Особенностью первого периода развития любительского театрального искусства является его просветительский характер. Коллективы рабочих-любителей знакомили рабочую аудиторию в первую очередь с произведениями классиков, народных писателей, а также с произведениями поэзии, песенного искусства, тематика которых была почерпнута из жизни рабочих. Кроме общеобразовательной функции велика была сплачивающая сила деятельности любительских коллективов. Как пишут венгерские исследователи, спектакли и вечера, организованные самодеятельными коллективами, были по существу единственным местом культурного отдыха рабочих. Официальные театры им были малодоступны не только по материальным, но и по общественно-психологическим причинам, поэтому рабочие их практически не посещали. На рубеже XIX и XX в. наблюдается новый подъем рабочей самодеятельности. Это совпало с приходом в самодеятельное театральное искусство драматурга и режиссера Э. Дядёвски, настоящего энтузиаста рабочей самодеятельности, значительно продвинувшего ее развитие.
Второй период, датируемый венгерскими исследователями 1899—1914 гг.,— время бурного развития самодеятельного театрального искусства, в котором уже проявилась художественная творческая инициатива рабочего класса.
Большой успех у рабочих имела постановка в 1902 г. пьесы Пречанга «Дочери труда». В ней впервые затрагивалась тема женской эмансипации, провозглашалась идея равноправия женщин не только в труде, но и в идейной жизни, в классовой борьбе. Недаром женщины-работницы в пьесе становятся инициаторами забастовки, и остальные рабочие следуют за ними. Значительный интерес вызвала постановка в 1904 г. другой пьесы Пречанга «Его юбилей», полной предчувствия надвигающейся революционной бури. Герой пьесы — старый и больной сапожник, всю жизнь отдавший изнурительному труду, вдруг понимает, «как глупо было мириться с действительностью, вместо того чтобы помогать скорейшему установлению нового строя». Большое революционизирующее влияние на рабочих оказывала постановка пьесы Э. Тарами «К спасению» (1908), имевшая ярко выраженную социалистическую тенденцию. Главный герой пьесы — сознательный пролетарий, участник забастовки, который на время покидает своих товарищей, поддавшись на уговоры любимой девушки и ее семьи, претерпевающей крайнюю нужду и лишения. Но чувство товарищеской солидарности, развитое классовое сознание приводят его обратно в ряды бастующих. Пьесу отличает достаточно разработанный конфликт — и не только социальный, классовый конфликт противоборствующих и противостоящих в реальной жизни сил, но и конфликт психологический между людьми одного и того же социального положения, людьми обездоленными. Этот внутренний конфликт довольно тонко и детально мотивирован в пьесе как объективными причинами — и среди них в первую очередь ужасающей нищетой, доводящей до отчаяния, а затем до голодной смерти родителей героини, а ее самою толкающей на панель, так и субъективными — различием уровня классового сознания героев. Спектакль, поставленный по этой драме, оказывал потрясающее воздействие на зрителей благодаря своей правдивости. Он агитировал самим отсутствием агитации, ибо изображение страшной участи его героев подводило зрителей к единственному выводу, что существующая жизнь невыносима, что путь, выбранный героем спектакля, единственно приемлемый.
Остановимся еще на трех оригинальных одноактных пьесах этого жанра. Две из них написаны авторами из рабочей среды: А. Петерди «Знатоки библии» (1914) и Э. Дядёвски «Самый большой грех» (1913); третья — «Бунт рабов» (начало 900-х гг.) — официальным буржуазным писателем Э. Шашем, но социалистическая тенденция отличает и эту пьесу.
«Знатоки библии» была поставлена в 1914 г. участниками Совета венгерских рабочих самодеятельных коллективов в театре общежитий строителей. Пьеса стала популярным репертуарным спектаклем самодеятельных коллективов, хотя главные герои ее, за исключением одного, не рабочие, а члены дворянской семьи. Но это еще ярче подчеркивало превосходство новой, сознательной пролетарской молодежи, готовой к борьбе и решительному действию. Темой драмы становится борьба двух молодых людей с самейным клерикальным гнетом и их победа в этой борьбе. Содержание не выходит за рамки семейно-бытовой проблематики, но и в ее пределах чувствуется нравственная сила молодого рабочего, так что вывод — людям такого типа принадлежит будущее — напрашивается сам собой.
