В декабре 1913 г. министр внутренних дел одобрил устав Совета: деятельность Совета стала легальной. Первый параграф его гласил:
Цель Совета: 1) сплачивание венгерских обществ рабочей самодеятельности и Совета рабочих самодеятельных коллективов, представление их интересов, поддержка и направление их деятельности; 2) организация больших спектаклей, самодеятельных конкурсов; 3) демонстрация и издание стихотворений и пьес с тематикой, почерпнутой из общественной и рабочей жизни; 4) создание постоянной рабочей сцены; 5) обеспечение участников самодеятельности бесплатными билетами; 6) организация докладов о научных и художественных проблемах,- создание учебных курсов (для освоения сценической практики и т. д.), издание журнала, создание библиотеки и читального зала.
Вскоре Совет объявил конкурс на произведения, которые «черпают темы из общественной жизни, затрагивают мир идей социалистической направленности». В марте 1915 г. было созвано совещание Совета. Совещание поставило целью создать постоянный Рабочий театр. За образец для него был принят театр, не только созданный для рабочих, но и воспитывающий актеров из рабочей среды.
В 1916 г. состоялась серия докладов в области культуры. Цикл, названный «О связях искусства с социализмом», имел такие разделы: «Социализм и культура», «Искусство и социализм» и т. д. В феврале 1916 г. на внеочередном общем собрании был изменен устав и наименование Совета: из нейтрального Совета самодеятельных рабочих коллективов он был переименован в Государственный Совет рабочих по литературе и искусству. В дальнейшем он стал централизованным органом всего пролетарского театрального искусства.
Большую роль в приобщении рабочей аудитории к театральному искусству сыграл театр-студия «Талия» во главе с режиссером Ш. Хевеши, созданный в 1904 г. силами молодых эстетиков, писателей, актеров, сгруппировавшихся около общественно-научного кружка им. Галилея. Как гласил принятый устав, целью общества был «показ таких старых и новых драматических или каких-либо других, могущих быть поставленными на сцене произведений, которые не включены в репертуар столичных театров, но которые тем не менее представляют большую художественную ценность и интерес».
«Талия» опиралась на опыт европейских театров прогрессивного направления, но не связывала себя с каким-либо одним стилем. Ее задачей было подчинение стилю автора каждого данного произведения, стилю, самобытность которого она стремилась сохранить и передать на сцене. Вместе с тем в свой репертуар она включала произведения высокого идейно-художественного уровня. Это были драмы Ибсена, Гауптмана, Хеббеля, Стриндберга и Горького.
«Литературная цель «Талии»,— отмечает «Венгерский Художественный Альманах» в 1910 г.,— постановка таких драм, которые в благородном смысле слова современны, то есть пусть им и две тысячи лет, но нет в них модной современной лжи и компромиссов в художественном вкусе, допущенных в угоду успеху. Современность «Талия» видит в художественной правдивости; форма, стиль драмы могут быть какими угодно... Ничто более не чуждо «Талии», чем стремление под лозунгом естественности придать каждому спектаклю одинаковый серый тон... Она несомненно признает, что у каждого спектакля свой стиль, тон... краски. Правдивость в драматургии, правдивость в театральном искусстве,— так можно коротко сформулировать программу «Талии»».
Что касается стиля сценической игры, то коллектив «Талии» шел по пути углубленных поисков средств сценической выразительности для создания правдивых, художественно полнокровных, психологически убедительных реалистических образов. Было проведено, например, 47 репетиций (то есть почти двухмесячная работа) только при подготовке спектакля «Дикая утка» Ибсена, что было абсолютно новым явлением в венгерской театральной практике, так как даже в театральных училищах того времени официальное обучение будущих актеров ничего общего не имело с поисками нового сценического стиля, с развитием способностей актера к сценическому перевоплощению.
С деятельностью «Талии» связали себя молодые таланты: Ш. Хевеши, Д. Лукач, Л. Баноци, М. Бенедек, Л. Маркуш, Р. Форгач и др. В феврале 1906 г. «Талия» заключила соглашение с руководством социал-демократической партии и на основании соглашения приступила к постановке спектаклей для рабочей аудитории, которые в дальнейшем становятся систематическими. Важнейшая заслуга «Талии» состояла в том, что она познакомила рабочую публику с высокохудожественными произведениями. Для рабочих были введены дешевые входные билеты. Репертуар же составлялся с учетом того, чтобы спектакли выражали мировоззрение рабочих, были созвучны их стремлениям. И переполненный зал во время этих представлений свидетельствовал о том, что начинание «Талии» увенчалось полным успехом. Огромная популярность этого театра у рабочих послужила одной из причин того, что власти с антипатией следили за его деятельностью и использовали каждую возможность, чтобы помешать ей.
Наибольшим успехом у рабочей аудитории в репертуаре «Талии» пользовалась драма Хейерманса «Гибель «Надежды»». Этот спектакль восторженно принимали как будапештские рабочие, так и рабочие других городов. На представлении в Сегеде в 1908 г. дело дошло до настоящей демонстрации. Когда Карл начал петь «Марсельезу», все зрители поднялись с мест и подхватили гимн вместе с актерами. Постановка этой драмы, а также «На дне» Горького, «Возчик Геншель» Гауптмана сделали очень много для распространения социалистических идей среди рабочих.
И признательность рабочего зрителя также была полной. «Организованный пролетариат сделал возможным возрождение «Талии»»,— писала «Непсава» в 1908 г.
Революционный 1919 г. в области театральной культуры был подготовлен всем предшествующим этапом развития пролетарского искусства.
МУЗЫКА
Поколение поэтов и деятелей культуры, разбуженное событиями Великой французской революции и ее отголосками на венгерской земле (жестоко подавленный заговор венгерских якобинцев 1794 г.), не только создало замечательные образцы свободолюбивой национальной литературы, но и впервые обратило внимание на оригинальную народную музыку, ставшую символом венгерского характера в глазах самих венгров, а также и в представлении народов соседних стран.
В начале XIX в. близкий друг бывшего якобинца, литератора Ф. Казинци и поэта плебейского направления В. М. Чоконаи — Адам Палоци Хорват (1760—1820) составил рукописный еборник венгерских песен под названием «Древние и новые песни в количестве четырех с половиной сотен, сочиненные частью мною, частью другими». Рукопись датируется 1813—1814 годами. Ее единственной целью было сохранить песни для потомства.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.