ласло Хуньяди» (либретто Б. Эгрешши по драме Лёринца Тота) заметно воздействие обостряющейся предреволюционной эпохи. Если Мария Батори погибала как одинокая жертва тирании, то в новой опере противопоставлены два национальных лагеря: король Габсбургской династии, его опора — австрийский барон Циллеи с наемным войском и предатель наместник Гара, с одной стороны; с другой — Ласло Хуньяди, сын знаменитого полководца Яноша Хуньяди, разбившего турок, его мать, брат, невеста, верные соратники и весь венгерский народ. Столкновение происходит уже в первом акте: интриги Циллеи против Ласло разоблачены, его убивают. Но не разоблачен король, который лицемерно прощает «своим дорогим венграм» их «невольную ошибку». Ему верят. Действие кончается мощным победным хором: «Интриган умер, кончились распри, да здравствует добрый, мудрый король!» Беспочвенность этих иллюзий раскрывается в последующих событиях, когда Ласло уводят со свадебного пира. Казнь Ласло — полное разоблачение короля-убийцы, заклятого врага венгерского народа. Таков идейный итог оперы.
Музыка Эркеля отличается высокими художественными достоинствами. Интонационный материал вербункоша и куруцких песен поднят здесь до более высокой степени художественного обобщения. Он входит и в лейтмотив Ласло, и в трагический дуэт Марии и Ласло, и в радостную музыку свадебного пира. Из медленного вербункоша рождается вступление к тюремной сцене и траурный марш в сцене казни. Хор «Интриган умер» стал массовой песней политических демонстраций. 15 марта 1848 г. народ, заполнивший Национальный театр, требовал исполнения, наряду с «Ракоци-маршем», «Гимном» и «Марьсельезой», также и этого хора, пение которого сопровождалось проклятиями в адрес Меттерниха.
О необыкновенной популярности этого хора свидетельсствуют два народных варианта его мелодии, записанных Бартоком и Подаем в фольклорных экспедициях в начале XX в.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.