Драма Э. Дядёвски «Самый большой грех» была поставлена впервые в театре общежитий строительных рабочих в 1914 г. Она разоблачала предательство в рабочей среде и одновременно развенчивала иллюзии той части рабочих, которая упорным трудом надеялась выбиться на поверхность, создать себе более благоприятные условия жизни. Драма Дядёвски доказывала беспочвенность и утопичность подобных надежд на примере судьбы одного из центральных персонажей. Выходец из рабочих низов, он действительно со временем занимает более прочное общественное положение, становится управляющим шахты, теперь уже попирающим права своих недавних товарищей, и свято верит в то, что это награда за его честный труд; ведь он действительно не покладая рук трудится на своего хозяина-горнозаводчика.
Прозрение и запоздалый бунт Орбана, понявшего, наконец, что своим повышением он обязан жене, ставшей объектом внимания
горнозаводчика Барани, и составляет основной конфликт драмы Э. Дядёвски.
В драме есть и положительный герой — рабочий-агитатор, марксист Пушкаш. Однако в силу неорганизованности рабочих он пока лишен возможности возглавить их борьбу против капиталистов.
Это делает герой драмы Э. Шаша «Бунт рабов». В ней изображена классовая борьба пролетариата в один из ее наиболее острых моментов — стачки. Герой драмы Тамаш — убежденный, сознательный враг капиталистической системы, человек, способный все силы, все помыслы отдать рабочему движению, классовой борьбе. Заключительная сцена изображает перемирие между капиталистом и рабочими, один лишь Тамаш, арестованный полицией, проявляет твердость и решимость продолжать борьбу до ее логического конца. Пьеса была поставлена в 1912 г. на Новой сцене в театре Альберта Кёвёшши профессиональными актерами.
Некоторые цифры могут дать представление о деятельности рабочих-любителей театрального искусства. Если в 1901 г. было поставлено 16 спектаклей, то в 1904 — уже 44, в 1909 — 169, в 1910 - 186.
Перед самодеятельными пролетарскими театральными коллективами стояли серьезные задачи. Им предстояло не только прокладывать самостоятельный путь в искусство, качественно отличающееся от официального, но и вступить в непримиримую борьбу с мелкобуржуазной безвкусицей, порой проникавшей в самодеятельное искусство, проявлением чего были иногда попадавшие на любительскую сцену поверхностно развлекательные или бульварные представления. Выступая против таких проявлений псевдокультуры, Будапештский исполнительный комитет социал-демократической партии обратился в редакцию «Непсавы»: «Комитет просит редакцию «Непсавы», чтобы афиши столичных любительских обществ разрешалось публиковать только через партийную организацию, для того чтобы партийная организация могла следить за деятельностью многочисленных отчасти не социал-демократических обществ». На страницах «Непсавы» появляется статья известного пропагандиста социалистических идей и агитатора Д. Зильберштейна «Призвание участников социалистической самодеятельности в рабочем движении», в которой, в частности, он пишет: «Очень многие с настоящим искусством и деловитостью служат делу. Возможно, не будет преувеличением сказать, что многие прекрасные произведения пролетарской поэзии стали известны в широких кругах благодаря участникам художественной самодеятельности. На сцену попали такие произведения, которые из-за их социалистической тенденций театры, находящиеся на службе у капиталистов, не могли ставить. Словом, прекрасная, возвышенная работа ждет участников пролетарской художественной самодеятельности».
3 августа 1913 г. был создан Совет рабочих самодеятельных коллективов. Во вступительной речи Д. Зильберштейн сообщил о цели создания Совета: «Следует встать на новый путь и прокладывать новые межи. Совету надо доказать и он будет доказывать, что его деятельность интересует рабочих и заслуживает поддержки. Надо обучать участников самодеятельности и надо работать в социалистическом духе. Следует изыскать способ для того, чтобы увидели свет произведения наших писателей. Дальнейшая наша цель: создание рабочей сцены».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.