Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Венгрия. Часть 6-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Качественно новым явлением в литературе, в том числе и в драматургии, стали произведения Жигмонда Морица (1879—1942). Его драмы произвели настоящий переворот в театре.
Сам факт появления и постановки пьес Морица обнаружил идейно-эстетическую несостоятельность «народных пьес», которые по-прежнему наводняли сцену и в которых в сусально-сентиментальном духе изображалась беззаботная жизнь крестьянства, идеализировались патриархальные отношения между господами и крестьянами.
С Морицем в венгерскую литературу, в венгерскую драматургию пришел, по словам Ади, мужик, «грубый, сильный, злой и грязный», с ним на венгерскую сцену ворвалась подлинная жизнь с ее реальными противоречиями, жестокостью и социальной несправедливостью.
Центральной темой творчества Морица было изображение повседневной жизни трудового крестьянства, певцом и защитником которого он выступил в литературе.
Конфликты во многих его пьесах 1900—1910-х гг. («Староста Шарп», 1908; «По-мадьярски», «Лудаш Мати», 1911; «Песня жаворонка», 1917) имеют четкий социальный характер, вскрывают истинную расстановку сил в современной капиталистической деревне.
Первая пьеса Морица — «Судья Шари» — была поставлена на сцене Национального театра в 1909 г. и имела огромный успех. Один за другим беспрерывно прошли 49 спектаклей.
И хотя пьесу завершал благополучный финал, хотя ее сюжет не выходил за рамки довольно безобидной темы — разгоревшихся страстей вокруг выборов деревенского старосты,— пьеса поднимала и социальные проблемы, проблемы земельного голода бедного крестьянства, расслоения крестьянства, пока не явной, но ощутимо нарастающей классовой враждебности, обусловленной контрастностью общественного положения: алчностью, ненасытностью деревенских богачей и все растущим обнищанием бедняков.
И хотя первая пьеса Морица не была свободна от недостатков — чрезмерно усложненного сюжета, немотивированного порою действия и т. п., но реалистическое изображение крестьянства, что впервые увидела венгерская сцена, разрыв с шаблоном «народной пьесы» были, безусловно, ее сильной стороной.
В основу драмы «Мати Лудаш» положен сюжет народной сказки. История о том, как крепостной крестьянин, превосходящий дворянина и умом, и ловкостью, и смелостью, и множеством других душевных качеств, трижды отплачивает ему за нанесенное оскорбление, вряд ли могла угодить вкусу господствующих классов: пьеса не увидела сцены.
Сам Мориц писал в примечании к пьесе: «Необузданность фарса неистовствует на поверхности, а в глубине сказки содрогается кровавая вечная мука. Пролетарий сражается с господином-эксплуататором. Мати Лудаш и Дёбрёги — на веки вечные типичные в символическом смысле герои этой борьбы».
Углубление социально-критической тенденции, реалистической типизации по сравнению с пьесой «Староста Шари» характерны и для драмы «Песня жаворонка», поставленной в 1917 г. Национальным театром.
В ней борьба деревенской бедноты и кулачества обнажается во всей своей остроте, резкости, непримиримости. Вместе с тем впервые на венгерской сцене в ней появился герой из среды беднейшего крестьянства.
Его характеризует не только бедность, не только реальное бесправие в обществе, но и смелость, отвага, готовность до последнего бороться за свое счастье, даже и в том случае, если силы противника, являющегося одновременно и классовым и личным врагом, неизмеримо превосходят его собственные.
В повести «Птица небесная», на основе которой возникла упомянутая драма, бедный парень одерживает в неравной борьбе победу: любимая женщина следует за ним. В драме же концовка изменена: видимо, это была дань господствующему вкусу, а может быть, и требование дирекции театра, лишь выполнив которое, Мориц мог рассчитывать на постановку драмы.
Верно отражая общественные противоречия своего времени, Мориц все-таки не пришел в этот период к социалистическим выводам. Но стихийный демократизм писателя, протест, усилившийся в период общественного подъема 900-х годов, а также стремление отстоять высокие нравственные ценности, стремление утвердить моральное превосходство, душевную красоту простого человека-труженика, его моральное право на борьбу с социальной несправедливостью и его способность к этой борьбе дают право видеть в Морице непосредственного предшественника социалистической литературы и драматургии.
Недаром Морица считали своим учителем «народные писатели» (это течение было значительным явлением венгерской литературной жизни 1930-х годов), многие из которых стали крупными писателями и драматургами социалистической Венгрии: П. Вереш, П. Сабо, Д. Ийеш, Й. Дарваш.
