Более острым разоблачением буржуазной действительности явилась вторая драма — «Мукани», которую можно было бы назвать комедией характеров, если бы ситуации не были бы доведены до гротесковых, а комедийность не перерастала бы в сатирический фарс. «Мукани» стала крупнейшим произведением сценической сатиры своего времени. Если в «Дармоедах» Чики еще проявлял какое-то снисхождение к своим малосимпатичным героям, то здесь не было пощады никому. Произвол, безответственность буржуазной прессы, косность буржуазной науки, давно игнорирующей факты, продажность чиновников министерств, бездушие врачей и другие темные стороны общественной жизни Чики беспощадно выставлял на всеобщее обозрение, шокируя и уязвляя буржуазного зрителя. Неудивительно, что вскоре пьеса была исключена из репертуара театров и не появлялась в них вплоть до победы народного строя в Венгрии.
Начинание Г. Чики, в пьесах которого наметилась социально-критическая тенденция, продолжило, развило и углубило драматическое творчество З. Тури (1870—1906) и Шандора Броди (1863-1924).
Смелое изображение венгерской военщины содержит драма З. Тури «Солдаты» (1897), на которую сразу обратил внимание Э. Ади как на многообещающее явление в литературной жизни того времени.
Риск, связанный с постановкой драмы, резко критикующей прогнившую систему и давно изжившую себя феодальную структуру австро-венгерской армии, был очень велик, и Национальный театр отверг ее. После преодоления больших препятствий драма была поставлена в 1898 г. Театром комедии и с большим сочувствием принята публикой. Однако состоялось всего пять спектаклей, после чего пьесу исключили из репертуара. Берлинский театр им. Лессинга также готовил пьесу, но постановка ее была запрещена властями.
Основной конфликт драмы — бунт представителя низшего офицерства против феодального духа, господствующего в армии.
Действие драмы определяется перипетиями жизненной судьбы главного героя — лейтенанта Удварди и его окружения, нарастанием противоречий между все более глубоким осмыслением героем несправедливости и порочностью самой структуры армейской жизни, всем государственным институтом, консервирующим эту феодальную структуру. На одном полюсе — бесправная, нищая солдатская масса и испытывающее страшную нужду низшее офицерство, на другом — офицерская знать, ведущая праздный, паразитический образ жизни, помыкающая низшими по рангу. Герой драмы Тури не просто выражает недовольство существующим порядком вещей, он полон энтузиазма и надежды перестроить этот порядок, в связи с чем отправляет в министерство меморандум — плод его долгих раздумий и бессонных ночей, излагающий мероприятия, которые должны обновить структуру армейской жизни. Согласно проекту Удварди, трудовая жизнь придала бы смысл существованию солдат и офицеров, наполнила бы их сознанием того, что они «не напрасно живут». Министерство отвергает меморандум, герой, чьи реформистские иллюзии терпят крах, не находит в себе силы продолжать борьбу ни за свою собственную, пришедшую в полный упадок жизнь, ни за свои идеи и кончает жизнь самоубийством, логически завершившим неизбежно обреченный на поражение индвидуалистический бунт. Резко критикуя свое общество, не приемля его законов, восставая против него, герой не поднимается до понимания сути буржуазного общества, а потому и не видит выхода из тупика, в который завели венгерское общество донельзя обострившиеся к концу века капиталистические противоречия.
В жанре критической психологической драмы решены и произведения Шандора Броди (1863—1924), и в первую очередь «Нянька» (1902) — драматический вариант его же новеллистического цикла «Нянька Эржебет» (1900—1901). Драма Ш. Броди в точности повторила путь драмы З. Тури. Национальный театр отверг ее, и поставлена она была на сцене Театра комедии. Студенчество, радикально настроенная интеллигенция восторженно приняли ее. Пьеса была поставлена позже в провинциальных театрах, в том числе в Надьвараде, где в то время жил Э. Ади. Он, как никто иной, оценил огромное общественное значение пьесы, ее революционизирующее воздействие на передовые умы общества, своеобразным свидетельством чему явилось резкое неприятие пьесы зрителем из привилегированных классов. «Все венгерское дворянское общество Будапешта и оформленное по будапештскому образцу ужасается и кричит: Грязь! Грязь!.. Что за грязь в пьесе Броди? Истина, не так ли? Аморальную, низкую жизнь ведут многие сотни тысяч бедняков. Не так ли? Господин для крестьянина является только опасностью, только несчастьем. Не так ли? Мы господа беспризорности, грязи, животной жизни крестьянина. Не так ли? Наша господская жизнь — жалкая комедия. Не так ли? Наши слуги — современные рабы, паша правовая система — шашка полицейского, наше социальное лекарство — атака конных полицейских. Не так ли? Где же преувеличение у Броди, что в общем-то и не вина для писателя, служащего большой цели?»
Как известно, в этот период натурализм считался тем Литературным и художественным течением, которое было призвано обновить театр, покончить с застоем, шаблоном, искусственностью и условностью. Его главной задачей было правдивое изображение действительной жизни.
Усваивая завоевания натуралистической сцены и в этом также продолжая линию, отчетливо наметившуюся в «Солдатах» Тури, Ш. Броди выводит на сцену бедняков, неимущих, отверженных. Во всей своей неприглядности показана жизнь обнищавшей крестьянской семьи, глава которой за тарелку супа и папиросы готов продать собственную дочь кому угодно, даже ее соблазнителю, недавно вызывавшему искренний отцовский гнев. В 3-м действии перед зрителем раскрывается мир городской ночлежки с ее обитателями: безработными слугами, официантами, нянями, бездомными обитателями «дна». Аналогия с горьковской драмой напрашивается сама собой, но драмы были созданы почти одновременно и поэтому особо знаменательным представляется внутреннее сходство состояния общества в обеих странах, схожая реакция на это состояние лучших писателей современности.
Назвав свою пьесу «очерком нравов», Броди не только обнажает вопиющую социальную несправедливость, резкие контрасты богатства и нищеты, роскоши и убожества, но глубоко вскрывает пласт моральных, нравственных отношений, подвергая уничтожающей критике действительное состояние нравов буржуа, охотно провозглашающих декларации о святости семейной жизни, любви к простому народу, в действительности же с легкостью попирающих элементарные нормы человеческой нравственности.
Миру бездушия, разложения и лжи противостоят в пьесе нравственная чистота и подлинное человеческое достоинство людей из народа: няньки Эржебет и кузнеца Петера, чья трудовая мораль, неспособность к компромиссу, острота классового зрения делают их, особенно последнего, потенциальными борцами с общественным злом. О значении драмы Ш. Броди хорошо сказал Ж. Мориц: «Сверкающим лучом света была она на поверхности разлагающегося мира, который еще не созрел для того, чтобы создать и выняньчить новое». И сам Броди в декабрьском номере журнала «Фехер кёньв» за 1900 г. писал: «Говорят, что я поднимаю бунт против буржуазного общества пьесой «Нянька». Социалистический де разговор! Дамы и господа, если это социалистический разговор... значит тогда — я социалист!»
И вторая крупнейшая драма Броди — «Учительница» (1908) — с не меньшей страстностью вскрывала острейший общественный конфликт: борьбу прогрессивной интеллигенции, питаемой передовыми идеями века, стремящейся привить эти идеи подрастающему поколению, с силами реакции, стоящей на страже существующего правопорядка. В драме этот конфликт, несмотря на всю свою злободневность, выступает как побочный, порожденный столкновением двух нравственных миров: душевной чистоты, цельности, благородства молодой учительницы, движимой высокими идеями служения народу,— и низости, корысти, подлости представителей местных властей, возненавидевших ее и организующих ее травлю только за одно то, что нравственное превосходство учительницы очевидно. Особую напряженность действию, всей атмосфере драмы придает то, что идеальная (в подлинном смысле) героиня абсолютно одинока во враждебном окружении и лишь незаурядная нравственная стойкость дает ей силы пройти через тяжелые испытания, выпавшие на ее долю, и даже выйти из них победительницей (разумеется, в том же моральном плане).
Идейно-эстетическое воздействие драмы Броди усиливали ее высокие художественные достоинства: строгость пропорций, компактность структуры драмы, яркая индивидуализация речи персонажей, например поэтичность речи его героинь, тщательная предметная детализация, создающая эффект жизненной достоверности, правдоподобия.
Следует отметить, что при всем этом радикализм Броди, его острая социально-критическая мысль, подводящая иногда вплотную к социалистическим выводам, не всегда последовательно проводились в его творчестве. Иногда он уступал господствовавшим вкусам. Так, для «Учительницы» он заготовил две развязки: одну — трагическую, отвечающую жизненной правде и логике драмы, другую — счастливую, которая противоречила этой логике, зато отвечала вкусу буржуазного зрителя.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.