Но в 20—30-е годы творчество Морица глубиной и силой изображения, крупными социальными обобщениями, своим бунтарским духом, эмоционально-лирическим утверждением нравственных ценностей бедняка, утверждением его права на счастье и решимости отстоять это счастье возвышалось над произведениями «народных писателей», не выходивших за рамки своего предмета изображения — мира крестьянской деревни.
Наследие Морица учило их видеть перспективу жизни, стимулировало к более высоким эстетическим завоеваниям.
Параллельно с ростом рабочего движения в Венгрии, с ростом политической сознательности пролетариата началось развитие социалистического театрального искусства Венгрии.
Сначала на профессиональную сцену проникли пьесы с пролетарской тематикой. В 1871 г. Национальным театром была поставлена «Забастовка» Сиглигети.
Ее премьера состоялась в момент, когда вспыхнуло множество забастовок и демонстраций в Будапеште в знак солидарности с парижским пролетариатом. Однако, с сочувствием изображая в своей пьесе рабочих, верно отразив деградацию буржуазного класса, Сиглигети, согласно канону «народной пьесы», выступает за примирение капиталистов и пролетариев.
Но постановка проблемы пролетарского труда на сцене, сочувственное изображение рабочих, живущих в бесчеловечных условиях, было новым явлением в венгерском театре, знаменующим начало нового этапа, новых процессов в развитии сценического искусства.
Пролетарий становится героем и других спектаклей на профессиональной сцене. Центральными сценами драм Я. Денги «Служащий шахты» и Э. Мадараса «Мастер Иллеш» явились сцены из шахтерской жизни.
70—80-е годы XIX в.— годы возникновения пролетарского самодеятельного театрального искусства.
27 марта 1869 г. основанная Танчичем газета Всеобщего рабочего общества «Золотая труба» сообщала о том, что группа рабочих-любителей под руководством столяра Ш. Чики поставила с большим успехом его пьесу «Странствующий польский граф и кающиеся разбойники».
Текст пьесы не сохранился. Предполагается, что это был какой-то вариант «Разбойников» Шиллера. И хотя содержание пьесы никак не отражало реальной жизни и проблем рабочего класса, ее успех свидетельствовал о том, насколько велика была в рабочей среде тяга к искусству.
Рост политической сознательности и организованности пролетариата неизбежно должен был привести к созданию произведений, тематика и проблематика которых была бы уже тесно связана с жизнью самого пролетариата. И второе известие о самодеятельном рабочем театре как раз свидетельствовало о возникновении такого произведения.
В этом случае также был использован иностранный источник. Основатель «Непсавы» Виктор Кюльфёльди адаптировал немецкий оригинал. Пьеса называлась «Хитрый рабочий» и знакомила зрителя с основными положениями социалистической политэкономии.
Действия как такового в пьесе не было. Это была пьеса-диспут, участники которого представляли основные классы буржуазного общества: здесь был капиталист, состоявший у него на службе советник-экономист и рабочий.
Все три персонажа охарактеризованы автором схематично, очень слабо индивидуализирована речь каждого из них. Центральная тема драмы — изложение теории прибавочной стоимости, в процессе чего выявляются глупость и ограниченность капиталиста, не умеющего противопоставить ничего веского логически мыслящему, прекрасно аргументирующему свои выводы рабочему.
Вызванный капиталистом на помощь образованный экономист бессилен опровергнуть четкую, ясную, подкрепляемую фактами самой жизни логику рабочего. Атмосферу дружелюбного, свободного обмена мнениями, видимость которой пытается создать капиталист, демонстрируя широту взглядов и доброжелательное отношение к своим рабочим, он же сам и разрушает в бессильной ярости.
Рабочий, доказавший свою правоту, лишается места, хозяева, убедившись в могуществе его науки, прибегают к власти, на стороне же рабочего остается истина.
Б. Немет назвал эту драму «марксистской школьной драмой», и эта оценка не противоречит намерению самого драматурга, целью которого было создание социалистической пьесы, преследующей задачи политического воспитания и образования рабочих.
Культурная работа самодеятельных коллективов в этот, период осуществляется в рамках профсоюзов. Но пьес с собственно пролетарской тематикой в этот период появляется мало. Любительские театральные коллективы в основном используют репертуар Национального и Народного театров.
По свидетельству венгерских историков театра, в этот период появилось всего четыре значительные пьесы социалистической тенденции: оригинальная пьеса рабочего-металлиста Ф. Кларика «Торжество труда» (1890), драма Пречанга «Заводские девушки» (1893), переведенная с немецкого, популярная в рабочих кругах пьеса Сиглигети «Забастовка» (1871) и драма Л. Шимона «Нищета» (начало 900-х гг., рукопись утеряна).

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +